new_sha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 марта 2010 г. 18:46

5K

3

С середины книги меня начало от омерзения и негодования потряхивать, пришлось переключаться на другие книги и читать Гарди строго дозированно.
Сюжет, я думаю, многие знают: если не читали, то слышали краем уха, тем более что есть экранизация. Тэсс, молодая и наивная девушка, пала жертвой обольстителя, родила от него ребенка, ребенок умер. Девушка встречает другого, он ее безмерно любит, она его безмерно любит, они женятся, она не выдерживает своей вины и говорит ему, что уже не девушка.

Вот тут начинается самое ужасное, от чего у меня голова просто трещать начала. Муженек настолько проникается отвращением к некогда непомерно любимой, что сваливает на год в Бразилию. Залечивать раны, ага. И думать над тем, что любимая женщина оказалась такой нечистой, преступницей, лгуньей и далее по списку. Жалеть себя и вопрошать у неба, почему жена оказалась такой плохой. А перед тем, как уехать он еще и "с горя" позвал с собой в Бразилию в качестве любовницы подругу Тэсс. Потом он к жене все-таки приезжает, но слишком поздно.

"...если бы у Клэра животное начало было сильнее, он вел бы себя благороднее. ... И все же любовь Клэра действительно была слишком духовной для повседневной жизни..."


Все всё поняли про духовную любовь, да? А то мы все пытаемся определения дать любви, а она, настоящая, вон какая.
И вот еще слова "обиженного" мужа по поводу обольстителя жены.

"Как можем мы жить вместе, пока жив этот человек? ... Если бы он умер, все было бы иначе"


О да, это прям в корне все меняет, ну-ну.

Конечно, я отдаю отчет в том, что это викторианская Англия. Но, во-первых, меня тут на ста страницах убеждали в том, как сильна их любовь, которая все выдержит. Во-вторых, это все-таки не высшее общество, нравы в крестьянской среде были посвободнее, как мне кажется (может быть, я ошибаюсь, я не специалист). В-третьих, сам горе-муженек перед женой покаялся в том, что тоже не девственник, повеселился в свое время. И даже в эту эпоху (и в предыдущие) случалось всякое. И какие-то девушки не выходили замуж девственными, и мужья их прощали. А этот же настолько "духовно" и сильно любил, что не выдержал отвращения к жене и сбежал. Мужчина, че!

Эту книгу ни в коем случае нельзя давать молодым девушкам, я считаю! Ни одного положительного мужского персонажа! Отец Тэсс - пьет и не работает, обольститель - мудак и больше похож на насильника, о муженьке я уже сказала, один из хозяинов Тэсс - грубая скотина, эпизодические мужчины - все как один хотят от девушки одного. Как после этого не сказать, что все мужики козлы! А ведь это не так! И в ту эпоху были благородные, честные и великодушные, и в предыдущие и в последующие. Своей подрастающей дочери, если она у меня будет, я давать это произведение точно не буду.

Комментарии

+1
Обмен признаниями меня убил в свое время.
- Знаешь, я должен тебе признаться, я был с проституткой, потому что желание секса пересилило. (не путаю же, то была проститутка?)
- Ничего, я тебя все равно люблю. Но тоже должна тебе признаться, меня изнасиловали.
- Вот ты шлюююююха!
Очаровательная логика..

+46 11.03.10

бгггг, точно))) я просто читала и бесилась, читала и бесилась

+7 11.03.10

... ой.
а я сейчас читаю. пока все не очень оптимистично, но была все же надежда, что конец истории будет хорошим... а тут...
даааа. грустно.
меня библиотекарша просто заставила эту книгу взять почитать, увидев список до этого прочитанных книг в чит. билете (Бронте, Остин, Вудхас): "Вы не читали Томаса Гарди???!!!" и, кстати, обнадежила меня положительным окончанием.
верь после этого людям!

+6 06.03.12

я вот сейчас читаю, и впечатления аналогичные. Вторая половина книги исписывается на полях моими комментариями в духе "козел" и "зачем так вообще делать"

+1 12.04.12

читала книжку про министра стали СССР и там кто-то ручкой подчеркивал некоторые строки, про манеру поведения начальника, потом узнала что пометки делал главный хирург, от которого книга досталась моему брату..характеризует)) но всё-таки первая мысль была - "бедная книжка"

+1 04.12.13

а мне вообще эту книгу папа порекомендовал. что вдвойне странно, хоть и в каком-то плане объяснимо.
я полностью согласна с автором рецензии. не стоит девушкам такие книги советовать читать.

+3 23.04.12

Ужасная книга, до середины с горем пополам дочитала, преодолевая отвращение и ненависть к всем мужским персонажам в книге, а потом дочитывала по диагонали до конца - просто чтоб знать. чем же это закончилось.

+2 11.07.12

Возможно Вы поспешно истолковали описываемое в книге. Это же иллюстрация викторианской эпохи, для которой многое на сегодняшний день привычное и нормальное могло бы показаться очень предосудительным. Сейчас, не спорю, такое поведение показалось бы глупым предрассудком - тогда же осуждение было бы в порядке вещей. Ждать "белых и пушистых" персонажей и всепобеждающую любовь, согласитесь, было бы слишком наивно. Это не бульварный романчик. Попробуйте прочесть "Госпожу Бовари" Флобера. И/или "Любовницу французского лейтенанта" Джона Фаулза. Может тогда посмотрите на эту историю с немного другого угла.

+7 21.07.13

Я не жду белых и пушистых, мне просто отвратительны персонажи этой книги. О викторианской эпохе есть много книг, которые читать приятно. Флобера не читала, а вот с Фаулзом знакома. Не могу сказать, что это что-то потрясающее, для меня на троечку.

+1 23.07.13

В таком случае Ваше мнение мне просто показалось излишне категоричным. Я не хочу сказать, что в книге все разрешается справедливо. Мудаков везде хватает, безусловно, но герои "Тэсс.." не только со своими тараканами в голове, но и со своим подтекстом. Немного обидно, что по Вашему мнению они настолько жалки, что могут быть разве что объектами приложения сарказма)

+1 23.07.13

Ой, нет, сарказм не про меня, просто не мой автор, не моя книга. Мне она навеяла мысли о средневековье, а ужаснее времени, по-моему, не было.

0 24.07.13

Хе, а рабовладельческий строй и закат Римской Империи?) Возможно Вы и правы - может быть на самом деле книга как раз и о том, что эпоха паровых машин не так уж далеко ушла от обычаев Темного Средневековья. Построение гражданского общества - долгий процесс.

+1 24.07.13

Мы и сейчас по жестокости далеко не ушли(( Да, рабовладельческий строй и Римская империя совсем не блещут человеколюбием, но они тогда совсем дикие были)) Средневековье со своей инквизицией и прочими мерзостями мне кажутся намного страшнее, от одного слова Средневековье мурашки и мрак в душе, возможно ,потому что тогда начался культурно-научный расцвет в Европе, а вместе с тем моральный облик европейцев был ужасен.

+1 25.07.13

... а мне жаль, что, когда я подрастала, я не прочла некоторых книг, и прежде всего "Тэсс из рода дЭрбервиллей" Гарди, "Госпожу Бовари" Флобера и "Опасные связи" де Лакло. Нельзя, чтобы отношение подростка к окружающему миру формировалось лишь из прочтения книг вроде "Алых парусов", как ни прекрасны сказки о мужчине и женщине. Я согласна с Вами в том, что, конечно, существуют "благородные, честные и великодушные мужчины" (описанные, например, любимым мной Ремарком). Но жизнь неоднозначна и сложна, относиться к ней стоит серьёзно, и нужно иметь зрелость и мужество видеть разные её грани, уметь ощущать и распознавать зло, которого слишком много, и сопротивляться ему.

+25 05.11.12

По-моему только Ваше мнение здесь получилось взвешенным и рациональным. Глупо было бы ждать "благостной иллюзии" о любви до гроба. "Тэсс" может быть книга очень суровая и немножко назидательная, но своей классической истории стоит. Честную по отношению к человеку и жизни, серьезную литературу стоит уважать. Не Джейн Остин единой.
Единственное с чем я могу согласиться - то, что в раннем возрасте прочесть эту книгу может быть слишком сложно. Но многое нужно читать не просто для развлечения или удовольствия, не так ли? Того же Ремарка трудно назвать радушным к читателю. Но это не значит, что он неправ, как автор.

+3 21.07.13

Спасибо за столь лестную оценку моей реплики.
... что Вы имеете в виду, говоря о том, что Ремарка трудно назвать радушным к читателю? Ремарк честен по отношению к читателю и как следствие строг к нему? Или, может быть, Вы имеете в виду что-то другое?
... какое прелестное танка в Вашем профиле! :)

0 21.07.13

Не стоит.
Я подразумевал манеру Ремарка называть вещи своими не именами, без предвзятых попыток кого-то обелить. Конечно, сентиментальность у него тоже пристуствует. Он по-своему строг и читать его порой бывает тяжело. Даже в "Тенях в раю" не говоря уж о "Времени жить и времени умирать" или "Триумфальной арке". С такими книгами безусловно надо познакомиться, вот о чем я пытаюсь сказать. "Тэсс", в свою очередь, тоже довольно жестокая книга. Мне ее персонажи почему-то "отвратительными" не показались. Такие же люди, как и наши современники.

Благодарю. Это Акико Есано. Дань памяти восточной культуре, "Мадонне в черном" Акутагавы и, похоже, "Весна, лето, осень, зима.. и снова весна" Ким Ки Дука.

0 23.07.13

а мне понравился хозяин мызы в Тэлботэйте...)) но книга и впрямь ну ооочень неприятная, несколько раз её отбрасывала подальше..

+3 04.12.13

Согласна. Хозяин мызы и еще пастор Клэр просто душки на фоне остальных мужских персонажей.)

+1 21.12.15

Я вот пробую читать,но чёт вообще не цепляет.Написано отлично,но нейтрально совсем.

0 11.03.14
  • 1
  • 2