Больше рецензий

15 июля 2015 г. 13:29

406

4

У кого, как ни у российского читателя может возникнуть интерес к книге о жизни американских коммунистов, которые у Литэма получились, если не отцами-основателями американского левого движения, так уж точно матерями. Чего стоит образ Марии Циммер, наводившей страх и ужас не только на представителей буржуазно – капиталистических устоев, но и на членов собственной просоветской компартии. Ее дочь Мирьям Циммер унаследовала от матери страсть к утопизму, но не способности к самодисциплине, что превратило ее в харизматичную хиппи, вечно тусующуюся и покуривающую травку. Сын Мирьям будет воспитан квакерами – прямыми предшественниками американской контркультуры. Да и сам Литэм, кстати, принимал участие в протестной акции «Оккупай Уолл - стрит» и призывал своих читателей присоединиться к этому движению. В общем, этот роман изобилует всевозможного рода протестами, недовольствами, нонконформизмами и маргинализмами…
Сюжет «Садов диссидентов» складывается из историй трех поколений американских леваков: коммунистов из 50 – х, хиппи из 70 – х и «анонимусов» из нашей эпохи. Объединяются эти три поколения если не семейными узами, то уж точно общими идеями, носители которых стараются казаться умнее и честнее всех остальных. Сам Джонатан Литэм не жалует этих бунтарей и местами высмеивает их за излишнюю привязанность к разным идейным течениям, которые зачастую находят определения самим людям, а не наоборот. В этом смысле героями романа становятся общественно – политические лозунги и идейные направления, а люди – их психологическими портретами. Художник остается в стороне и виртуозно наполняет красками пустоту фона, подчеркивая индивидуальность каждого из своих персонажей отличительными дефектами, привычками, мимикой. Здесь нужно отдать должное писательскому мастерству Литэма и достойному переводу Азаркович.
Понять этот роман смогут все, но по-разному. Очевидно, что понимание зависит от возраста и жизненного опыта читателя, а также от его политической осведомленности и зрелости. Но основным решающим фактором в понимании «Садов диссидентов» послужит наличие советского багажа за спиной или его отсутствие. В этом смысле роман Джонатана Литэма становится семейной книгой, особенно у нас в стране.
Но если вы хладнокровно относитесь к политическим страстям, то, возможно, вы увидите трагедию иного характера. Почему эти умные и честные бунтари проигрывают? Является ли их проигрыш приговором для нашего пропащего мира? Или же неудачной попыткой обрести собственное недостающее счастье в сопротивлении и протестах против злого вымышленного мирка? Может быть, этот несчастный мирок отражается лишь в несчастных глазах? Ведь, по сути, персонажи у Литэма по большей части несчастливые люди.
Справедливо будет вспомнить и наших диссидентов, например, Егора Летова: \\А при коммунизме всё будет хорошо\\Он наступит скоро — надо только подождать\\Там всё будет бесплатно, там всё будет в кайф\\Там наверное вообще не надо будет умирать\\Я проснулся среди ночи и понял, что – все идет по плану\\.