Больше рецензий

25 февраля 2024 г. 16:17

58

3

Как долго я нарезала круги вокруг этой небольшой повести. Что-то мрачное, тягучее об Африке, зловещая маска на обложке. Прям ух! В итоге, если честно, разочарование.

Это история о том, как молодой английский моряк отправляется в Африку, которую как раз активно "разрабатывает" белый человек. Ему предстоит быть капитаном небольшого парохода, на котором по реке сплавляют слоновую кость. Он попадает в пункт назначения, по дороге получая самые тягостные впечатления о жизни в этих краях, об угнетенных аборигенах. И за все время пребывания на посту постоянно слышит о некоем мистере Куртце, скупщике слоновой кости, который стяжал славу совершенно незаурядного человека, самого успешного поставщика ценного товара. Слава его громкая и неоднозначная, и главный герой стремится лично познакомиться с Куртцем. В конце концов с Куртцем он знакомится — и оказывается, что этот человек, долгие годы живя здесь, в сердце первобытной Африки, очень отдалился от обычаев белого христианского мира, поддался "силам тьмы".

Сюжет движется очень медленно, автор многословно пытается передать атмосферу липкой тревоги, затаившейся опасности, болезни, которая царит вокруг главного героя. Но я ее не почувствовала, увы. При всей образности языка воображение моё работало с трудом. Попросту говоря, мне не хватило здесь "мяса", жизни, пусть злой, жестокой, но жизни. И ещё элементарной ясности. У автора какая-то совершенно мертвящая, путаная манера изложения. В итоге ты или откровенно не понимаешь, что сейчас произошло, кто на ком стоял, кто и зачем и куда пошёл, или понимаешь, но тебе все равно. Злодеяния белых, страдания чёрных — всё очень невнятно, муторно. Почему Куртц таков, что сделало его таким, в чём его незаурядность — хз. Просто поверьте автору на слово. Куда должна двинуться мысль читателя, что должно случиться с его сердцем по итогу чтения — хз. Хотя идея повести кажется мне очень плодотворной. Здесь действительно есть пространство для мысли, для этического выбора, для осмысления истории.

В общем, никакого интеллектуального и эмоционального контакта с текстом, увы, не случилось.