Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 ноября 2014 г. 17:58

4K

4

Читая "Историю красоты" и "Историю иллюзий" я ни разу не пожаловалась сама себе, что книга тяжелая, большая, читать лежа неудобно и сидя в кресле тоже. Как-то читала и лежа, и сидя. Здесь - нет. Садись за стол, включай лампу, читай. И плачь.

Оказывается, все не просто так в нашем мире, не само по себе. Но это не самое страшное, реально страшно, что замысел есть, страшен своим исполнением и самое главное - страшным финалом.

Уродство было всегда, так же как и красота. Просто, про красоту во все времена было в удовольствие поговорить, а про уродство - все больше в последнее время. Оно будто все эти тысячи лет набирало обороты, усиливало концентрацию, накопило сил и вот уже побеждает красоту. Раньше, уродливые произведения искусства являли собой миру противовес красоте, «вызывали наслаждение, сакральный ужас или веселый смех». Теперь же они прекрасны сами по себе и существуют как самостоятельный вид проявления культуры (или от себя добавлю - ее деградации).

Являются ли прекрасное и безобразное противоположностями? Автор доказывает, что нет.

Безобразное имеет разные проявления. Это и то, что безобразно от смрада до отвращения, до физиологической тошноты и возмущающая асимметрия с нарушенным органическим равновесием между частями целого, когда три глаза вместо двух или голова квадрат.
Но самое главное, это то, что дает нам возможность знать и морщиться - то как оно изображалось на протяжении веков. Как соотносилось с красотой?

В античном мире, например, рассуждали об отношении уродства внешнего и уродства морального. Уж здесь материал для целой команды сексопатологов. С точки зрения нашего времени, опять таки! Примечателен и тот факт, что основоположники западной культуры считали необходимым оберегать молодых людей от изображения некрасивого, но при этом наличие уродств признавали (но не в природе!) и приписывали ему смысл оттенения красивого, помощи в гармоничном восприятии целого. А уж если читать о жестокостях в античной мифологии, то можно сделать вывод, что в мире царит зло…

Вот за это и «уцепились» христианские философы и богословы, опровергая тщетность античной философии. А сами то! Есть ли что страшнее тысяч изображений изувеченного истерзанного Спасителя? Именно здесь я нашла ответ своего глубинного протеста в ношении нательного креста. А если бы его гильотинировали, христиане носили бы гильотину на шее? А «триумф смерти», сцены страшного суда, художественные изображения смертных грехов? Про апокалипсис, ад и метаморфозы дьявола вообще молчу.

Но дальше интересней. Надо сказать, это любимая тема Эко и не только со смаком раскрытая здесь, но художественно разукрашенная в его литературе. «Чудовища и чудеса» - это просто шифр к его «Имени розы», «Баудолино».
«Безобразное, комичное, непристойное» - совершенный натурализм, и смех, и зловоние. Наконец-то дошла до меня физиологическая «прелесть» «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле. Вот уж откуда ноги растут у туалетного юмора.

Не оставил этот женоненавистник Эко камня на камне на женском уродстве, воспетого, высмеянного другими, такими же как и он женоненавистниками всех времен. Я открыла для себя творчество художника Арчимбольдо еще в Истории красоты, но в Уродстве это гораздо занимательней. Непременно посещу его выставку когда-нибудь в Вене. Это ужас что, но до чего хорош!

А демонизация врага разве не уродство? Еще какое! Или как поссорились все кто когда либо ссорились. Это технология, древняя, как мир. (Шифр к «Пражскому кладбищу»). А колдовство, сатанизм, садизм? (Тоже к «Пражскому кладбищу» и к «Маятнику Фуко»)
А уродливые и проклятые? Уродливые и несчастные? Несчастные, больные и нищие… Это выше моих сил, что бы писать об этом, довольно с меня того, что я об этом прочла и увидела картинки…

Но самое уродливое, на мой взгляд, то что ближе к нам. Все началось с томного декаданса, прорыва индустриального искусства, через футуризм к авангарду, а от него китчу. Безобразное отвоевало себе место у красоты. Перестало быть уродливым и стало КРАСИВЫМ. Что дальше?

Лично я пойду заново начну читать «Историю красоты».

Ветка комментариев


Выводы можно делать разные. Все зависит от того, кто на что учился, кто как видит мир.

Эко демонстративно выводов не делает. Можно конечно прочувствовать повышение градуса повествования, когда он пишет о том, что ему по душе (про чудищ, секты, магию, секс после воздержания и испражнения). Мне показалось, что своими работами, как художественными, так и исследовательскими он швыряет нам в лицо информацию "А это вы знали? Не знали и высокого мнения о себе?, эх ну и молодежь! Ну теперь знайте, и как со мнением теперь? Как жить будем,а?"
Что касается меня, мне близок ваш вывод. Я тоже считаю, что то что деградирует, можно выравнять, не дать погибнуть. Нельзя человека и его общество пускать на самотек в развитии. Но дальше логичный вопрос - а кто будет развивать? По какому праву? И понеслось...
Вот недавно читала Пирса - Сон Сципиона и там наш с вами вывод разносят в пух и прах и хотелось бы что-нибудь возразить - ан нет!


''Но дальше логичный вопрос - а кто будет развивать? По какому праву? И понеслось...''

Развивать общество будут те, кто искренне хочет поступательного развития науки и искусства. По праву стремления к тому, чтобы человек остался человеком, а не стал бы Homo Potreblatius (или хуже того - не стал бы рафинированным нацистом).
За Пирса спасибо, но такое ощущение, что доберусь до него только в будущей жизни. :)


Я тоже так думаю.
Насчет Пирса - рекомендую, когда доберетесь, тогда и хорошо))