Больше рецензий

4 февраля 2024 г. 21:35

840

4.5 «Обещай, что не будешь ненавидеть меня, когда узнаешь, кем я была в прошлом. И обещай, что защитишь замок. И своих друзей». (с)

⠀⠀⠀Приятно возвращаться к Ф. Бакману, особенно после долгого перерыва (ощущение, как будто смакуешь его творчество, не читая сразу всё подряд). Подруга очень часто советовала прочитать эту книгу Бакмана, т.к. она очень цепляет и трогает до глубины души. В целом все прочитанные мною книги Бакмана вызывают такие эмоции. Приступив к книге «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», у меня даже возникло сомнение: а может, в этот раз ничего не сложится? Всё обошлось, но книга, несмотря на свою важность и ценность, для меня немного слабее, чем «Вторая жизнь Уве», которая почему-то входит в цикл с «Бабушкой…» и «Здесь была Бритт-Мари). Но обо всём по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
«Каждый семилетний ребёнок заслуживает иметь своего супергероя. Это факт. А кто не согласен, тому надо проверить голову».
⠀⠀⠀В центре сюжета маленькая девочка по имени Эльса, которой семь, почти восемь, лет. Слишком развитая для своего возраста, Эльса не боится исправлять других людей и ставить их в тупик своими вопросами. Она ведь прочитала всё в «Википедии», поэтому её не обманешь и от неё ничего не скроешь. В то же время есть её бабушка, которой скоро семьдесят восемь лет. Такая же необычная женщина, «бодрая старушка», которая никому не даёт покоя. Несмотря на непростой характер бабушки, она настоящая супергероиня для маленькой Эльсы, ведь она всегда рядом, помогает и поддерживает в любой ситуации. Но однажды бабушка умирает и оставляет Эльсе письма, в которых она просит прощения у многих людей, которые были в её жизни. Так, Эльса узнает много нового о своей бабушке, о маме, с которой часто конфликты, о соседях и о самой себе. Приключения Эльсы начинаются.
«Понимаешь, у бабушек есть право скрывать от внуков свои дурные стороны. Бабушки не рассказывают внукам, какими паршивками они были до того, как стали бабушками».
⠀⠀⠀В книге прослеживаются много важных конфликтов, которые раскрываются перед нами: Ульрика (мама) и Эльса (дочь), Ульрика и её мама, Эльса и папа. Это, если очертить какой-то небольшой круг конфликтов и недопониманий. На деле их очень много, особенно если говорить про взаимоотношения бабушки Эльсы с другими людьми: с Монстром, с женщиной в чёрной юбке, с Бритт-Мари и др. Ни один из конфликтов не перегружает книгу, а только дополняет и насыщает. Много переплетённых историй, которые не оставят вас равнодушными. Причём истории на любой вкус и практически на любую тему. Предательство и измены; разрыв поколений; любовный треугольник; ПТСР; беженцы; отношения матери и дочери, отца и дочери; воспитание и взросление и т.д. Получилась очень трогательная история, напоминающая в очередной раз, как важно ценить своих близких, которые рядом с тобой.
«Право внуков — знать, что есть человек, который всегда на твоей стороне. Независимо от обстоятельств. Даже если ты ошибаешься. Особенно если ты ошибаешься».
⠀⠀⠀Понравилось наблюдать, как Эльса меняет своё мнение обо всём вокруг — о маме, бабушке, папе. Сначала она постоянно ругалась с мамой из-за непохожести с бабушкой (первая — это порядок, вторая — это хаос), которая, по её мнению, умела её поддерживать и понимать. Но с каждой новой историей становилось понятно, что Ульрика ещё найдёт свой путь к дочери и станет супергероиней для неё, совсем как бабушка. При этом история с папой намного проще, но она не менее важная: Эльса просто хотела, чтобы папа проявлял уверенность по отношению к ней и не боялся принимать решения на её счёт. И мы видим, как происходят эти изменения: Эльса учится принимать такого неуверенного папу, а он в свою очередь учится быть более решительным со своей дочерью. Но бабушка — конечно, краеугольный камень всей истории, именно с неё всё начинается. «Бодрая старушка» смогла и удивить, и поразить, хотя поначалу она казалась чудаковатой, особенно в истории с какашками и полицейским. Её история, конечно, заставляет задуматься о многом: о приоритетах в жизни, о балансе хаоса и порядка в жизни, о восприятии мира вокруг («У бабушки есть две суперспособности — спасать чужие жизни и выносить мозги»). Удивительная женщина получилась, не иначе. «На самом деле бабушка — гений. Просто она немного с приветом».
«Бабушка — это одновременно щит и меч, это совсем особенный вид любви, недоступный ни одной светлой голове».
⠀⠀⠀Но я ни капельки не удивлюсь, если Эльса может вызывать раздражение. Всех исправляет, всех поучает, всем что-то доказывает — и, самое главное, добивается своего. Чего стоит сцена в магазине (совсем как Уве). При этом у неё есть проблемы в школе, появляются те, кто постоянно её буллит и не даёт покоя (с этим будет много важных моментов). Несмотря на то что бывало раздражение в отношении Эльсы, она вызывает восхищение. Она не останавливается, ищет решение, спасает своих близких и просто тянется к новым знаниям. Юный гений, но иногда наглость не знает границ. Особенно она радовала своими сравнениями: например, когда мама и бабушка ругались, они казались ей Циклопом и Росомахой из «Людей Икс». Супергероика будет прослеживаться на всём протяжении книги; как бы сейчас ни стыдили за увлечением комиксами или супергероями, они помогали Эльсе понимать мир вокруг, искать схожие модели поведения и оценивать их. И так бывает в реальной жизни, потому что чаще всего супергерои — как собирательные образы.
«Эльса знает, она не такая, как все. Да-да, поэтому у неё нет друзей. Но ненавидят её по другой причине, в школе много не таких, как все. В каждом классе как минимум два-три человека. Дело в том, что Эльса никогда не сдаётся. Вот за что её ненавидят».
⠀⠀⠀В плане персонажей к Бакману вообще нет вопросов — всегда на высоте. Каждый герой — это отдельная тема и важные мысли, каждый герой — находка. При этом Бакман умеет создавать неприятные образы героев, которые вызывают только раздражение, но потом раскрывать их и показывать другую сторону. И после этого ты начинаешь жалеть этих персонажей («Необязательно жить в одиночестве, чтобы быть одинокой»). Так было с Уве в книге «Вторая жизнь Уве», так есть и с Бритт-Мари. О ней ещё поговорим во второй книге, которая посвящена именно этой необычной старушке, потерявшей столько всего из-за предательства. Также чего стоит история Монстра — сильно и эмоционально (раскрытие истории чем-то напомнило мистера Байдермена из «Вандербикеров с 141-ой улицы» Карины Ян Глейзер). Особенно сильно привлекает психологизм в истории Ульрики (матери Эльсы), которая сама прошла непростой путь принятия и признания своей мамы из-за непростого стечения обстоятельств. Конечно, хотелось занять такую наступательную позицию, как у Эльсы, когда она узнала правду о бабушке, но история не такая однозначная (и снова вопрос о приоритетах и решениях). Кроме того, история мальчика Сэма, отец которого наведёт суету в книге. Бедный мальчик. «Ведь не все монстры похожи на монстров. Некоторые носят монстра внутри».
«Я научилась всё делать сама и не полагаться на бабушку. Под конец сложилось так, что, когда она приезжала, становилось только хуже».
⠀⠀⠀Без юмора в книге никуда. Конечно, без бабушки многие моменты стали скучнее, но, пока она была в сюжете, диалоги были фантастикой. Например: «Ну что ты долдонишь, прямо как мать твоя. У тебя нет зажигалки? // Мне семь лет! // И долго ты будешь этим прикрываться?». За диалогами с бабушкой интересно следить: язвительно, чётко и смешно. Кроме того, Бакману удавалось буквально проникать в самое сердце своими фразами про родственников, взаимоотношения и т.д. Я частично использовала цитаты в рецензии, но они не смогут передать всю гамму эмоций, которую испытываешь при чтении. Кроме того, цепляло, что Бакман вводил небольшие детали, которые заставляли задуматься: например, разговор Альфа и Эльсы по поводу бабушки и её работы врачом («Ей говорили, что она не может работать врачом? Потому что она женщина?»). Такие простые вопросы, но такие важные.
«Понимаешь, люди должны рассказывать свои истории другим. Иначе мы задохнёмся».
⠀⠀⠀Добавление в историю сказочности (шесть королевств Просоньи) — одновременно и сомнительный, и интересный элемент. С одной стороны, сказочность связывает воедино все истории, позволяет насытить сюжет и раскрыть некоторые истории бабушки, которая была неоднозначным персонажем для многих. С другой стороны, хотелось читать именно про людей, а не про сказочные элементы (хоть они и основывались на реальности, фразах наподобие «Я прощаю», «Я люблю» и др.). Я так и не смогла определиться, нравится или не нравится, так что позиция остаётся нейтральной. «Сомнительно, но окэй», как говорится.
Выводы:
⠀⠀⠀Невероятные эмоции испытала во время чтения этой книги — и я так рада, что наконец дошла до неё. Почему я в итоге сказала, что для меня «Бабушка…» немного слабее, чем «Вторая жизнь Уве»? Если ко второй книге у меня вопросов вообще не было, то в случае с «Бабушкой…» есть сомнения по поводу сказочных элементов, которые как будто немного перегружают сюжет. Тем не менее книга вызывает восхищение своими разнообразными темами: от ПТСР до беженцев, от матерей и дочерей до отношений с соседями и т.д. Много разных интересных деталей, мыслей и вопросов, которые заставляют задуматься, — а это очень важно. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Да и ещё раз да. Получилось сильно, эмоционально, трогательно, ценно, масштабно и интересно.