Больше рецензий

28 марта 2024 г. 11:48

116

4 У страха глаза – пуговицы

– Мы могли бы стать друзьями, – сказала Коралина.
– Мы могли бы стать редкой разновидностью африканских танцующих слонов, – откликнулся кот, – но не стали

Нил Гейман «Коралина»
М. : Издательство АСТ, 2023. 12+

Детская повесть-ужастик «Коралина» (Coraline) была впервые опубликована в 2002 г. издательствами Bloomsbury и HarperCollins. Книга получила несколько престижных премий: Небьюла и Хьюго за лучшую повесть, Брэма Стокера за лучшее произведение для молодых читателей и Локус за лучшую повесть для подростков. Британское издание The Guardian поставило книгу на 82 место в списке из 100 лучших книг XXI века.

Как признавался Нил Гейман в своём интервью: «Потребовалось время на то, чтобы убедить людей, что повесть действительно предназначалась для детей. Мне говорили, что первую половину «Коралины» буквально нельзя публиковать». Антагонист романа, по признанию автора, является самым страшным персонажем, что он когда-либо создавал.

Немного о сюжете. Девочка по имени Коралина вместе с родителями переезжает в новый дом. Её семья – не единственные жильцы. На мансарде обитает эксцентричный мистер Бобо, который тренирует мышиный цирк. На первом этаже живут мисс Спинк и мисс Форсибл – бывшие знаменитые актрисы. Взрослые, «как всегда», не слушают ребёнка и упорно зовут кАролиной.

Лето выдаётся холодным. На улице дождь, туман и грязь. Заняться нечем, поэтому девочке невообразимо ску-учно. Она просит родителей поиграть с ней, но те лишь отнекиваются от неё, так как оба заняты работой [вот они, ужасы фриланса], поэтому Коралине ничего не остаётся, как самостоятельно исследовать особняк. Внезапно она натыкает на дверь, которая заложена кирпичами и вроде как никуда не ведёт, но не тут-то было!

На следующий день, когда родители уезжают по делам, за этой странной дверью открывается проход в другой мир. Там всё точно такое же, но куда интереснее. Коралина встречает других маму и папу с пуговицами вместо глаз. Новые родители кормят её вкусным обедом, уделяют много внимания и всегда рады с ней поиграть. Узнав, что девочке всё понравилось, другая мама предлагает ей остаться в этом мире насовсем. Правда, для этого нужно сделать «одну пустячную операцию» – пришить пуговицы вместо глаз.

Коралина категорически отказывается и спешит обратно. Заперев опасную дверь на ключ, она думает, что её приключения закончились, но это не так, ведь другая мама похитила родителей Коралины. Теперь ребёнку нужно собрать всю свою храбрость и противостоять злой ведьме.

Плюсы и минусы. Во-первых, книгу было невероятно легко читать, и я проглотила её за 2,5 часа. Во-вторых, было интересно узнать новые подробности и детали истории, так как сюжет я уже знала. В-третьих, жутковатые иллюстрации и напряжение в тексте создавали немного пугающую атмосферу. На этом, пожалуй, всё.

Из минусов [ловите нечленораздельный поток]. Страшных страхов, о которых мистер Гейман говорил в своём интервью, я не нашла. По-настоящему испугаться не получилось. Как, видимо, и главной героине произведения. Ощущение нереальности происходящего наводило на мысль, что девочка в итоге всё это просто выдумала.

Сопереживать капризному и своенравному ребёнку, который упорно считает себя умнее взрослых, не хотелось. К тому же я не увидела и капли страха. Казалось, что ей плевать и на эту ведьму, и на параллельный мир за дверью, и на говорящего кота, и на поющих крыс. Всё в порядке вещей: проходите мимо, тут не на что смотреть.

Я признаю, что, возможно, после фильма у меня остались завышенные ожидания – книги ведь обычно лучше фильмов? Нет, не в этот раз. Вроде бы и легко написано, но какого-то «вау» не возникает. Готова ещё признать, что я должна была помнить о том, что повесть написана для детей и подростков, но тогда откуда в интервью газете The Guardian выплывают слова, что «половину книги буквально нельзя было публиковать»? Что там такого нашли взрослые, что «категорически нельзя»? То ли риторический вопрос, то ли маркетинговый ход.

На данный момент произведение выдержало несколько переизданий, в том числе и в виде графического романа. По книге поставлены два мюзикла [судя по отзывам, довольно-таки неудачных], опера, видеоигра для PS2, Nintendo DS и Wii и кукольный фильм. Игра обычная: сюжет полностью идёт по фильму, вместо кукол используются кривоватые 3D-модели [сделаю скидку на возраст], а из заданий в основном головоломки и перетаскивание предметов.

Экранизация повести, выпущенная в 2009 г. под режиссурой Генри Селика, по моему мнению, получилась значительно лучше оригинала. Коралина в нём эмоциональна, родители не играют роль макгаффинов, сюжет не скачет «галопом по Европам», и Белдам – ведьма, притворяющаяся другой мамой, действительно жуткая. Плюс картинка очень красивая, и в фильме много пасхалок. После прочтения книги я ещё раз посмотрела фильм и поразилась, насколько же хорошо была проведена работа по адаптации.

Немного о картинках. Первое издание было проиллюстрировано Дейвом МакКином. Его обложка действительно передаёт атмосферу ужаса, «что прячется в тени, по ту сторону запертой двери». Графический роман в обложке использует наработку мистера МакКина, но внутри, на мой вкус, слишком яркий, светлый. Иллюстрациями моего издания занимался уже Крис Ридделл, и вот они всё же мрачнее.

Книгу я покупала в Читай-городе в Нижнем Тагиле. Стоила она чуть больше 600 рублей, но я в тот месяц от своего банка получила кэшбек на 50 % на книги, так что получилось 300+ рублей, что всё равно непривычно дорого для меня. Что могу сказать? Всё чудесно: твёрдая обложка, матовая насыщенная суперобложка, не клеевой переплёт, белоснежная плотная бумага, которую: а) приятно касаться; б) не страшно трогать. Внутри ч/б жутковатые иллюстрации. Видимо поэтому и такая сумма.

За оформление я ставлю восхищённую 10, за само произведение Нила Геймана – 5, итого 7,5. Читать определённо советую, хотя бы для того чтобы самому понять: стоит оно того или лучше остановиться на фильме.

Суперобложка моего издания 2023 г.
Обложка первоиздания, 2002 г.
Обложка графического романа, 2008 г.

Источник