Больше рецензий

yuliapa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июля 2015 г. 12:13

726

3.5

Как человек, прочитавший книгу, считаю своим долгом сообщить пока еще не читавшим, что автор сильно наводит тень на плетень. Взять хотя бы название: в нем неправда все, кроме, наверное, одного слова"короткая". Потому что главного героя зовут на самом деле Оскар де Леон, жизнь у него никакая не фантастическая, а самая что ни на есть обыкновенная, заунывная, скучнее и однообразнее многих, да и можно ли назвать это жизнью? Так, жалкое существование безвольного существа! Ну и если разобраться - не так уж мало прожил на свете главный герой - другие в его годы состоялись как личность; в общем, как ни крути, а времени у него было достаточно.

Вы, наверное, чувствуете, что ворчу и придираюсь. Да, это правда. Я уже сколько-то времени ворчу по поводу книги Джуно Диаса, стараясь прицепиться к любой ерунде, чтобы доказать внутри себя, что он не прав, не прав, не прав. Все мое читательское существо протестует против того мира, который живет в книге про "Оскара Вау" - это темный, страшный, порой мистический мир, в котором царят проклятия. Плюс антипроклятия, которые гораздо слабее - не могут по-настоящему с ними бороться, могут только смягчать ужасные события. Вот эта перекошенность в сторону черноты, темноты, чертовых сил - мне не по душе. С детства вместе со сказками я впитывала представления о мистическом мире - в нем поровну существуют злые и добрые феи, злые и добрые волшебники. Злая фея может наложить проклятие - но по понятиям! за дело! - например, за то, что всех пригласили на крестины, а ее нет. Плюс существует возможность это проклятие снять, все честь по чести. У Джуно же Диаса проклятие накладывается на семью добропочтенного доктора - и за что? За то, что хотел сохранить, спасти свою прекрасную и невинную дочь любой ценой - как оказалось, ценой своей жизни и страданий. В "правильном" мире сказок это и было бы искупление и спасение всей семьи - добровольная жертва за их жизни. Но Диас рисует безжалостную картину: за то, что какой-то докторишка осмелился противоречить Хозяину Страны, диктатору Трухильо, тот расправляется и с ним, и с его женой, и с дочерями. Заодно накладывает свое черное проклятие на всех дальнейших потомков. На стороне слабых при этом всего-то навсего Поющий Мангуст, который только и может, что поддерживать избитых до полусмерти - ровно настолько, чтобы они не умерли совсем. Нечестно, нечестно!

Если и дальше говорить о хитростях автора, то он с самого начала жульнически намекает нам на некий интересный рассказ о фантастической жизни Оскара, в то время как на самом деле главное его желание - рассказать нам о диктаторе Трухильо. О подлом извращенце, лжеце, негодяе, сволочи, садисте Трухильо. Этому отвратительному типу отданы самые эмоциональные, самые красочные страницы книги. Даже по количеству текста, как мне показалось, Трухильо сильно опередил всех остальных героев - и на самом деле он и есть главный герой книги. Но тут опять случается какой-то перевертыш: Джуно Диас с такой страстью и энергией описывает отвратительность Подлого Диктатора, что в какой-то момент кажется, что он его прославляет. Уж такой этот Трухильо всемогущий, уж такой он повсеместный, уж так он властвует над страной, что никто пошевелиться не может. Вот что на самом деле меня отталкивало в книге и заставляло внутренне спорить - в сказочном, мистическом мире у Кощея всегда припрятана иголка, и всегда находится Иванушка, который до этой иголки доберется.

Что еще сказать о моих ворчаниях. Говоря о следующих поколениях семьи де Леоне - Белисии, Лоле и Оскаре - хочется вспомнить сказочную поговорку "о проклятии сокрушайся, а сам не плошай". Можно, конечно, все их беды свалить на всесильного Трухильо - мол, он проклял, и все тут, ничего не поделаешь. А можно взять как пример достойнейшую жизнь несокрушимой Ла Инки, которая идет по жизни с гордо поднятой головой, неутомимыми руками и светлым сердцем. Ей можно только посочувствовать - молодежь, которая ей попалась для заботы - по-настоящему безбашенна. Что Белисия, прекрасная Бели, что дочка ее Лола - у них как будто огонь бушует в топке паровоза, заставляя мчаться по полям и оврагам, не выбирая дороги, не держась за руль. Наверное, это такой латиноамериканский образ жить - но давайте тогда не будем сваливать вину за сломанные заборы (чужие) и ноги (свои) на чьи-то проклятия, а подумаем, что если ты не держишься за руль, то легко повстречаешься с неприятностями на своем пути. Оскару же, наоборот, не досталось страстей, а досталась пустая, бессобытийная жизнь, полная только чтением и компьютерными играми. В самом конце он совершает осмысленный, продуманный поступок (не буду спойлерить!), но и тот, как потом выяснилось, не смог снять проклятия с семьи де Леон. Не по сказочной логике, но по жизненной, тут уж я не могу не согласиться - каждый рождается на свет со своей судьбой и сам должен сражаться со своими проблемами; оптом их не решишь.

Завершить же свои ворчания я хотела бы фразой Джуно Диаса, которая мне понравилась, и которая, вероятно, является ключом ко многим закрытым ларчикам книги про Оскара Вау: единственный выход - это вход.

Комментарии


горячие какие все герои похоже :)


Да, мой северный темперамент (точнее, его отсутствие) был поражен бурей страстей и проклятий.


какие ты книги интересные откапываешь, просто диву даешься


: ) Эта книга последнее время часто мелькала на ЛайвЛибе, и вот что о ней известно:

"первый роман Джуно Диаса, написанный в 2007 году и сразу принесший автору Пулицеровскую премию, Национальную премию критиков, премию Джона Сарджента и еще штук пять разных премий"

Когда я в очередной раз наткнулась на неё в списках "лучший роман 21 века", то поняла, что "надо брать". Не пожалела, хотя в очередной раз удивилась 21-му веку, у которого такие лучшие романы ;-)

Вообще, как я уже писала, латиноамериканские страсти - не мое, меня закалило серое ленинградское небо.


они ж даже обнимаются по другому. Вот потому и не пошло! ;)