Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 ноября 2014 г. 17:58

4K

4

Читая "Историю красоты" и "Историю иллюзий" я ни разу не пожаловалась сама себе, что книга тяжелая, большая, читать лежа неудобно и сидя в кресле тоже. Как-то читала и лежа, и сидя. Здесь - нет. Садись за стол, включай лампу, читай. И плачь.

Оказывается, все не просто так в нашем мире, не само по себе. Но это не самое страшное, реально страшно, что замысел есть, страшен своим исполнением и самое главное - страшным финалом.

Уродство было всегда, так же как и красота. Просто, про красоту во все времена было в удовольствие поговорить, а про уродство - все больше в последнее время. Оно будто все эти тысячи лет набирало обороты, усиливало концентрацию, накопило сил и вот уже побеждает красоту. Раньше, уродливые произведения искусства являли собой миру противовес красоте, «вызывали наслаждение, сакральный ужас или веселый смех». Теперь же они прекрасны сами по себе и существуют как самостоятельный вид проявления культуры (или от себя добавлю - ее деградации).

Являются ли прекрасное и безобразное противоположностями? Автор доказывает, что нет.

Безобразное имеет разные проявления. Это и то, что безобразно от смрада до отвращения, до физиологической тошноты и возмущающая асимметрия с нарушенным органическим равновесием между частями целого, когда три глаза вместо двух или голова квадрат.
Но самое главное, это то, что дает нам возможность знать и морщиться - то как оно изображалось на протяжении веков. Как соотносилось с красотой?

В античном мире, например, рассуждали об отношении уродства внешнего и уродства морального. Уж здесь материал для целой команды сексопатологов. С точки зрения нашего времени, опять таки! Примечателен и тот факт, что основоположники западной культуры считали необходимым оберегать молодых людей от изображения некрасивого, но при этом наличие уродств признавали (но не в природе!) и приписывали ему смысл оттенения красивого, помощи в гармоничном восприятии целого. А уж если читать о жестокостях в античной мифологии, то можно сделать вывод, что в мире царит зло…

Вот за это и «уцепились» христианские философы и богословы, опровергая тщетность античной философии. А сами то! Есть ли что страшнее тысяч изображений изувеченного истерзанного Спасителя? Именно здесь я нашла ответ своего глубинного протеста в ношении нательного креста. А если бы его гильотинировали, христиане носили бы гильотину на шее? А «триумф смерти», сцены страшного суда, художественные изображения смертных грехов? Про апокалипсис, ад и метаморфозы дьявола вообще молчу.

Но дальше интересней. Надо сказать, это любимая тема Эко и не только со смаком раскрытая здесь, но художественно разукрашенная в его литературе. «Чудовища и чудеса» - это просто шифр к его «Имени розы», «Баудолино».
«Безобразное, комичное, непристойное» - совершенный натурализм, и смех, и зловоние. Наконец-то дошла до меня физиологическая «прелесть» «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле. Вот уж откуда ноги растут у туалетного юмора.

Не оставил этот женоненавистник Эко камня на камне на женском уродстве, воспетого, высмеянного другими, такими же как и он женоненавистниками всех времен. Я открыла для себя творчество художника Арчимбольдо еще в Истории красоты, но в Уродстве это гораздо занимательней. Непременно посещу его выставку когда-нибудь в Вене. Это ужас что, но до чего хорош!

А демонизация врага разве не уродство? Еще какое! Или как поссорились все кто когда либо ссорились. Это технология, древняя, как мир. (Шифр к «Пражскому кладбищу»). А колдовство, сатанизм, садизм? (Тоже к «Пражскому кладбищу» и к «Маятнику Фуко»)
А уродливые и проклятые? Уродливые и несчастные? Несчастные, больные и нищие… Это выше моих сил, что бы писать об этом, довольно с меня того, что я об этом прочла и увидела картинки…

Но самое уродливое, на мой взгляд, то что ближе к нам. Все началось с томного декаданса, прорыва индустриального искусства, через футуризм к авангарду, а от него китчу. Безобразное отвоевало себе место у красоты. Перестало быть уродливым и стало КРАСИВЫМ. Что дальше?

Лично я пойду заново начну читать «Историю красоты».

Комментарии


Заинтригована


Главное - читать в бумаге и не торопиться. Такие книги можно по году читать, для понимания только лучше.


Наташа, я совсем теряю интерес к электронным книгам) после бумажных при всем желании, как-то не могу ))


Понимаю... Просто эта трилогия особенная. Вся в картинках, отсылках, отрывках. Это ,безусловно, прикосновение к таинству.


В связи с такой книгой интереснее всего задаться вопросом - почему красивое красиво?
Вот закат, к примеру, почему он красив?
От чего- то смотрим и восхищаемся... Вот отчего? Что тут первично - геометрия и оптика (восприятие их) или нечто духовное, рационально неформулируемое?


Красивое имеет связь с хорошим, добрым. Успокаивающим и настраивающим на умиротвореный лад. Но дальше больше, если доброе, хорошее и не возбуждает жажду обладания это Красота с большой буквы. Когда мы можем наслаждаться вне зависимости от обладания. Например, мы же не хотим заполучить домой фонтан, скульптуру и пр. Закатом невозможно обладать.
А дальше - вторично, зависит от эпохи. В каждую - свои каноны изображения Красоты. В зависомости от того, что больше ценилось.


Красота - это то, что успокаивает и умиротворяет.
То, что возбуждает - не совсем красота.
---
Вы дали удивительно занятное уравнение красоты. Есть над чем подумать.
Но частенько красота человека может быть возбуждающей. Во всех смыслах. Как тогда быть? Красота может переходить в уродство. Как определить границу? Что происходит на этой границе?


Сразу оговорюсь, что это не я, это Эко. Набралась я у него и склонна ему полностью доверять, он авторитетен для меня.

То о чем вы говорите, это нечто другое. Красота питается созерцанием, причем отстраненным. А обладание это пожирание. Другие эмоции у человека. Направление на то что бы смять, спрятать, поглотить. Так от нее ничего не осталось бы из прошлых времен. Красота спасет мир у Достоевского помните? Здесь именно этот смысл. Она учит нас быть выше обладания. Если научила, значит спасла.
Насчет границы - все дело в нас. Ведь в разных культурах и временах разные критерии и красоты и уродства. Какие чувства они вызывают? Объективное преобладание вызывающего негативные эмоции в наши дни - вызвано нашим человеческим развитием. Сначала научно-технический прогресс, следствие этого - крайности пресыщения или обнищания. Потребность в ужасном, как в чем-то волнующем. А раз оно волнует - оно имеет спрос, развивается. И на выходе преобладание уродства, в смысле того, что вызывает собственное превосходство, что говорит о том, что у меня все-таки в жизни лучше.


Значит, можно делать вывод - с окончанием эпохи интенсивного, неконтролируемого научного прогресса, с окончанием эпохи пресыщения, эпохи безудержного потребления, уродства станет меньше и станет больше красоты.
И, значит также, что крайне важна социальная сфера, важно, чтобы нашлась социальная сила, способная переформатировать общество от крайностей потребления к каким-то иным задачам.
Стало быть, Маркс всё-таки был прав... (Эта фраза моя не означает призыва к революции ради революции любой ценой.)


Выводы можно делать разные. Все зависит от того, кто на что учился, кто как видит мир.

Эко демонстративно выводов не делает. Можно конечно прочувствовать повышение градуса повествования, когда он пишет о том, что ему по душе (про чудищ, секты, магию, секс после воздержания и испражнения). Мне показалось, что своими работами, как художественными, так и исследовательскими он швыряет нам в лицо информацию "А это вы знали? Не знали и высокого мнения о себе?, эх ну и молодежь! Ну теперь знайте, и как со мнением теперь? Как жить будем,а?"
Что касается меня, мне близок ваш вывод. Я тоже считаю, что то что деградирует, можно выравнять, не дать погибнуть. Нельзя человека и его общество пускать на самотек в развитии. Но дальше логичный вопрос - а кто будет развивать? По какому праву? И понеслось...
Вот недавно читала Пирса - Сон Сципиона и там наш с вами вывод разносят в пух и прах и хотелось бы что-нибудь возразить - ан нет!


''Но дальше логичный вопрос - а кто будет развивать? По какому праву? И понеслось...''

Развивать общество будут те, кто искренне хочет поступательного развития науки и искусства. По праву стремления к тому, чтобы человек остался человеком, а не стал бы Homo Potreblatius (или хуже того - не стал бы рафинированным нацистом).
За Пирса спасибо, но такое ощущение, что доберусь до него только в будущей жизни. :)


Я тоже так думаю.
Насчет Пирса - рекомендую, когда доберетесь, тогда и хорошо))


Наташа, спасибо за рецензию! Сама я смогла найти в бумаге только пока "Историю красоты"... Буду читать...


И тебе спасибо! "История красоты" мне понравилась больше всего и в "Истории Уродства" повторяется много рассуждений оттуда. Но смыслы разные, конечно.


Никак не могу найти эту книгу, везде раскуплена. Буду ждать, надеяться и верить! Спасибо за рецензию


И вам спасибо)) На озоне купила. А Красоту и Иллюзии в прошлом ноябре на нон-фикшн.


На эти две книги у нас такие непомерные цены в магазинах... хоть плачь! Особенно, естественно, на историю красоты. 700 грн. А в электронке читать это - преступление. Поэтому мучаюсь и облизываюсь. Пока. Надеюсь, что смогу все-таки найти в себе силы и купить :) Это я себя уговариваю :)


Могу сказать, что это шедевр. Это все равно что в 100 музеях побывать, 100 книг прочитать, ну и с 10 лекций брюзжащего профессора послушать, который на этой почве если не обезумел, то превзошел человеческий ум, точно.


Ааааа!!! Ну нельзя же так ))))) *убежала в поисках кошелька*


Да ладно вам, будет еще момент, вся жизнь впереди))