Больше рецензий

kandidat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2015 г. 00:17

2K

5

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!
Библия (Еккл, 1,2)

Куда бы мы ни шли, что бы мы ни делали, всему будет конец. И в этом не столько безнадежность, сколько устойчивость сюжета жизни. Закольцованность. Свой отрезок каждый волен проживать так, как ему того захочется, или как ему покажется верным. Смысл существования можно постигать, разуверяться, постигать повторно, троекратно, многажды. И в этом тоже есть смысл. Ибо это движение. И оно тоже когда-то сотрется стопами двигающихся из других поколений.

От книги Ивлина Во я могла ожидать чего угодно, но только не того, что в итоге получила, суди я о книгах по его биографии и характеристикам его творчества в ней. Хотя надо признать, что строки о "Возвращении в Брайдсхед" я намеренно пропустила, так как не хотела преждевременных суждений. В общем, к книге я подошла почти "нагая". Первая книга у автора, о котором я и знаю-то всего года 3-4.

Веретено жизни Чарльза Райдера плотно намотало его жизненную нить на основу клана Флайтов. Непостижимые и незримые скрепки приковали его к этой семье. Странной. Неоднородной. Разнонаправленной. Сначала Себастьян, леди Марчмейн, потом буквально краешком Корделия, страстно - Джулия, болезненно - Лорд Марчмейн, трепетно - няня Хокинс. Пожалуй, вскользь прошел только Брайди. Все эти связи, ниточки, ворсинки, впивающиеся в нежную кожу, треплющие ее, жгущие, для чего-то нужны. Так и ждешь, что вот они что-то дадут главному герою. Ты же научен установками "Что хотел сказать автор?!" и "Для чего же автор ввёл данного героя?!". Увы, ты, читатель, слишком предсказуем. Оставь свои ожидания на первых страницах. Что у нас там? Пролог? Ну вот там и оставь. Войди без предубеждений. Войди как входят в первый раз. Даже если уже был. Правильно, ведь ты же возвращаешься.

Это не сага, не яркий и острый социальный роман, не эпопея, не психологический, пароксизмальный, набросок. Это портрет. Да. Нашла нужное слово. Это литературный портрет. Не Брайдсхеда и семьи Флайтов. Это портрет Чарльза Райдера, художника, призванного ныне на военную службу, друга, брата, сына, не сложившегося мужа, отца, зятя и владельца поместья. А если учесть, что повествование сам герой и ведет, то что мы получаем?! Автопортрет. "Лицом к лицу себя не увидать", - пришла на ум строка Сергея Есенина. Я увидела лишь, когда дочитала. До самой последней строки, слова, точки.

У вас что-то сегодня необычно бодрый вид...

Феномен веры. Ты можешь быть кем угодно, относиться к любой конфессии, любой культуре, но это слово не минует тебя на твоем жизненном пути. Как термин, как определение, как диагноз, как установка, как боль, как жизнь, как трепет, как убеждение, как разочарование, как комок в горле, как слезы, как любовь, как страх, как ненависть, как глупость, как мудрость, как помощь, как унижение, как робость, как сила, как необъяснимое, неизведанное до конца.

Райдер шёл тропами, которыми, судя по всему, шёл когда-то сам Ивлин Во. Частично биографически, во многом - в своих отношениях с Богом. Книга вышла очень глубокой. Если в ней и можно различить юмор и гротеск, приписываемый Ивлину Во, то только в плотном смешении с трагизмом, сопереживанием и напряжением. После таких книг ты как будто имеешь шанс чуть глубже узнать себя самоё. Многие книги к этому стремятся, некоторые предпринимают попытку, но только единицам удаётся. Эта в моём списке из последних.

Юленька Medulla , спасибо! Что сказать, ты меня знаешь! Мое чтение! Такое мое, что у меня нет слов!

Ветка комментариев


Я пока читала, несколько раз порадовалась тому, как вовремя ко мне эта книга попала. Думаю, что я лично ее в ранней юности не поняла. Хотя... как раз в 15 лет я сама, по собственной воле, обрела веру и стала тянуться к ней.


Думаю, что веру только так и можно обрести, как и ... книгу. И у всех свои пути.


Да, видимо, так. И возраст тут у каждого свой для каждого нужного шага.


А мне кажется проще, если вера "сидит" на уровне генетики. Обретать тяжело...


Это точно проще. Но у меня... не знаю. Мои родители были коммунистами. Бабушки при мне Бога не поминали никогда. Вообще. Обе бабушки были городские советские женщины. Именно советские. Совершенно не помню их в качестве духовных наставников.


То есть, проще верить впитав веру с генетикой или обрести, будучи зрелым человеком?


Думаю, что да, проще. У меня просто этого нет. Мне и судить сложно. Но раз на генетическом уровне, то, вероятно, без шатающегося фундамента хотя бы. Я верую, но меня "трясет" все еще в вопросе проявления веры. Символизм и атрибутика веры и вера все еще спорят. Ведь традиции веры в семье умерли, ну или, как минимум, крепко спали.


Я не уверена, что вера м.б. на уровне генетики, разве что как общая человеческая потребность в чем-то большем, чем он сам, в осмысленности всего происходящего в мире.


У таких людей вера, как восход солнца... Они если и бывают в сомнениях, то не до основ. Такое у меня наблюдение.


Лично мне кажется, что вера обретается и укрепляется в том числе и когда человек переживает сомнения. Даже апостолы сомневались.)

Человек, вовсе не знающий сомнений, может легко стать фанатиком, а в этом нет ничего хорошего.


Ну мы же не о крайностях говорим. И тут я соглашусь, если о них. А о том, как легче веру обрести. Хотя, это такая тема... Все индивидуально. Кто-то верит сердцем, кто-то головой через доказывания.


Верить через доказывание невозможно.) Это будет знание.


Кто-то способен верить только через знание. Вот кстати англиканская, протестантская веры вообще лишены мистицизма, столь свойственного православию и католицизму. Там через знание вера.


Я вот тоже сомневаюсь. :) Разве мало примеров детей, которые выросли в религиозных семьях, а потом отошли от веры, сознательно выбрали атеизм.


Тут, ИМХО, не в генетике дело, а в том, что люди обычно выбирают идти по сценарию родителей либо по контрсценарию, поэтому дети, которые росли в строго религиозных семьях с равной вероятностью могут вырасти как очень религиозными, так и ярыми атеистами.


Согласна с Анаис, что это не к генетике относится. Я выше говорила о том, что способность веровать в роду присутствует зримо, а традици - дело второе. Мои даже не говорили о вере, да и не чувствовалось их убежденности в ней.


У меня одна только бабушка верующая была, зато по-настоящему искренне верующая. Папа вообще ярко-выраженный атеист. Так что на влияние на меня оказывалось где-то поровну. :) Возможно отчасти поэтому и получилось у меня почти что прямо противоположное отношение к вере и к религии. Хотя до сих пор я ни разу не задумывалась о том, что тут влияние семьи могло какую-то роль сыграть. :)


Думаю, нам просто вообще сложно судить об этом. Думаем мы об этом или нет, но это как может быть, так и может не быть, а генетика -наука развивающаяся.