Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

14 января 2024 г. 22:00

188

4.5 Странная фантастика

I книга — Физиогномикаr40-green.pngрецензия
II книга — Меморандаr40-green.pngрецензия


Тем временем костер угасал, и охотник устраивал себе постель на горячих камнях. Лежа на спине (он твердо верил, что тыл дебрям показывать не стоит), он обозревал вселенную в поисках падучих звезд. Шорох ветвей и вопли летучих мышей, призрачные голоса птиц, похожие на визг женщины, которой подпалили волосы, рев хищников и предсмертные крики их жертв – вот колыбельная, что пело ему Запределье. Ветер овевал его лицо, звезда падала где-то за тысячу миль к северу, быть может в самом Земном Раю, – и вот он уже там, любуется заревом во сне.

Вот и финал истории физиогномиста, демона и людей, которые всегда подвластны чувствам. Звучит уже как анекдот из серии "зашли как-то в бар...", да и что-то в этой книге будет звучать как хороший анекдот; одно только то, как хвостатый и крылатый демон искал себе одежду стоит многого (штаны он, например, снял с трупа, которого подстрелили в пятую точку, все же у штанов и вид был серьезный, и пристроить хвост было проще). Вот только... ага, не юмористическая фантастика, ирония нужна атмосфере, сама ж история куда печальнее.

История разворачивается в двух плоскостях, чего не было ни в одной из предыдущих книг, там были разные сюжетные линии, которые шли чаще всего друг за другом, здесь же одна плоскость принадлежит тому самому демону, он же рассказчик, вторая — рассказ о злоключениях физиогномиста, знакомого демона.

Кстати говоря, по фантлабу и его классификатору следует, что

Жанры/поджанры: Фэнтези |Сюрреализм
Общие характеристики: Приключенческое |Психологическое

В этих парах есть что-то, что ближе одной плоскости, и другое, что ближе второй. Так историю физиогномиста характеризует "фэнтези" и "приключенческое", история демона — сюрреализм с психологической линией. Фантастика, о которой пишет лайвлиб, со мной так и не встретилась, хотя я ее снова ждала.

Если говорить об интересностях, то тут будет на всё один ответ — интересной была история демона. Не могу сказать, что Клэй и его история были невозможно скучными, но... Возможно, я устала от него в главной роли за эти три книги, хотя и читала с перерывами. Возможно, тут сыграло свою роль, что мне не так близки путешествия, как спокойные исследования историй. Возможно, эта плоскость просто скучная. В любом случае и история Мискрикса не разочаровывает, а интригует, очаровывает и поражает, и история Клэя не создаёт желание закрыть книгу и забыть о ней, она тоже по-своему хороша и интересна, так что этот роман читать и легко, и увлекательно.

Насчет финала (всё-таки здесь вопрос не только в том, как закончилась одна эта книга, но и в том, как закончился целый цикл) однозначно сказать что-то сложно. Мне понравилось, хотя я не особо люблю открытые финалы, но найти ответ на главный вопрос я там так и не смогла.

Я даже попробовала найти какие-то объяснения по поводу финала, но не особо преуспела. Точнее, поняла, что никто не понял, что здесь было, а чаще еще приходят к мысли, что так и должно быть, так непонятно.

И все же одной находкой так и хочется поделиться. В рецензии Lenisan были собраны если не все, то практически все возможные объяснения того, что происходит в финале этой книги, за что ей огромная благодарность. Под катом спрячу и возможные объяснения, и мои заметки, возможно, кому-то они тоже помогут понять, что здесь происходило.

про финал
А вот как быть с Мисриксом? Этот труп Клэя, эти безусловные доказательства, этот палач, похожий на Брисдена, просто вывели меня из равновесия. Я думала и думала, как же это понимать... У меня сложилось несколько вариантов:
1) Самый простой: демон и правда сожрал Клэя, но забыл об этом - то ли под тяжестью чувства вины, то ли просто потому, что не контролировал себя в период одичания. А похождения Клэя, описанные им - не больше, чем наркоманский трип, и ни слова истины в них нет.
Но это плохой вариант, это скучный вариант, это вариант, которого Джеффри Форд нипочём бы не допустил. Тогда рассмотрим другие, связанные с важным утверждением, что Запределье строится из множества реальностей и времён.

~~~ Я бы не назвала такое объяснение скучным, на мой взгляд, это вообще один из двух самых классных объяснений, если точно быть уверенным в том, что это был труп Клэя.
Почему? Вспомнить сцену в суде, когда Мисрикс сказал, что человек женат, описал эту женщину, а у того вообще никогда не было жены. Эта же сцена подойдет для подтверждения следующего пункта, но что если это подтверждает безумие демона, ненадежность не только его силы, но и его памяти? Что если у него давным-давно нет этих сил и все это самообман и воздействие модифицированного наркотика? Ведь за такое время он мог одичать, вспомнить, как он радовался людям в мертвом городе. Да и парня, который подсел на тот же наркотик, но слез с него, он называет дурачком, а насколько благодаря несколько иной природе он отличается от него?
Плюс чувство вины, а желание оставаться человеком могло заставить его остаться в тюрьме и согласиться на казнь. Ради того желания он искал одежду, а согласиться на смерть — другой уровень.

2) В одной из реальностей демон действительно убил Клэя, а в другой - всё произошло так, как в записках Мисрикса. Тогда получается, что каким-то образом эти два пласта реальности перемешались. Либо демон из первого пласта в своих прозрениях видит история Клэя из пласта №2 (то есть он убил физиономиста, и казнят его за дело), либо труп Клэя из пласта №1 попал во второй пласт, и Мисрикса казнят за преступление его двойника из другой реальности.

~~~ История с женой тоже могла бы взяться из второго пласта, прочитанная история человека из альтернативого мира. А нож, из-за которого начался судебный процесс, в свою очередь мог бы попасть в другой пласт, например, если бы Мисрикс убийца так же, как и т.н наш Мисрикс, вернулся бы после путешествия с Клэем в Отличный город и оставил этот нож где-нибудь в городе, а уже в т.н нашем пласте на том же месте была стена (поэтому он был В стене, он просто застрял там при переходе), или даже положил его на то самое место в кабинете, откуда уже в другом мире его забрала та женщина (поэтому нащ Мисрикс не сразу вспомнил, откуда он у него; это мог быть и блок памяти, чтобы он не вспомнил убийство друга, и простое отсутствие информации, так как он его не подбирал, а просто вспомнил что-то похожее и заменил им пустоту).
И да, эта версия мне тоже очень нравится, она перекрывает очень многие вопросы и возможности, да и может найти много доказательств. Плюс она создает один занятный вопрос: а где тот мир, который нам знаком по первым двум книгам?

3) Демон вообще никогда не убивал Клэя, всё подстроено злобными жителями Вено. Вариант маловероятный.

~~~ Плюс им нужно было бы найти похожего человека и убить его, а это... ну хз, как-то too much. Зарежьте овцу и скажите, что ее убил демон, будет не хуже.

4) Демон вообще никогда не убивал Клэя, но этот труп был зачем-то подброшен Запредельем (которое вновь обрело возможность думать благодаря физиономисту). То есть Запределье сфальсифицировало смерть Клэя и заставило всех поверить, что он мёртв, хотя ни в одной из реальностей это не было правдой (ну или было в какой-то далёкой, неважно). Но зачем? Тут опять же два варианта:
4.1) Чтобы его не искали соотечественники. Запределье любит Клэя и не желает отдавать его назад, но и губить его друзей и соседей почём зря тоже не желает, вот и подкидывает им этот труп, чтобы они не шлялись больше в заросли.
4.2) Чтобы погубить демона Мисрикса, предоставив против него неопровержимые улики. Зачем? Чтобы довести до конца его очеловечивание? Чтобы наказать отступника? В качестве искупительной жертвы за жизнь Клэя, как Вуд стал искупительной жертвой за жизнь Приза? Я склоняюсь к третьему варианту, но и первые два вполне могли быть правдой.

~~~ Как-то не верится в такую осмысленность всего лишь мира, населенного разумными существами. Тем более разве там не было проблем с жизнью и разумностью из-за вымирания драконов? Или такое количество змеенышей уже способно на это? И ведь тело Клэя забрали оттуда, это не могла быть иллюзия, так значит это реально какой-то мертвец? Ладно, вопрос "откуда" не слишком удачный, там как минимум вырубили всех военных, а раз время течет по-разному, мб, их заморозили, нашли подходящего, обмазали его запахом Клэя, подкинули под ноги искателей и всё. Но не слишком ли сложно?
Сама возможность такого присутствует, и вообще все варианты неплохо так объясняют, что к чему, но мне в это поверить сложнее всего.

У меня есть и вообще другой вариант:
~5. Клэй мертв, но именно он и путешествовал по Запределью. Кто именно его убил — Мисрикс или любой другой демон, которых в начале их пути встречалось много, — не имеет значения, потому что в любом случае только смерть дает пропуск в тот мир. И из-за этого Мисрикс повернул назад, он не захотел/не смог умереть. Если ж он еще и убил Клэя, то он еще и мог понять, что путь в настоящее Запределье стоит так дорого, постарался это забыть (отсюда и яркие воспоминания о виде мертвого Клэя) и вернулся в Отличный город.
То есть настоящее Запределье становится аналогом Рая, Ада и Чистилища, 3 в 1, возможно, с некоторыми уровнями, до которых нужно дойти с помощью той же веры, слоями, между которыми с проводниками можно передвигаться, и высшими сущностями, которые еще и проверяют, как всё работает. Время там движется ненормально, поэтому вся история могла развернуться и за год, и за двадцать по меркам живых. Отсюда и слова про Рай, и некоторая возможность умереть, и неубиваемость главного героя, тогда он не был готов перейти на другой уровень, да и потом он вернулся в своё райское Чистилище.

свернуть

В общем, определенно советую эту книгу и этот цикл тем, кто ищет что-то необычное и слегка так мозголомное. И настоятельно рекомендую читать этот цикл в той последовательности, которую предлагает автор. Хоть эта книга и лучше предыдущих, но базу знать важнее

Книга прочитана в рамках игр в группе 《МОПС》, игры "Дом мечты" в 《Уютной кофейне》 и игры в 《The Orilium Academy》