Больше рецензий

bezdelnik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 марта 2015 г. 20:07

2K

2

Будь я режиссером, мне было бы стыдно писать такую книгу. Вотчесно!

Это же откровенное признание в своей творческой импотенции! Мол, творить не умею, снимаю по шаблону, могу рассказать по каким лекалам. И все подробненько, по полочкам - тут три акта, экспозиция, драматическая ситуация, конфликт, перипетии, здесь кульминация, действие-противодействие, антогонист-протагонист, тема-контртема, саспенс, брешь, барьеры, предлагаемые обстоятельства, альтернативный фактор и прочая и прочая. Записывайте, уважаемые студенты, вам это поможет заработать себе на хлеб насущный.

Дело было в 90-х. Признание на Западе, почти номинация на «Оскар». Знакомство со стандартами производства западных кинокартин. Митту приглашают в новую Гамбургскую киношколу вести курс по режиссуре. Воодушевление, осознание необходимости передать свой опыт молодому поколению. Как итог - эта книга. Автор не скрывает своего восхищения голливудской киноиндустрией, которая уже давно является прекрасно отлаженной фабрикой по производству шаблонных, но качественных боевиков, драм, комедий, которые неизменно радуют зрителей всего мира. «И это правильно!» - упоенно восклицает автор.

Потому что для чего существует кино как жанр?! Для создания микростресса у зрителя, который продлевает ему жизнь! Кино - это всего лишь экранизация театральной пьесы, немного недожанр. Главная цель кинематографа - умело манипулировать эмоциями зрителя, чтобы тот ушел из кинотеатра удовлетворенным и с ощущением полученного нового жизненного опыта. Такова миссия режиссера и его фильмов. Проникнетесь на минутку ею, прошу вас. Ничего не придумываю - все так написано! Александр Наумович, пожалуйста, выскажитесь сами! А то косо смотрят.

Умение рассказывать истории в картинках – это не что иное, как умение превратить взрослых в доверчивых детей. Структура манипулирует эмоциями зрителей.
.…
Все время идет на то, чтобы разжечь эмоции зрителя по дороге к кульминации. Все дрова вы бросаете в один костер. И в кульминации пламя костра вздымается до небес.

Дельная, правдивая книга, но ужасно циничная. Автор перебирает множество известных фильмов, пьесы Шекспира и Чехова, расщепляя их до атомов, наглядно демонстрируя, что везде! во всем! есть структура! И если хочешь снять отличный фильм - действуй по инструкции! Минимум вдохновения, четкий план, волю своим режиссерским амбициям даешь только в кульминации. Отступление от инструкции грозит материализоваться в виде разочарованного зрителя и кассового провала.

Таким образом, Митта учит не творить. Да и можно ли этому научить? Вот по поводу обучения писательству ни у кого заблуждений нет – ну невозможно же научить написать глубокий роман, который останется на века! А в кинематографе как будто можно? Митта учит не творить, но давить. Выжимать. Давить на нужные кнопки, слабые места человеческой души, кормить зрителей на убой как скотину, где вместо корма - сильные ощущения. Это не откровение, это бизнес так устроен. Но Тарковский не одобрил бы!

Ветка комментариев


одну страницу и что? Тарковский в лекции по сценарию говорит более возвышенными словами, чем Митта, но говорит-то то же самое: кино имеет свои законы. Они отличны от законов других видов искусств, но они непреложны.
А впрочем, зачем мне вас разубеждать? У вас наверняка есть гениальный сценарий, который докажет вашу правоту, т. к. вы сразу станете круче всех и тем более круче Митты.


Почему "то же самое", если эти два человека говорят разные вещи?

Митта: кино - это сфера искусства, в основе которой лежит драма, театральная пьеса. Законы театра полностью действуют в кино.
Тарковский: кино - особый вид искусства, который не является производной других искусств, и действует по своим особенным законам.
Митта: сценарий должен быть четко продуман, каждое действие заранее в нем точно описано.
Тарковский: сценарий намечает лишь общие контуры фильма, все остальное творится непосредственно на съемочной площадке и подчас выруливает на совсем другие замыслы вопреки первоначально задуманному.

Меня не надо переубеждать. Но если Вы взялись утверждать, то скажите в чем схожесть взглядов Митты и Тарковского, когда я Вам показал обратное. В рецензии разбираются взгляды Митты, которые, на мой взгляд, Тарковский не одобрил бы в отношении главного дела своей жизни. Вы с чем конкретно не согласны?


я объяснила в чем общность в предыдущем ответе, даже не знаю почему вы это не видите. Видимо это то, до чего надо дойти самому. В принципе если кино Тарковского для вас единственно возможный вид кино - тогда я смутно начинаю понимать о чем вы толкуете. Но боюсь тогда сам термин "кино" утрачивает свое общее значение.
Ладно, попробую еще раз: Тарковский вполне себе понимает, что законы театра работают и в кино, иначе вместо Сталкера и Соляриса мы имели бы просто поток смутных образов на экране, лишенный сюжета и героев. И поэтому помимо красивых фраз об отсутствии сценария в идеале (спишем на то, что Тарковский говорит о своем кино), вы услышите то же самое, что и у Митты: кино надо делать, само оно не рождается. А если надо делать, то для этого есть правила и законы.
Гении нарушают правила, никто не спорит. Но должен ли каждый дилетант пытаться их нарушить? Не думает ли дилетант, что это автоматически приведет к гениальному фильму?


Ну а все-таки, будьте добры, озвучьте, с чем Вы не согласны в рецензии. У Митты одни взгляды на кино, у Тарковского - другие. Что Вас задевает? Вы как будто уже не со мной спорите, а доказываете сами себе очевидные вещи. Ну конечно, чтобы создать что-то новое в этом мире, нужно предпринимать какие-то действия. Нужно встать, куда-то пойти, собрать людей при необходимости, а все люди, как известно, подвержены, например, закону всемирного тяготения. Вы не про физические законы говорите? Подозреваю, однако, что нет. Но какие законы и ограничения в поэзии, кроме тех, что стихи должны быть написаны буквами и даже рифма не обязательна? Какие правила и ограничения в живописи, кроме рамок той поверхности, на которую наносится картина? Какие правила и ограничения в кино, кроме того, что нечто должно быть запечатлено на камеру? Кто устанавливает эти законы?

Если человек талантлив, то и его дилетантизм будет таланливым, и незнание шаблонов ему не помешает. А если это просто хороший середнячок в своем деле, то, несомненно, эта книга для него. Да и какое мне дело до кино, которое "делают"? Я же не трачу время, например, на разбирание структуры занимательных детективов Дарьи Донцовой.


ну, в третий раз отвечать я не буду. Двух достаточно.
Дерзайте, удачи вам. Киньте потом ссылку, хотим посмотреть на гениальный разрыв шаблона.


Мои неоднократные отсылки Вас к рецензии были попыткой показать, что нигде я не говорю, что у Тарковского нет конкретных представлений о кино, каким оно должно быть - то, что Вы называете законы и правила.
А ссылку я, конечно же, не скину, сами понимаете) Моя доля - доля "завистливого критикана".