12 января 2024 г. 21:01

578

3

Впервые мы видим знаменитую гетеру Таис влюбленными глазами Птолемея, друга и соратника юного Александра Македонского. Но чем Таис выделялась среди других гетер - красотой, образованностью, умом, манерами - осталось за кадром. Зато очевидно, что Птолемей слишком прост для божественной девушки. Ей подстать только сам Александр, с душевной травмой от первой любви и вообще не сильно интересующийся амурными делами. Пока Александр стремился к краю Ойкумены, Таис в Египте постигала тайные знания. Делосский философ сказал гетере, что ей - любознательной, тянущейся к знаниям, познающей себя - необходимо последовать вместе с македонской армией и увидеть чудеса загадочных стран. Мир посмотреть и себя показать, словно это не военный поход, а увеселительная прогулка... Была ли в действительности Таис возлюбленной Александра, законной женой Птолемея и царицей Египта? Судя по всему - нет. Гетера - она подруга, как утверждает автор, муза, но не жена. Финал меня добил.
В романе Ефремов хотел воспеть женщину, и посвятил его жене Таисии Иосифовне. Когда мне не нравятся работы признанных классиков, я чувствую некоторую неловкость. Предположу, я выбрала неудачное время для чтения книги о романтизированных путешествиях прекрасной афинской гетеры. Философия вперемешку с дифирамбами великим древним богиням (на смену которым пришли мужские боги и все испортили), религии, обычаи и культура разных стран - интересно до поры, все хорошо в меру. Автор говорит о нужных, правильных вещах: о красоте, любви, справедливости, свободе, тирании, угнетении и равенстве. Но за многословием и с бесконечными повторами теряется сюжет. Хотя о чем это я? В романе весь сюжет идет лишь фоном к философским размышлениям.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!