Больше рецензий

kandidat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2015 г. 00:17

2K

5

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!
Библия (Еккл, 1,2)

Куда бы мы ни шли, что бы мы ни делали, всему будет конец. И в этом не столько безнадежность, сколько устойчивость сюжета жизни. Закольцованность. Свой отрезок каждый волен проживать так, как ему того захочется, или как ему покажется верным. Смысл существования можно постигать, разуверяться, постигать повторно, троекратно, многажды. И в этом тоже есть смысл. Ибо это движение. И оно тоже когда-то сотрется стопами двигающихся из других поколений.

От книги Ивлина Во я могла ожидать чего угодно, но только не того, что в итоге получила, суди я о книгах по его биографии и характеристикам его творчества в ней. Хотя надо признать, что строки о "Возвращении в Брайдсхед" я намеренно пропустила, так как не хотела преждевременных суждений. В общем, к книге я подошла почти "нагая". Первая книга у автора, о котором я и знаю-то всего года 3-4.

Веретено жизни Чарльза Райдера плотно намотало его жизненную нить на основу клана Флайтов. Непостижимые и незримые скрепки приковали его к этой семье. Странной. Неоднородной. Разнонаправленной. Сначала Себастьян, леди Марчмейн, потом буквально краешком Корделия, страстно - Джулия, болезненно - Лорд Марчмейн, трепетно - няня Хокинс. Пожалуй, вскользь прошел только Брайди. Все эти связи, ниточки, ворсинки, впивающиеся в нежную кожу, треплющие ее, жгущие, для чего-то нужны. Так и ждешь, что вот они что-то дадут главному герою. Ты же научен установками "Что хотел сказать автор?!" и "Для чего же автор ввёл данного героя?!". Увы, ты, читатель, слишком предсказуем. Оставь свои ожидания на первых страницах. Что у нас там? Пролог? Ну вот там и оставь. Войди без предубеждений. Войди как входят в первый раз. Даже если уже был. Правильно, ведь ты же возвращаешься.

Это не сага, не яркий и острый социальный роман, не эпопея, не психологический, пароксизмальный, набросок. Это портрет. Да. Нашла нужное слово. Это литературный портрет. Не Брайдсхеда и семьи Флайтов. Это портрет Чарльза Райдера, художника, призванного ныне на военную службу, друга, брата, сына, не сложившегося мужа, отца, зятя и владельца поместья. А если учесть, что повествование сам герой и ведет, то что мы получаем?! Автопортрет. "Лицом к лицу себя не увидать", - пришла на ум строка Сергея Есенина. Я увидела лишь, когда дочитала. До самой последней строки, слова, точки.

У вас что-то сегодня необычно бодрый вид...

Феномен веры. Ты можешь быть кем угодно, относиться к любой конфессии, любой культуре, но это слово не минует тебя на твоем жизненном пути. Как термин, как определение, как диагноз, как установка, как боль, как жизнь, как трепет, как убеждение, как разочарование, как комок в горле, как слезы, как любовь, как страх, как ненависть, как глупость, как мудрость, как помощь, как унижение, как робость, как сила, как необъяснимое, неизведанное до конца.

Райдер шёл тропами, которыми, судя по всему, шёл когда-то сам Ивлин Во. Частично биографически, во многом - в своих отношениях с Богом. Книга вышла очень глубокой. Если в ней и можно различить юмор и гротеск, приписываемый Ивлину Во, то только в плотном смешении с трагизмом, сопереживанием и напряжением. После таких книг ты как будто имеешь шанс чуть глубже узнать себя самоё. Многие книги к этому стремятся, некоторые предпринимают попытку, но только единицам удаётся. Эта в моём списке из последних.

Юленька Medulla , спасибо! Что сказать, ты меня знаешь! Мое чтение! Такое мое, что у меня нет слов!

Ветка комментариев


А я в своё время была очень удивлена, когда поняла, что большинство видят в этом романе что угодно и очень многое, только не веру, её как-то пропускают, не замечают осознанно или не сознательно. Мне же после прочтения книги нестерпимо хотелось с кем-нибудь поговорить именно об этом - вера, религия, католицизм, вернее о видении автора, о его отношении. Мне показалось, для этого роман и создавался, он именно об этом, и как можно не понять, отмахнуться?.. Хотя, конечно, там множество других достоинств, наверняка можно проникнуться, даже отбросив главное. Вот только говорят, что это единственный такой роман во всём творчестве Ивлина Во. И это печально.


Ирина, я ничего иного не читала, но я готова поклониться автору даже за одно это его детище. А вера здесь проходит хоть и красной нитью, но деликатно, не настаивая, так, может, потому и не замечают ее.


Наташ, просто хотелось бы прочесть ещё что-то подобное, и если это единственная книга, жаль. :)


Может, не у него искать. О католицизме я вряд ли смогу посоветовать, а вот по православной вере - "Несвятые святые". Истории от сердца. И без навязчивости. Хотя, конечно, в совершенно другом стиле.


Наташа, в данном случае меня всё же больше привлекает форма. По содержанию-то понятно, что можно подобное найти, а вот чтоб и форма и всё так прекрасно совпало... :)


ОООО, тогда так с ходу и предложить нечего. Хотя вот "Земля воды" Грэма Свифта. Очень близка по настроению, как по мне.


может, Честертон?


А я предлагаю Кронина, Ключи от царства .


Вот да, кстати. Я наслышана. Но еще не читала Кронина вообще. Хотя уже на полочке ждет.


Я прочитала "Ключи..." и "Цитадель", дело как минимум за "Замком Броуди" :)


Я с последнего начну, ибо именно его уже купила.


Спасибо! Я конечно прочитаю и Кронина тоже, но просто потому что автор стоящий. В то, что он или кто-то другой из предложенных окажется для меня созвучен этому роману Во, я не верю. Раз даже сам Во на это не способен, чего уж ждать от других авторов. Эта книга для меня просто чудо, оно уже вряд ли когда повторится. :)


Извините, но я имела в виду не книги, похожие на произведения Ивлина Во, а книги о вере, сообразуясь с предыдущим Наташиным комментарием.


Ааа, тогда вы извините. Неправильно поняла. :)


простите, еще вмешаюсь. очарованная "Брайдсхедом", я проглотила все из Во, что смогла найти. трилогия "Меч почета" показалась совершенно несъедобной, невозможно неудобоваримой (мне было тогда около 20 лет). случайное возвращение к ней через 15 лет принесло почти такое же ощущение тихой прелести, что и "Брайдсхед". правда, если верить отзывам, со мной мало кто согласится.


В Великобритании отношение к католицизму сродни отношению к неоднозначной секте. И к пристрастному воспитанию детей, вмешательству в их ценностные ряды как к растлению. Я думаю, автор уложил на лопатки всю католическую веру этим романом.


Я тоже так думала, пока не познакомилась с его биографией. Оказалось-то всё совсем наоборот. Вот это и не давало мне покоя долгое время, потому и хотелось так обсудить с кем-нибудь, сразу по горячим следам. :)


А что именно наоборот?


Во уже будучи в зрелом возрасте принял католицизм и, насколько мне известно, оставался католиком до самой смерти. После долгих исканий, обучения в школе принадлежащей англиканской церкви, после того, как разуверился и стал агностиком, он вновь обретает веру и сознательно приходит в лоно именно католической церкви. И роман этот он пишет будучи вполне убеждённым католиком. То ест, ему хотелось, скорей, возвеличить католицизм, чем положить его на лопатки. Но вышло иначе. Почему так? Как сказал один из рецензентов на этом сайте - гений автора оказался выше замысла. :)


Рецензент хорошо сказал!)
Ну, если относиться к написанному в романе как к показаниям - он был очарован всеми членами этой семьи. Мы часто очаровываемся не тем, чем нужно очаровываться. Он хотел быть причастным к ним. И в то же время видел и уродство. Любовь зла, из серии. Потом, мазохизм ему не чужд.


Это если рассматривать роман, как совсем автобиографический. Но мы же не знаем сколько в Чарльзе от самого Ивлина, можем только предполагать. :) В конце-концов Чарльз их со всем их католицизмом всё же оставил, вместо того, чтобы уверовать. У Во было по-другому. :)


Ирин, так он оставил, чтобы вернуться. В самом-самом конце Чарльз заходит в часовню и читает канон. Он верует! Он МОЛИТСЯ! Просто рядом уже нет Джулии, Себастьяна и Корделии, но сердце его открыто.


Что ж, это ещё раз доказывает истинность и искренность желания Во написать о католицизме хорошо. А уж вышло, как вышло. :)


Конечно, мы может только предполагать. Как оно было, кто теперь знает наверняка?
В повествовании последовательно показана любовь к семье. Чужой семье. Не его круга, даже. С каким сарказмом автор рассказывает об отношениях гг с отцом! А они традиционные, между прочим. Но без души! А тут все пустили друг в друге корни. С плюсами и минусами. И автор, судя по его остальным романам, раним и одинок. Ему хотелось узкого мирка. И плевать на минусы. Но получилось так как получилось. Не всегда ведь получается написать как задумано. В процессе предательски выпирают истинные отношения в написанном.

Фильм документальный смотрела об усадьбе, послужившей прототипом Брайдсхеда. Пожилая женщина, наследница, рассказывала о Во и компании, которые как раз тусовались в свое время. Она девочкой была. Мне отчетливо услышался от нее, аристократки, намек, что он был приживальщиком. И много тут было всяких... В моем доме.


Имхо, не имея специфического опыта, похожего на опыт автора, об этом просто сложно догадаться. Я бы вот не догадалась, а даже и зная об этом, все равно в упор не вижу )


Каждый находит в книге что-то своё. Вообще, я считаю, что это нормально. Просто, когда очень уж хочется поговорить на какую-то конкретную тему, а не с кем, это печалит. :)
Но я бы не сказала, что у меня есть какой-то специфический опыт в данном вопросе. :)