Больше рецензий

31 января 2024 г. 22:54

299

4 Гонцов... жалко...

Тема опричнины — достаточно интересная тема в нашей истории. Но меня, тогда ещë пятнадцати-шестнадцатилетнюю девочку больше интересовали взаимоотношения царя Ивана Грозного и опричника Фëдора Басманова, признаюсь честно. Фильмы на эту тему я не смотрела, к сожалению, но «Князя Серебряного» Алексея Толстого осилила.

Когда-то давно на витрине читай-города я увидела пëструю обложку с названием «Гойда» авторства Джека Гельба, тогда ещë неизвестной мне писательницы. Посмотрела на цену, поставила со вздохом на место и решила, что когда-нибудь куплю и прочитаю.

И вот позади прочитанные «Проклятие Жеводана» и первая часть «Пеликана». Я, влюблëнная в слог Джека, решаю прочитать «Гойду», и...

Это было больно. Очень больно. Эта книга стала первой по уровню ужаса и злости, что я испытала. Но не в том плане, что сюжета нет и персонажи картонные (да, Федька Басманов хоть и отдаëт Марти Сьюшностью, но в целом сопереживать ему можно). Отчасти сюжет прослеживается, но за ним сложно наблюдать из-за бесконечно повторяющихся действий и сцен, не ведущих никуда. Просто для атмосферы написаны, видимо, но не совсем понятно, зачем они нужны. А насчëт персонажей...

Больше всего меня раздражал Иоанн Грозный. А особенно его паттерн поведения избивать гонцов своим посохом. Ну ладно один раз, ну два, ну три ударил, ничего страшного. Но когда ты уже чуть ли не десятый раз читаешь про появление гонца с плохой вестью, то уже порываешься скипнуть всю оставшуюся главу. Удивляюсь, как на Руси ещë гонцы не перевелись...

Фëдор Басманов? Ну его описывает фраза «Отпустите его, он же ✨красивый✨». За его бесконечными плясками в женском сарафане и престранными способами получения внимание Грозного следить очень забавно. В целом, неплохой гг, как я уже сказала, сопереживать ему можно.

Что по отношениям Федюши и Грозного с голубым флëром? Вы попадëтесь на кликбейт, откровенных сцен с их участием вы не увидите. Но зато получите очень милые сцены, переглядки и мощные эмоциональные качели между ними. Этого предостаточно.

Также хочу похвалить Генриха Штадена и Алëну. Они получились классными, прелестными и нежными, хотя Генриха сложно назвать нежным. Но его взаимоотношения с Алëной — это нечто.

А ещë в этой книге много насилия. Очень много насилия. Очень, очень и очень много насилия. Чуть ли не через каждые пять страниц кого-то сжигают, убивают, насилуют, бьют посохом, мечом и много ещë чем. Поэтому будьте морально готовы, а не как я, которая после каждого убийства откладывала на пять минут книжку и думала: «Ну и мерзость». Хотя чего я ожидала от книжки про опричнину и политические игры под ковром в сеттинге средневековья? Тут уж скорее мой просчëт.

По части переданной эпохи особых нареканий нет. Архаизмы и историзмы, лексика персонажей пестрит нецензурной лексикой и просторечиями, и всë это вместе прекрасно погружает тебя в Москву XVI века. Тут снимаю шляпу перед Джеком.

Последняя глава была глотком свежего воздуха, хотя и отдающий нереалистичностью. Но для меня, у которой уже голова кругом шла от всего трындеца, что творился в последних трëхста страницах, книга завершилась на хорошей ноте.

Очень расстроена из-за того, что стоило мне полюбить кого-то из антагонистов (так как события мы видим от лица опричников, то они оказываются протагонистами), то их сразу же жестоко убивали. Так таковых сильных антагонистов я отметить не могу, они слабенькими вышли (ну разве что Луговский немного порадовал, но я ему не сопереживала).

В целом, книгу можно было написать в два раза меньше, убрав все повторения, ни к чему не ведущие эпизоды и бедных избитых гонцов.

Моя оценка — 4/5. Для дебюта вполне сносная книга.