Больше рецензий

5 апреля 2024 г. 23:44

108

4 Используй силу, Алина!

Прежде, чем сесть за этот отзыв мне пришлось как следует прокричаться. Потому что было с чего. Ой, как было... Но теперь уже всё в порядке. Пью стекло другой книги маленькими глоточками, прихожу в себя, собираю бисеренки буковок в ожерелье-отзыв. Погнали!

Сказочке конец

Позволю себе лирическое отступление. Помню, что в предыдущем отзыве заметила, насколько бессмысленны сравнения трилогии о Гришах с дилогией о Воронах. Но тут мне в голову забрела шальная мысль о том, что трилогия, в общем-то, воспринимается, при всех своих особенностях, как классическое фэнтези, эдакая «сказка для взрослых» (хотя кто видел оригинальные старинные сказки уже давно не считает их детской забавой). Тут тебе и магия в том или ином виде, и даже борьба за трон, великая идея спасения мира, противостояние Света и Тьмы, а также всевозможные легенды, загадки и фантастические твари, не известно где обитающие.

В дилогии этого всего, как будто не существует. Да, магия всё ещё есть, и мне как раз это в ней и понравилось: её ненавязчивость, отсутствие пафоса. Как и в самой истории, случившейся на улицах Кеттердама. Дилогия выглядит более камерной, что ли, а персонажи там прописаны лучше, из-за чего прибавилось психологизма. То есть она выглядит более цельной, взрослой и оттого, наверное, сильнее цепляет. Если память мне не изменяет, именно с неё началось издание книг Бардуго в России и, сдаётся мне, что это был отличный маркетинговый ход. В трилогии-приквеле (который на самом деле ориджин) присутствует ощущение глобальности происходящего, не смотря даже на то, что речь идёт только о Равке, как таковой. Тут самый настоящий мистико-магически-мифический коктейль с примесью эпоса, от которого всё ещё веет «дневниковостью» из-за особенности повествования от лица Алины. И как в одном мире уместились две настолько разные истории в голове у меня пока что укладывается с трудом.

Сказка — ложь, да в ней намёк...

...добрым молодцам — урок. Не будь тряпкой, возьми себя в руки и защищай то, что так тебе дорого. В моём случае это наезд на конкретного «доброго молодца», потому что Мал во второй части становится ну просто невыносимым. На самом деле, я много размышляла о финале «Тени и Кости» и о том, что мы имеем вначале «Штурма и Бури». (А нет ли у кого-то догадок или доказательств, что приятель Мальена Джес в Земенском порту, это наш бедовый Джеспер Фахи?) Убежать от Дарклинга и проблем, спасая единственного близкого человека на свете, для Алины было более, чем логично.

Ну, допустим, сбежали. Допустим, скрываетесь где-то, живя свою обычную жизнь. Только Дарклинг не то, чтобы очень смертен. Он будет существовать, будет искать и найдёт. А если не он, то кто угодно ещё. Вон, Апрат уже целый культ построил вокруг Заклинательницы Солнца (живой или мёртвой). Дарклинг или кто-либо другой, такой же жадный до силы, с идеей, зудящей в мозгу, будет пытаться претворить свои планы в жизнь, чего бы ему это ни стоило. То есть нет никакого смысла скрываться долго, но есть смысл скрываться более тщательно. Надо было быть осторожными, да, но Алина с Малом, что, правда надеялись тихо-спокойно доживать свои жизни в Новом Земе? Хотя и ежу понятно, что это невозможно. Кроме того, для самой же Алины (которую Мал ох, как любит) не использовать силу чревато негативным влиянием на здоровье. Как долго она собиралась чахнуть и сохнуть подобно цапле из скороговорки? И почему Мал готов был ей это позволить? Хочется сказать им обоим в лицо: Ребята! С вами что-то не так.

Со всей этой «сказкой» что-то не так

И это странное ощущение неправильности скреблось у меня внутри при чтении первых глав. (Сейчас будет маленький спойлер, дальше попытаюсь обойтись без них). Для начала, кидаю камень в огород Алины Старковой, также известной, как Заклинательница Солнца. То она дерзит и сопротивляется, проявляя характер, то уже лежит на полу в луже слёз или пытается забиться в угол. Откуда в ней эта странная тяга играть роль типичной девушки в беде?! При том, что в ней достаточно сил и самообладания, чтобы быть воином! Очевидно, дурное влияние друга детства, за которого она переживает чуть ли не больше, чем за свою Родину, которую всё-таки решилась спасать. Но он то взрослый мужик, как-никак, пора бы самому на себя брать ответственность за свои поступки и проступки, за все свои косяки без исключения и перестать капать на мозги возлюбленной (иначе какая же это любовь при таких-то исходных данных).

К счастью для меня, за исключением одержимости Малом и зацикленности на нём, к середине книги Алина всё-таки делает успехи. Её образ как-то выравнивается, появляется надежда, что всё не так плохо. Но поначалу мне очень хотелось наорать на неё грубо и громко. Встряхнуть за плечи, привести в чувство. Она, может, и боится Дарклинга, но говорит с ним довольно вызывающе. Диссонанс. Все её мысли и записи сводятся к тому, куда они пошли, что делали и что случилось, описывают лица и окружение, но за всё это время она будто не попыталась сложить два и два. Словно она вообще не думает, не анализирует происходящее. Алина всячески показывает, как ей хочется избавиться от Дарклинга и быть как можно дальше от него, но как только её «крадут» корсары, она им почему-то сопротивляется, хотя вот он шанс. Уж с ними то всяко будет справиться проще, чем с сумасшедшим идейным дедом и его теневой армией... Если бы они хотели причинить ей вред, то убили бы сразу, пока все были в замешательстве. К тому же, она прекрасно видела, что они освободили и Мала тоже, так что, если она не хотела разлучаться ним, бросая его, то это не тот случай. Но она всё равно упиралась, усложняя задачу Штурмхонду и Ко. До этого она же искала поддержки и расстраивалась, не получив её. Но чего она ждала, когда на борту Дарклинг? Даже если бы кто-то и плёл против него заговор, болтать об этом в открытую слишком опасно. Не известно кому и насколько можно довериться, нет гарантий на то, что у деда нет лишних ушей…

Допустим, доверять Штурмхонду на сто процентов тоже не самая хорошая идея, но то, что Алина относится к нему, как к пирату, не способному любить Родину и вообще делать что-то благородное уже странно. Ведь она знает, что он - корсар. А «пират» и «корсар» это совсем не одно и то же, есть принципиальная разница. Даже если бы он не был патриотом, уже итак понятно, где его выгода. Так что из него мог выйти достойный союзник, хотя бы временный. А союзники Алине в тот момент были очень нужны. И потом, если этот парень решил в открытую выступить против Дарклинга, он, может, и дурак, который не знает во что ввязался, но уж точно не то, чтобы враг номер один. Тем более странной выглядит её сопротивляемость при получении второго усилителя. Когда выбора уже нет и отказ это роскошь, она всё ещё колеблется. Допустим, она боится, что потеряет человечность, но это та же самая девушка, которая готова была умереть, лишь бы больше не разгребать вот это вот всё. А тут реальная возможность одолеть своего врага. Маленький, но шанс! В общем, я, наверное, ещё много чего могу написать, возмущаясь проволочками и сомнениями в первых главах, но, к счастью, их со временем стало меньше. Поэтому я просто дам Алине (и книге в целом) очередной шанс. Хотя до сих пор не понимаю, что в ней находят кавалеры, которых внезапно прибавилось (Василий не в счёт). За вычетом космических сил она по характеру, как личность, не то чтобы выигрывает на фоне других девушек. Просто, видимо, они недостаточно прописаны, чтобы мы могли их как следует сравнить.

А теперь берегите головы

Вот она - тачка с камнями. Вот и катапульта. И всё это добро полетит в огород Мала. Разом. Чтобы обрушить на него град моего субъективного гнева. Я честно пыталась ему посочувствовать, но что-то как-то не получается. Пыталась его оправдывать, но надолго меня не хватило. А желание треснуть его дубинкой становилось только сильнее с каждой его выходкой.

Этого парня определённо устраивал расклад, в котором он, сильный и независимый, защищает хрупкую болезную Алину (любовь к которой распознал не сразу). Как только всё поменялось, его эго не выдержало и тут же проснулись комплексы. И ревность. И злость. На себя ли, на Алину ли, на тех, кто её окружает — не суть. Главное, что это его не красит и мешает тем, кто хочет спасти свою страну это сделать. Этот парень говорил, что беспокоится о своём дезертирстве. Ой, что я делал ради тебя, Алина! Ой, меня же теперь накажут! Я — беглец и предатель. Алло! Она — тоже. Это, во-первых. А, во-вторых, это был твой личный выбор. Вроде как взрослое взвешенное решение, которое ты сам единолично принимал. Никто тебя не пинал, не заставлял, так чего ты это припоминаешь возлюбленной при каждом удобном случае? Давишь на жалость, на совесть, подпитываешь в ней чувство вины, когда на её плечах итак лежит груз ответственности за несколько десятков, если не сотен жизней? Теперь ещё и за тебя переживай?! Ну, да, конечно. Ещё чего не хватало. Иди-ка ты, следопыт, лесом. И потеряйся в нём.

В самом деле, Мал меня очень злит. Как персонаж, как человек, вообще в принципе. Он большую часть своего экранного времени ходит угрюмый и молчит. Открывает рот только, чтобы напомнить, как ему плохо и высказать кучу претензий любимой девушке. Той самой девушке, которую поклялся оберегать. «Ты — моя родина, Алина. Только ты одна». Вот только он не особенно преуспел в делах её защиты и поддержки. Тот факт, что она никому не рассказала о своих видениях, когда это было чрезвычайно важно не делает ей чести, но тот факт, что и Мал, всё ещё единственный близкий для неё человек, даже не пытался построить нормальный диалог, чтобы во всём разобраться и прояснить ситуацию, опускает его всё ниже в моих глазах.

Он так переживал за дезертирство, но тут его помиловали, а он спит и видит, как бы свалить подальше от неприятностей и бросить свою страну — опять. Ему откровенно плевать на неё. Пусть так. Но по его же словам не плевать на Алину, которая хочет Равку спасти. Но Мал не справляется даже с тем, чтобы просто быть рядом и ведёт себя, как капризный ребёнок и полный придурок, будем честны. И вот как бы чего не вышло. Сдаётся мне, он может вполне себе выкинуть по дурости какую-нибудь глупость. Надёжности в нём не чувствуется никакой. Только сплошная подстава. Он итак уже выбил Алину из колеи, причём делал это неоднократно. То ли они настолько идеальная пара в плане тараканов в их головах, то ли дурно друг на друга влияют, что тоже такое себе. Но что-то между ними не так, всё ещё очень сильно не так и от этого растёт внутри ощущение тревоги на протяжении всего романа.

Возможно, стоило бы задвинуть личное на второй план, хотя бы пока не решите своих глобальных проблем и не спасёте страну, как минимум или мир, как максимум. Потом бы сели, поговорили за бутылочкой кваса, расставили точки на «i». Но имеем мы то, что имеем. К сожалению.

Капитан. Капитан Дже... Штурмхонд

Моя единственная отрада во всём этом безобразии. Яркий и прекрасный пример грамотного применения Марти Сью концепта. Он может всё. Он хитёр, умён, обаятлен. Он всегда на шаг впереди. Говорит на нескольких языках, фехтует, изобретает, прекрасно дерётся и выглядит хорошеньким даже в пять с половиной утра и без всякого кофе. А как на нём сидит мундир... Ну, что за красавчик! Временами его хочется обнять, временами пнуть. Но ему почему-то хочется верить. Вот он — лучик света в этом тёмном царстве. Его Величество Корсар. Если честно, ради него одного я до сих пор здесь (и в надежде, что мне раскроют, наконец, мотивы Дарклинга). Штурмхонд был нужен этому роману, как огню кислород. Он приносит жизнь и дух борьбы в этот мир смирившихся беспомощных сомнамбул. Он в хорошем смысле безбашенный, чокнутый почти до гениальности. Пока он уверен, что всё возможно — всё возможно. Это должна была быть книга имени Штурмхонда, великого и буквально ужасного, но прекрасного в этой своей неоднозначности. Он как противовес мрачной притягательности Дарклинга — яркое сверкающее Солнце (Которым вообще-то должна была стать Алина?!). И, наверное, единственный персонаж, кого сомнения делают не столько уязвимым, сколько открытым, человечным и честным. Таково моё исключительно предвзятое мнение. Он заслужил свой сольный цикл больше, чем кто-либо здесь.

Что касается книги, как таковой

Она неплоха. Уже лучше, цельнее и собраннее, чем первая часть. Всё ещё аутентичная, нотки фольклора здесь очень кстати. Готова даже проигнорировать странности перевода, употребление некоторых слов не в том роде, пару-тройку опечаток и тот факт, что у меня какая-то неизлечимая проблема с ударениями в именах и названиях «а-ля рус». В общем, вторая часть понравилась мне больше первой. И, разумеется, я буду дочитывать третью. С верой в лучшее и ради Николая, конечно.

Источник