Больше рецензий

17 февраля 2024 г. 18:54

361

4 Несущий пустоту

Имя Роберта Мюзиля не так известно в широком кругу читателей. Действительно, гораздо большее влияние на историю литературу и культурное наследие человечества в принципе оказали другие его современники такие как Франц Кафка или Томас Манн. Более того, в основном имя Музиля ассоциируется с одним-единственным романом, который не снискал большой известности в момент написания, однако стал практически культовым после переиздания, которое произошло спустя десятилетие после смерти писателя в 1942 году. Чем дальше – тем большую популярность он себе завоевывал, открывая все новые скрытые постмодернистские грани творчества автора, а также те или иные сбывающиеся пророчества в отношении нашей современности. И, можно сказать, что только сегодня, в эпоху победившей цифровизации, компьютерных технологии и тотальной симуляции, «Человек без свойств» как минимум в силу своей идеологии, стал максимально актуальным.

Прежде чем вдаваться в подробности сюжета, стиля или общей концепции, следует уяснить себе почему данное литературное произведение так согласуется с современностью и в чем же его оригинальность сравнительно, например, с концепциями того же Франца Кафки или Мартина Хайдеггера. Недалеким от истины будет утверждение о том, что образ «человека без свойств» - это конечно же образ современного человека в принципе. Он подразумевает под собой прежде всего тот неоспоримый факт, что на текущий момент такие люди становятся удобны, их порождает, воспитывает и выпускает в мир само время.

Однако не стоит думать, что это касается исключительно так называемых людей толпы, массы, усредненных индивидуумов, готовых плыть по течению в бурной реке собственных животных рефлексов. Вне всякого сомнения, такие люди существовали во все времена, во все эпохи, но отнюдь не они двигали вперед прогресс, историю и вообще тянули за собой человечество. Напротив, такими людьми, способными взять на себя ответственность за будущее бытие, были исключения из правил, единицы, в которых гениально сочетались ум, воля и отвага. И большой ошибкой было бы видеть в обманчивом названии приговор современному «человеку массы», напротив, после прочтения возникает четкое ощущение и понимание того, что данный роман является, на самом деле, обличением так называемого современного сверхчеловека, того самого уникума, который, по всем законам жанра, должен был бы править колесницей истории и влиять на ход вещей.

Стоит отметить, что базовой философской основой произведения является философия Ницше, как раз проповедующая культ сильной, развитой, независимой, выдающейся личности. На первый взгляд, именно такой фигурой и предстает главный герой Ульрих – тонкий, практически гениальный психолог, способный видеть насквозь не только самого себя, но и всех окружающих его людей, безупречный знаток женщин, абсолютный господин собственных страстей и, конечно же, крупный интеллектуал. Ему не чужда в том числе и борьба за собственную так называемую ницшеанскую волю, он способен справиться с любыми опасностями, встретиться лицом к лицу с любыми трудностями, взглянуть в глаза страху и даже смерти. С одной стороны – это человек, богатейшей внутренней природы, но с другой он совершенно пуст и, условно говоря, в какой-то степени даже мертв внутри. Музиль гениально описывает тот самый пресловутый экзистценциальный кризис существования в современном обществе потребления, за который по-настоящему взялись Сартр, Камю или Габриэль Марсель как раз в послевоенные годы, когда роман и стал по-настоящему популярен. Иными слова, Ульрих не находит отклика своему истинному, сокровенному существу во внешнем мире. И, таким образом, с течением времени становится все более внутренне опустошенным, отрешенным и безразличным. Никакие события внешней жизни – будь то разнообразные любовные интриги с женщинами, многолетняя дружба со своим товарищем, служебные перестановки, глобальные политические сдвиги или даже смерть отца (впоследствии сцена заимствована Камю для ставшего легендарным «Постороннего») – ничто из этого недостойно того, чтобы он почувствовал какое-то единение или сопричастность происходящему.

Роман был незакончен. Однако, согласно общей концепции, очевидно его деление на две части. В первой описывается погружение Ульриха в бездну собственного одиночества. Все большее и большее экзистенциальное и эмоциональное удаление от всего окружающего. Последней каплей в этом безрадостном «путешествии на край ночи» становится смерть отца, после которой он понимает, что «окончательно и совершенно» одинок. Однако именно на этой грани отчужденности он и встречает, во всех смыслах, родственную душу в лице своей сестры-близняшки. Согласно легко прочитываемой канве общего замысла – именно это единение двух душ, некая метафизическая связь двух частей некогда одного целого и должны были бы привести главного героя к некоему перерождение, эмоциональной и нравственной трансформации. При этом, стоит отметить, что этот принцип действителен в обе стороны, ведь насколько Ульрих чувственно оживляется в присутствии своей сестры, настолько же она осмысляет, структурирует и рационализирует свою стихийную, беспорядочную чувственную жизнь. В некоем символическом смысле этот своеобразный тандем можно было бы интерпретировать как вновь обретенный союз двух частей человеческой души – разума и чувств, Анимы и Анимуса – на пути к высшему единству и целостности. Но, так как роман не был завершен, о вариантах окончательного консенсуса остается только догадываться.

Также стоит отметить, что помимо двух главных действующих лиц, в романе присутствует неисчислимое множество второстепенных персонажей. Каждого из них Музиль прописывает крайне тщательно и кропотливо, создавая по-настоящему цельные и полновесные психологические образы. Зачастую побочные истории, такие, например, как семейные проблемы друга Ульриха, Вальтера и его жены Клариссы оказываются ярче и драматичнее нежели основная партия. При этом, в целом, они вместе создают некий ансамбль из колоритных, ярких героев, которые, как ни странно, решительно ничего не предпринимают и не совершают никаких поступков. Действительно, если подумать, то одной из главных и отличительных черт романа является полное отсутствие действия и сюжета. Вся история вертится вокруг приготовления к так называемой "параллельной акции", которая якобы должна символизировать собой нерушимость господствующего политического и социального устройства. Однако ирония, конечно же в том, что форма в данном случае вытеснила содержание. В сущности, строй уже изменился в душах, в коллективном бессознательном, скрижали давно разбиты, а персонажи просто отыгрывают по привычке свои роли, так как не знают, что им делать, ведь сценарий для них так никто и не написал.

Резюмируя, стоит отметить, что «Человек без свойств» - именно тот роман, который можно охарактеризовать как некий ключ не только к литературе двадцатого века, но также ко всей современной философии, идеологии и всеобщей жизненной концепции. Он гениально обрисовывает образы с чисто психологической точки зрения, представляет картину мира без всяких ложных приукрашиваний и преувеличений, но в то же время останавливается в одном шаге от абсурдизма или кафкианских сюрреалистических опытов, сохраняя какой-то уникальный, аутентичный стиль. Вполне можно утверждать, что это гениальный роман (хоть само слово гениальный изрядно дискредитировано), который может помочь нам лучше понять не только самих себя, но и мир вокруг. Хоть открывшаяся истина и не принесет никому утешения.