Больше рецензий

3 марта 2024 г. 20:16

564

4 «По мне, лучше быть оптимистом и ошибаться, чем оставаться вечно правым пессимистом». (с)

⠀⠀⠀Давно заглядывалась на творчество Жан-Мишеля Генассии, и моё знакомство началось с книги «Клуб неисправимых оптимистов». Пока читала, у меня постоянно возникали ассоциации с «Невыносимой лёгкостью бытия» Милана Кундеры. Очень разные стили, но при этом темы во многом даже похожи. Кроме того, возникала ассоциация со «Щеглом» Донны Тарт — жизнь подростка, который сталкивается с разными сложностями и перипетиями судьбы. Но если говорить именно про «Клуб неисправимых оптимистов», у меня сложилось противоречивые ощущения: с одной стороны, просто вау, какой монументальный и важный роман, поднимающий серьёзные темы и моменты; но, с другой стороны, возникал диссонанс из-за фокала Мишеля, который все ещё маленький ребёнок, но изрекает мудрости человека намного старше. И это мешало на протяжении всей книги. Но обо всём по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
«Честно говоря, я плевать хотел на все их истории, разногласия и ругань. Их убеждения были мне чужды, их словесные перепалки и баталии меня не касались. В жизни меня интересовали рок-н-ролл, литература, фотография и настольный футбол».
⠀⠀⠀Книга поделена между двумя основными линиями повествования: первая линия — Мишель, который сталкивается с разными жизненными ситуациями и учится их преодолевать (а иногда забивать на них); вторая линия — Клуб, который расположен в парижском бистро. Две линии пересекаются, т.к. Мишель знакомится с Клубом, его членами и их историями. При этом из-за пересечения возникало противоречие: казалось, что одна линия перекрывала другую (и наоборот). То интересно следить за событиями жизни Мишеля Марини, то любопытные моменты у представителей Клуба (чего стоит история Саши и Игоря). Эти метания (то это лучше, то другое) были ну слишком часто. Например, если говорить про повествование о жизни Мишеля, то было интересно наблюдать за развитием конфликта в семье: от компромиссного согласия между семьями до разлада всех. Но при этом про метания Мишеля по поводу Сесиль — вообще очень скучно (но понятно, что без этого его развитие как персонажа было бы неполноценным). Если говорить про клуб, то большая часть историй во многом смешивались между собой, было сложно выделить что-то интересное и увлекательное. Да, всё очень круто показано и рассказано, но хотелось и увлечься. Но вот история Игоря и Саши — просто попадание в сердце. Сильное завершение истории.
«Человек был для меня важнее его творчества. Если оказывалось, что он прожил героическую или наполненную разнообразными событиями жизнь, его романы очень мне нравились; если же выяснялось, что он был мерзавцем или посредственностью, я читал его книгу без всякого удовольствия».
⠀⠀⠀Интеллектуальный и тонкий роман, в который, очевидно, вложены душа и действительно поразительное мастерство. Нет сомнений — книга буквально воссоздаёт настоящие образы героев и событий перед глазами. Как будто вместе с героями ты находишься на улицах Парижа, изучаешь Клуб и знакомишься с их представителями. При этом роман в том числе очень политический — сложно не усмотреть актуальные на то время темы. Война в Алжире (разделение взглядов буквально прослеживается в близком окружении Мишеля), противостояние капитализма и коммунизма, беженцы из социалистического лагеря, критика тогдашних тенденций и событий и т.д. Эти темы очень обширны и опоясывают всё произведение, делая из него настоящий кладезь интересных взглядов и мыслей. Куда же без философии и жизненных историй героев, с которыми знакомится Мишель. Чего стоит появление Жан-Поля Сартра или Джозефа Кесселя.
«В клубе им не нужно было ничего объяснять или оправдываться. Они были среди своих, среди изгнанников, и понимали друг друга без слов. Они находились в одинаковых условиях, переживали».
⠀⠀⠀Но на протяжении всей книги возникал диссонанс из-за смены повествования и философских вставок. Почему? Если мы обратим внимание на возраст Мишеля, главного героя, то постоянно был вопрос: откуда у него такие выводы? Мысли? Решения? С одной стороны, многие дети довольно умные и порой ведут себя как взрослые. Но, с другой стороны, ощущение, что есть фокал Мишеля и фокал автора, и они, на мой взгляд, негармонично вписаны друг в друга. Этим мыслям не веришь, потому что со стороны Мишеля не всегда подкреплялось каким-то опытом. Все жизненные и философские рассуждения, как мне кажется, должны чем-то подкрепляться — сюжетом, событиями или опытом героев. В книге не всегда так было. Поэтому каждый раз были интересные вставки было следующее: «Да, круто, я согласна», а потом… «А как это вообще связано с героем или сюжетом?». Все должно быть хоть как-то взаимосвязано.
Выводы:
⠀⠀⠀Очень сильный роман, который заставляем задуматься об окружающем мире, людях вокруг и решениях, которые могут иметь последствия спустя многие годы. Спустя довольно долгое время после прочтения я осознала, что для меня важным воспоминанием о книге останется история Саши Игоря, которая завершила эту книгу. Сильная трагедия, заставляющая задуматься. Всё остальное в книге не теряет своей ценности, но для меня именно их история стала некой путеводной звездой. Мне так и хотелось узнать, что скрывается в этой истории. Истории боли и предательства, истории жизни и смерти. При этом история того же Мишеля немаловажная: вместе с ним можно пройти путь от ребёнка, который жалуется на наличие двух семей, а потом чувствует боль и уныние от потери связи с отцом. Каждая история в книге — нечто важное, затрагивающее простые истины. Для меня есть проблемы в книге, но я не скажу, что они существенные или портящие впечатление. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Да и ещё раз да. Но, как мне кажется, книга не для всех.