Больше рецензий

16 октября 2014 г. 16:08

257

5

Как говорил Шопенгауэр, для бытия человека «самым существенным является то, что в нём самом заключается или происходит». Поэтому одни и те же внешние события влияют на каждого совершенно по-разному: находясь в одинаковых обстоятельствах, «люди всё же живут в разных мирах». Каждый рождается в одиночестве и «перед лицом смерти все мы одиноки, все покинуты». Художественной иллюстрацией к идеям немецкого философа вполне могут служить произведения Пера Лагерквиста.

В сборник избранной прозы вошли рассказы и повести (а точнее, притчи), написанные в разные годы более чем полувековой творческой деятельности: от раннего цикла «Железо и люди» (1915) до поздней новеллы «Мариамна» (1967), итогового «гимна одиночества», рассказывающего об единственной любви царя Ирода. Годы разные, но темы одни и те же: одиночество, судьба, существование зла на земле, страх смерти, поиски бога - даже не бога, но божественного, метафизического, ибо иначе жизнь не имеет смысла. «Вечные» вопросы, на которые нет ответа, и «трагическое чувство жизни» человека, обречённого быть чужим в этом мире. «Отчего они не такие, как я!»

Наверное, можно назвать Лагерквиста писателем-экзистенциалистом, практически все его произведения, так или иначе, затрагивают проблему подлинного существования человеческой личности: «как неполно и неподлинно живут люди» говорит маленький Андерс, герой повести «В мире гость». И возможно, поэтому практически все рассказы и повести у Лагерквиста оказываются связанными: судьба Варравы своеобразно отражается в исповеди Карлика, история вечного странника из «Сивиллы» получает продолжение в «Смерти Агасфера», с которой в свою очередь начинается трилогия о Товии и «путешествии» к священным местам (в кавычках, потому что путешествия как бы и нет, впрочем, как и святой земли). Все произведения - словно фрагменты одной мозаики. Или бусинки чёток. Но нашёл ли Лагерквист своего бога?

Взгляд Лагерквиста на мир пессимистичен: эгоизм, жестокость, агрессия - неизбывные свойства человеческой природы и лицемерием будет закрывать глаза на это. Бытие человечества таково, что лучше бы его совсем не было. Миром правят насилие и глупость; судьба жестока, а люди – жалки, и как показывает повесть «Палач», не существует никакого нравственного прогресса. Ни любовь, ни сострадание, ни идеи гуманизма не в силах преодолеть природную отчужденность между людьми. Но вдруг это может сделать искусство? И поэтому надо обличать зло и продолжать сражаться, потому что в борьбе добра и зла должно победить первое, даже если пока оно постоянно проигрывает.

Комментарии


Прекрасная рецензия на не менее прекрасное (как я подозреваю) произведение! Я так понимаю, что Вы читали и другие его работы?


Спасибо большое!
Нет, это моё знакомство с автором, и очень удачное, надо отметить. ("В мире гость" это только одно из произведений в содержании, а так тут ещё и рассказы, и другие повести, некоторые я и перечислила в рецензии)