Больше рецензий

Faery_Trickster

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 мая 2015 г. 19:13

4K

5

Прочитав «Джейн Эйр», ты вдруг понимаешь, что читал эту книгу десятки раз. Отдельно взятыми фрагментами, смутно похожими персонажами, своей атмосферой, своей проблематикой она присутствует как минимум в работах многих женщин-писателей. Если всё же есть такое понятие как «произведения, которые должен прочитать каждый», то «Джейн Эйр» – один из ярчайших примеров. Слишком многие находили в ней вдохновение, слишком многие сравнивали своих героинь с той самой Джейн, слишком многие (осознанно или нет) строили аллюзии на эту историю, вспоминали отрывки из неё или даже просто вручали своим героям в руки том с именем Шарлотты Бронте.

Знакомство с автором у меня началось с «Учителя» – первого её романа, и сейчас, сравнивая свои впечатления от первой и второй её книги, я просто поражаюсь настолько резкому скачку вверх. «Учитель», безусловно, написан с той же безупречностью и красотой, но на эмоциональном и психологическом уровне «Джейн Эйр», на мой взгляд, гораздо выше. Если перед вами стоит вопрос о том, с чего начать знакомство с писательницей, то больше не сомневайтесь – определённо с «Джейн Эйр».

Как же я сожалею, что во время своего первого знакомства ещё не мог свободно читать на английском. Шарлотта Бронте – одна из тех писателей, ради книг которых стоит учить иностранный язык. Если вы филолог, который получает удовольствие от изящного стиля, красоты изложения, может по несколько минут перечитывать блестяще построенные фразы, то чтение Шарлотты Бронте для вас станет настоящим подарком. После первых же страниц вы начинаете себя чувствовать так, будто до этого читали косноязычные литературные шедевры учеников средней школы. Стиль Бронте прекрасен, насыщен, богат, и не менее прекрасны её герои и сама история.

Главные женские персонажи в любовных романах, как правило, красивы. Джейн не просто красива, она идеальная, и то, что идеальность её далека от внешней привлекательности, не делает её ничуть хуже. Редко я встречаю автора, которая бы с таким же упрямством, как иные описывают миловидность порождения своей фантазии, напоминала своему персонажу о её серости и неприметности в глазах большинства. Но всё же, вместе с тем она даёт ей огромное богатство – ум и духовную чистоту. Чистоту настолько далёкую от нынешнего нашего мира, что невольно начинаешь тосковать по XIX-му веку.

Мистер Рочестер, разделяя с мисс Эйр бремя непривлекательности, всецело компенсирующееся живым умом, силой воли и поразительным умением читать чужие души, также располагает к себе, несмотря ни на что. Настоящая любовь не имеет ничего общего с внешней красотой, влюблённость – да, но любовь смотрит гораздо глубже. Практика показывает, что иногда даже самая красивая девушка разочаровывает уже после пяти минут разговора. Это нивелирование автором красивой обложки, за которой порой скрываются мысли, диктуемые глупостью и тщеславием, весьма актуально и в наше время. Да и не только это. Одна из самых больших загадок классиков для меня – это их умение смотреть сквозь время и писать «книги на все времена», в каком бы веке они ни родились.

«Джейн Эйр» – это не только роман, это ещё и немного мистика, немного детектив. Это взгляд в прошлое на пару столетий назад, в котором совершенно неожиданно встречаешь призраков своего настоящего. Редкий случай, когда книгу хочется не прочитать как можно быстрее, а растягивать удовольствие, наслаждаясь от первой и до последней строчки.

***
Книга прочитана в рамках "Флэшмоба 2015" по совету Asea_Aranion Спасибо вам огромное, чудесный совет! Также совмещено с играми "LinguaTurris", "Школьная вселенная", "Четыре сезона" и "Вокруг света".

Ветка комментариев


Я вот сижу и думаю сейчас, за что всё-таки люблю эту книгу. За язык, конечно, за развёрнутость и связность текста, столь редкие в наше время, за остроумие, за некоторые эпизоды особенно (с кошельком, например, когда Джен собирается ехать к умирающей тётушке, обожаю и в экранизации этот момент), за то, что всё хорошо кончилось. Но главным образом, наверное, за то, что Джен поступает правильно. За её твёрдые моральные принципы, которые и делают эту историю такой прекрасной и почти сказочной. Тем, кто судит её поступки с современных позиций, когда живи с кем хочешь и как хочешь (и то не всегда), напоминаю, что из союза с женатым человеком вышли бы либо прятки по углам, унижающие не только её (да и его тоже) личность, но и само чувство любви, либо открытая конфронтация с обществом, в результате которой на их отношения вылились бы ушаты грязи. Нет, и Джен, и Эдварду нужен был не просто союз, но союз чистый. Своим побегом Джен спасает не только себя, но и Рочестера. Не случайна ведь в романе линия с тёмным прошлым Рочестера и Адель – плод незаконной связи. Если Джен чиста душой изначально и должна сохранить эту чистоту, то Рочестеру необходимо пройти очищение. Он нуждается в этой очистительной потере.
Что касается Сент-Джона, то он посмел произнести убийственную для любой женщины фразу: «Вы созданы для труда, а не для любви». Да какая девушка после этого за него пойдёт?! Тем более Джен, с её горячим сердцем, с её искренней душой, уже познавшая любовь, и любовь взаимную. «Я презираю ваше представление о любви. Я презираю то лживое чувство, которое вы мне предлагаете!» Ведь Сент-Джон, при всей его набожности, уме, образованности – лицемер. Его, а не Джен, волнует, что подумают люди.
Самопожертвование вряд ли в характере героини («Бог не для того дал мне жизнь, чтобы я её загубила»). Практична она, если уж на то пошло, лишь постольку, поскольку надеяться может только на себя. Главное в ней, пожалуй, правдивость: «Я не лгунья!» Ни разу она не вступила в сделку с совестью, и любимому человеку этого не позволила.


Мы, или по крайней мере я, не буду всё-таки говорить за других :), не сужу её с позиций современного человека, и прекрасно представляю, что могло выйти из подобного союза. Но ведь есть примеры, и один из самых ярких - это Джордж Элиот. Так что дело не в том, что в те времена подобное не было возможно, просто именно Джен Эйр это не подходило.
А что действительно не было возможно в те времена, так это написать роман о героине, которая поступила бы иначе, да ещё обрела в конце-концов счастье. : ))


Спасибо большое за комментарий и ещё раз лично — за совет. Я, если честно, не ожидал, что произойдёт такая бурная дискуссия, всё же далеко не самое провокационное произведение, на мой взгляд. Но тот факт, что книга заставляет людей анализировать и думать, пусть даже точки зрения у многих расходятся, свидетельствует в пользу автора. Прошу прощения, что не отвечаю подробнее, после работы уже практически сплю. Но мне ваш взгляд на вещи близок.


И мне :)