Больше рецензий

27 апреля 2015 г. 19:56

430

4

С этой книги началось мое знакомство с творчеством Джека Лондона. Так получилось, что произведения этого знаменитого писателя я толком не читала, если не считать пары рассказов и, по-моему, еще "Белого клыка" в начальных классах. Но всего этого я и не помню уже, так что сейчас читаю его с чистого листа.

С одной стороны, я взяла себе полное собрание его сочинений, и буду стараться придерживаться порядка чтения, как они будут расположены издателем этого собрания. С другой стороны, выбор именно "Сердца трех" на роль первого произведения, с которым познакомится предполагаемый читатель, довольно странен. Этот роман относится к последним из написанных Джеком Лондоном, писался он при активном участии и по заказу киносценариста Чарльза Годдарда, по сути это новеллизация сценария. Печально, что и книга была опубликована и экранизация вышла уже после смерти писателя.

Сам Джек Лондон определял этот роман как квинтэссенцию приключенческого жанра, главная цель написания книги - создать максимально насыщенную всевозможными захватывающими событиями и головокружительными приключениями историю. Как он писал в предисловии: "пусть читатель погрузится с головой в повествование и попробует потом сказать мне, что от моей книги легко оторваться".

В то время немое кино начинает активно захватывать внимание людей, предлагая, как отмечал один из критиков, "помимо некоего запаса фабул и интриг, накопленного мировой литературой, стремительное развитие действия с максимальным использованием изобразительных средств и непрерывной, как в калейдоскопе, сменой картинок." Роман "Сердца трех" - литературная попытка писателя выступить на том же фронте, написать роман, используя изобразительные средства и приемы кино того времени. Как, например, попытки передать психологическое состояние персонажей с помощью жеста.

На мой взгляд, эту цель автор успешно достиг. Книга и правда увлекательна и "по-киношному" стремительна, хотя в отличие от времен Лондона, для нас сейчас это уже далеко не в новинку, современная развлекательная литература активно прибегает к таким методам.
Главным достоинством "Сердца трех" для меня является прежде всего атмосфера, антураж романа. Южная Америка, джунгли, гордые велеречивые испанцы, бедняки-пеоны, индейские туземцы, рабовладельцы-плантаторы, продажные и жадные до золота представители местной власти, разбойники. Помимо авантюрно-приключенческого начала в романе много и мистического - таинственный храм индейцев майя, полный как несметных сокровищ, так и опасностей; жрец майя, последний представитель своего народа, единственный знающий путь туда; поселение племени Пропавших Душ, выродившихся из-за бесконечного кровосмешения потомков конкистадоров; их жрица Та, Что Грезит, умеющая читать прошлое и будущее.

То , что послужило ложкой дегтя в бочке меда это, во-первых, персонажи, а, во-вторых, идейная составляющая романа.

Правила жанра накладывают свои ограничения: все положительные герои - красивые, умные, отважные, не способные на подлый или нечестный поступок просто по определению, а все злодеи - злобные, отвратительные, готовые родную мать продать за пригоршню золотых монет. В итоге при таком четком делении на черное и белое, где ты прекрасно знаешь, что в финале добро восторжествует, а зло обязательно будет наказано, верить в персонажей получается с трудом.
Несмотря на то, что Фрэнсис из всех героев понравился мне больше всего, мне трудно поверить, что молодой человек, живший всю жизнь за счет богатства его отца, не привыкший чего-то добиваться своим трудом, вернувшийся после колледжа домой и три года проведший в блаженном безделии, даже в путешествие это отправившийся из-за банальной скуки, так вот, такой человек в момент смертельной опасности или угрозы банкротства может совершенно не унывать и спокойно смириться со своей судьбой.

Наконец, из-за развлекательной направленности романа, автор не уделяет в должной мере внимание смыслу, ключевой идеи произведения. Ну да, можно за уши притянуть банальности вроде: хорошие поступки вознаграждаются, плохие наказываются, жизнь-бумеранг и т.п. Можно обнаружить столкновение, полемику нового и старого: древних цивилизаций и современного мира, старинного привычного уклада общества и современного техногенного ( яркой иллюстрацией к этим мыслям, к слову, может послужить история и судьба Той, Что Грезит). Но все-таки роман в первую очередь писался не с этой целью, а для того, чтобы увлечь и поразить читателя, подарить ему интересное приключение, и я не могу сказать, что это так уж плохо.

Итог: В дальнейшем обязательно планирую продолжить знакомство с прозой Джека Лондона. Роман "Сердца трех" - классический представитель приключенческой литературы, достойный стать в один ряд с произведениями Ф. Купера, Роберта Стивенсона, Жюля Верна, А. Дюма и Райдера Хаггарта, при этом, однако, не лишенный ряда жанровых недостатков.