3 января 2024 г. 17:47
1K
4 Яма, из которой не выбраться
Последняя книга прошедшего года вышла у меня не очень радостной. Впрочем, это просто так совпало, я обычно и не подбираю книги под праздники, а просто иду по запланированному, так что что выпадет, то и выпадет. Вот так вот под Новый год мне и случилось попасть в Яму. Мерзкую, беспросветную и тошнотворную. Но я-то заглянула туда всего на несколько часов, пока слушала аудиокнигу, а кто-то вынужден там провести всю свою жизнь без какой-либо реальной надежды когда-нибудь выбраться.
Куприн написал очень смелую и откровенную для своего времени книгу. Но, вопреки отзывам некоторых его современников, ничуть в ней нет какого-либо смакования пошлости и разврата. Что есть – это честный рассказ о той стороне жизни общества, о которой обычно не принято говорить: о проституции и публичных домах. Причем рассказано это безупречным языком, без камуфлирования неприглядных подробностей, но и без той нарочитой грубости, которую используют некоторые писатели, как будто стремясь больше шокировать читателя самим выбором слов, а не смыслом, который они несут. Куприн соблюдает золотую середину.
К книге этой я шла давно, получила от нее примерно то, что и ожидала, но при этом я как-то не обнаруживаю в себе особых мыслей на ее счет, о которых хотелось бы написать. Ну, знаете, бывает (по крайней мере, у меня), когда книга генерирует поток всяческих реакций: несогласие в героями или автором, рассуждение на тему, желание поделиться удачной идеей или восхититься авторской подачей чего бы то ни было. И тогда рецензия превращается в простыню и поток сознания. Здесь же не так, наоборот, у меня ощущение, что мне нечего сказать, кроме того, что с книгой я ознакомилась. И книга хорошая. Все. Остальное уже и так есть в аннотации и т.д. И дело даже не в том, что мне было скучно или не по настроению. Слушалось абсолютно нормально, просто вот в итоге каких-то бурных эмоций не осталось, несмотря на тему. Поэтому просто чуточку расскажу, о чем книга, и разойдемся на этом.
Автор раскрывает для нас всю подноготную публичных домов XIX века: как все устроено, сколько стоит «сеанс» в зависимости от класса заведения, как туда попадают девушки и каков контроль со стороны государства. Не забудет рассказать также и о клиентах, ведь не будь их, не было бы и этого «бизнеса».
Куприн беспощадно проходится по почтенным «отцам семейств», что столь благопристойны на людях, но при этом регулярно наведываются в подобные заведения. И не просто удовлетворяют свою потребность, но еще притом считают нужным даже там соблюсти «приличие» и поговорить с проституткой о том, как она дошла до жизни такой и как он почти что в нее влюблен и готов взять на содержание. После же он, конечно, и не заговорит больше об этом, да и девушки прекрасно это понимают, у них таких каждый второй. Все они идут тайком, делая вид, что это как бы и не они, и вовсе не затем, но приходят, тем не менее, регулярно. Есть и другие: молодые мальчишки, юнкера и кадеты, которые идут не столько из желания, сколько из-за подначивания сверстников. Некоторые заглядывают ради любопытства. Особая разновидность посетителей – всякие благотворители, особенно женщины, которые раздадут девушкам иконки и расскажут о том, что надо встать на путь истинный и потом будут любоваться собой, полагая, что оказали неоценимую помощь заблудшим душам.
Есть и такие, кто под действием сиюминутного порыва проникается ужасом положения проститутки, этого узаконенного рабства, и испытывает желание помочь ей выбраться. Но и в таких случаях девушки отлично могут предсказать, чем это закончится: порыв исчезнет так же быстро, как появился, и «спасенная» станет обузой.
На примере Любки, которую взялся «спасти» студент Лихонин, Куприн очень наглядно показывает, как это бывает. Ведь недостаточно просто увезти девушку и сказать: теперь ты свободна! Нужно помочь ей устроиться в новой жизни, так, чтобы она могла прожить самостоятельно. А это не так просто: очень часто девушки попадают в публичный дом, когда их продает собственная мать или в подростковом возрасте совращает какой-нибудь любитель малолеток, а потом таким образом избавляется от игрушки. Есть даже случаи, когда девушка искренне думает, что законно вышла замуж, не подозревая, что «муж» - профессиональный торговец живым товаром и с удовольствием продаст свою «жену» по сходной цене. Большинство девушек, попавшие сюда, наивны, почти ничего не видели в жизни, кроме публичного дома (бывают иногда и умные, образованные авантюристки, вроде Тамары, но это исключение). Они не имеют никаких навыков жизни в «реальном мире», никаких знаний, никакой профессии и рекомендаций. Одно только «сомнительное прошлое», изуродованную постоянным насилием над собой психику, ненависть и презрение к людям (и в то же время, трогательную способность искренне полюбить кого-то, кто отнесется по-доброму, а не как к куску мяса). А кроме прочего, привычку к относительно легким деньгам. Им даже прислугой устроиться будет проблематично, потому что никто не захочет брать неизвестно кого. А даже если и удастся, то жизнь этой прислуги будет не менее бесправной и унизительной, чем там, откуда она «спаслась». Замкнутый круг.
Поэтому очень мало кому удается выбраться из этой «системы», раз в нее попав. Вот и Куприн в своей книге шанса на лучшую жизнь не оставляет никому. Все они, его героини, уходят из заведения Анны Марковны либо в еще худшее место, либо ногами вперед, либо – в тюрьму…
Игра в классики, 21 тур, ход №9
Комментарии
Очень плохо помню историю, хотя сдавала литературу в 11 классе, в билете попала "Яма", разбор книги ,и сдала то на отлично))
Буквально месяц назад смотрела про Куприна и в частности про книгу видео на канале "Калинкин", ребята классно рассказывают про писателей и какие то отдельные произведения, что даже захотелось перечитать.
Теперь твой отзыв, это знак, что стоит перечитывать школьную программу))
Ну вот мне кажется, что сути, может, и не понимали, зато отлично понимали, о ком она и ржали как дебилы. Вполне могу представить. Ну как про многочлены и всякое такое. Я так вспоминаю, как читали классе в пятом "Песнь про купца Калашникова...", так всех больше всего интересовал именно факт измены, а не что-то иное.
Ну некоторые, может, не то чтобы не нужны, в подростковом возрасте уже можно нормально воспринимать информацию, но это надо прям хорошего учителя, чтобы мог интересно эту информацию подавать, рассказывать о писателях и о чем произведение, а не восхищенно-пафосно восклицать что-то о величии и гениях.
А так да, многое вызывает вопросы)
Хороший учитель это прекрасно, но даже он не в силах творить чудеса) Представь, в классе 20 человек, все воспринимают инфу по разному, кому то интересно, кому то вообще пофиг, как один человек может собрать всех и донести до каждого в его понятной формулировке какую то историю, мне кажется, это что то из области фантастики))
Не, ну так можно про все предметы сказать, что их невозможно донести, когда в классе 20-30 разных учеников. Ведь и химию, и историю по-разному воспринимают. А публичные выступления вообще бессмысленны) Но все-таки существуют люди, кто умеет рассказывать хорошо и заинтересовывать своим предметом, даже если раньше интересно не было. Пусть каждый что-то свое вынесет.
Сейчас читаю «Вечера на хуторе близ Диканьки» в издании 41-го года. В словаре есть слово «куприн». Знаешь, что оно означает? Задок птицы! То то я удивился! ))
Книга значится в планах. Вот и всё, что я могу о ней сказать. Ещё бы «Стакан молоко, пожалуйста» захватить в пару к этой.
Мне кажется, что я тоже знаю, что хочу и что получу от этого книги.
Жалко женщин, которые оказываются на дне этой ямы. И осознание безысходности их подожения способно свести с ума.
Забавный факт))
У меня таких книг полно тоже, которые в више, но когда, где и как - без понятия, как карта ляжет) в принципе, с "Ямой" то же самое было, она лежала в више незнамо сколько, а именно этой осенью потянуло на нее, потому и пристроила в игру и в планы. Тем более, аудио есть, а это означает для меня, что можно добраться быстрее, вне очереди, так сказать)
Почитала аннотацию. Да уж, в пару точно должно подойти. А ты не меняешься, я смотрю) планируешь книги "комплектом", чтобы потом не читать их=))
Посмотрим, что получишь на самом деле. Если дойдешь когда-нибудь.
Ага. ))
Ну почему, почему я не воспринимаю художку в аудио!!?? Завидую…
Есть такое. Но изначально «Яма» шла в дуете с пьесой «На дне», которую я прочитал. Так что не всё так плохо. Но не постоянство — это бич, согласен. Пока читаешь одно, внимание и интерес переключаются на другое. (( Нужна железная дисциплина. Или игра. «Книжная дуэль», например.
Вот возьму и вернусь сюда и внезапно со своми свежими впечатлениями, когда ты кже всё забудешь, как с «Дядюшкиным сном». )))
Тебе виднее))
И как тебе "На дне"? Я в школе читала еще.
А железная дисциплина в чтении... Ну, она, конечно, позволит прочитать запланированное, но, кажется, убьет удовольствие от чтения. Так что не надо)
А в Дуэль никогда не играла. Чем она так дисциплинирует? По сравнению с любой другой игрой.
Возвращайся, кто же против))
Если бы.
Вроде нормально было. Как у тебя с «Ямой». Примерно так.
Ты права. Несомненно. Да.
Нет, она не имеет преимуществ в плане дисциплины.
Ты не правильно поняла. )) наоборот, в ней для значка не обязательно даже вовремя отчитаться. Для можно и позже, если не получилось.
У меня долг есть, который никак не закрою и не получу значок. «Самостоятельные люди» Лакснесса и «Плоды земли Хамсуна. Я первую начинал читать, но не пошло.
Ну ок)
Ну я чет решила попробовать. Надо же иногда что-то новое пробовать, хех. На праздниках вот впервые картину по номерам раскрашивала, даже ничего, медитативно так. Если бы еще не оказалось, что 6 красок из 24 - засохли... Вот и в КП вписалась так, чисто на пробу) пока только третий ход. И книги выбираю исключительно из своего виша, совсем что-то левое не беру)
Спасибо)
Пробовать иногда что-то новое это хорошо. Мне так кажется. А то болото рутины/однообразия и поглотить может.
Вот у меня эта штука только раздражение может вызвать. (( и чудненько. Да, незадача. Зато необычно наверное получилось. Лишь бы перфекционистка не взбунтовалась. будешь продолжать? Устраивает процесс?
Берём только проверенное. )))
Это да. Начинает тоска одолевать, когда всегда одно и то же. Самый яркий пример - мамы в декрете, которые начинают сходить с ума от дня сурка.
Я тоже думала, что мне может не зайти, но на удивление, зашло неплохо. Получилось неплохо, там коты и Питер) конечно, цвета не совсем те в итоге, ну и ладно. Перфекционистку я заранее отключила, сказав себе, что я не буду стремиться к шедевру, расстраиваться из-за того, что вышла за край, и подобное. Чисто релакс, повозить кисточкой по холсту)) ну, в принципе, так и вышло. Засохшие краски - печаль, но, возможно, я сама виновата, т.к. эту картину мне 4 года назад подарили)) а я только сейчас созрела. Возможно, они засохли за это время, а не сразу такие были.
Ну, эту картину я докрасила на праздниках, новую пока покупать не буду, но при случае буду иметь в виду, что мне такое может понравиться.
Хато решила, так сказать, вспомнить детство, и купила себе набор для вышивки)) в старших классах мне нравилось вышивать крестом (единственный доступный мне вид рукоделия, т.к. в целом руки из ж). Посмотрим, насколько меня хватит.
Ага)) ну, надо же свой виш разгребать. Поэтому стараюсь это и делать, а не набирать новое)
Ага, особенно когда ребёнок долго болеет. Это прямо ад адский.
Коты… и почему я не удивлён!? )) В рамку и на стену теперь? Или ну её, нечего позориться? ))
Не знаю, мне всегда был ближе простой карандаш. Эти краски: всегда вымажишься, кисточка засохнет, краски засохнут, баночку с водой опрокинешь…
Хорошо, что тебе понравилось и удачи в освоении нового-старого увлечения. Будешь теперь как бабка в креслке-качалке отдушину находить. )))
О, хе-хе, этот бесконечный список… одно убираешь, другое добавляешь… ))
Угу. Собственного опыта в этом плане у меня нет, но вполне могу представить((( там и мама, и папа огребают по полной.
Но я, заметь, даже не сама выбирала этих котов. Просто все, знающие меня, знают, что я люблю котиков)) Чего позориться-то сразу, нормально получилось)) пока так стоит, повесим, наверное. Если надоест, можно снять))
Мне так-то рисование вообще не близко... Хоть карандашами, хоть чем. А вот раскрашивание еще куда ни шло. Баночку не опрокидывала, красками никого не мазала, все прошло в штатном режиме))
Не, до кресла-качалки я пока не доросла) за столом вышиваю.
Ага, ну куда ж без этого)
Ну не, книголюбу подарить книгу, как по мне, не очень хорошая идея. Это ж надо (по-хорошему) знать, что этой книги у него еще нет и он ее не читал, но хотел бы. Нетривиальная задача. Разве что окружающие в курсе подробностей книжного вишлиста, но это вряд ли)) с котиками или подобным проще - можно выбрать чуть ли не любой подарок, но с кошачьей тематикой и все равно будет неплохо, даже если он вполне бесполезен)) это как у меня была одногруппница, одно время помешанная на зебрах. Ей можно было подарить все, что угодно, в зебровой расцветке, и был бы восторг))
Думаю, что нескоро. Вышивка относительно крупная (для меня), а я вышиваю медленно, тем более давно этого не делала. К тому же, ей занимаюсь не каждый день и понемногу. Так что вполне может уйти год) это если не заброшу. Да, там тоже котик)) но, кстати, это первая в моей жизни вышивка с котом. До этого были дельфины, цветы, еще чего-то там, не помню уже.
Нет, кот ни разу не проявил интереса к моим краскам)) ну, и я, конечно, их закрывала, когда отходила от стола, а холст очень быстро сохнет, так что я даже сама ни разу не вляпалась, что было бы более вероятно))
Вполне может быть, ничего не имею против кресел-качалок)) летом на одной базе были, там было кресло-качалка и камин (нормальный, с дровами, не электро), мне понравилось)) было уютно, учитывая, что на улице был дождь.
Самой смешно, но у меня так всегда) когда не знаю, что сказать, все равно испытываю потребность написать хоть что-то, чтобы объяснить, почему мне нечего сказать ))) потому что иначе как-то бредово, лучше уж ничего не писать. Вот так это словоблудие и тянется бесконечно, пока я усилием воли его не прекращу на рандомном месте xD
А они в процессе и появятся))
Не знаю, как ты, а я лютый прокрастинатор, и часто не могу приступить к чему-то, даже если оно потенциально должно мне нравиться. Долго собираюсь и настраиваюсь. А когда все-таки пересилю себя и втянусь, то вот уже и радость, и удовлетворение. Я об этом. Ну, а что касается рецензий, то мне обычно после длительного (скажем, от полугода) перерыва сложно писать первые 2-3 рецензии, потом уже втягиваюсь и нормально.
Может и появятся. А может и нет.
Прокрастинация мне знакома, да.
В общем, должно стать рутиной, как чистка зубов по утрам и вечерам, но чтобы и радость с удовлетворением процесс приносил. А уж если отдача будет от прочитавших, то тогда вообще класс! Не знаю, как тебе, но мне в пустоту писать не очень.
Плюс ещё проблема: а что сказать-то, какие выводы написать!? Часто бывает так, что прочитал книгу и такой: ну ладно, прочитал и ок, это я знаю, с этим знаком, здесь ничего нового. А раньше взаимоотношения людей — книги позволяли не только лично приобретать жизненный опыт и узнавать про человеческие отношения, повороты сюжетные и проч. были в новинку, воспринимались часто как «вау». И об этом хотелось сказать и написать. Было вдохновение, присутствовал энтузиазм. Сейчас кажется всё банальным, испытанным и пережитым. И уже мало что интересно.
Ну, уж не совсем как чистка зубов, но как что-то привычно-приятное и даже в каком-то смысле необходимое, да))
В пустоту, конечно, не очень, кто же спорит.
Но, опять же, практика показывает, что "пустота" заполняется не сразу. Сначала, некоторое время, приходится почти без отклика обходиться, потом он начинает появляться.
а что сказать-то, какие выводы написать!?
Такое у меня тоже бывает довольно часто, с "четверочными", так сказать, книгами. Которые не совсем ужасны (где можно от души поругать), но и не бешеный восторг (который сам просится в рецензию), а просто такие спокойные эмоции а-ля "ну ничего, неплохая книга". На такие действительно сложно писать. Я иногда говорю себе "начну писать вообще как-нибудь, что в голову придет, любой поток сознания". И, бывает, что начинаю, а в процессе и дельные мысли приходят, которые, может, возникали при прочтении, а потом подзабылись. А когда начала писать о книге, снова всплыли.
В крайнем случае, если не помогает, я начинаю просто анализировать и расписывать, что в этой книге понравилось и не понравилось, не для кого-то, а просто мне самой это может помогать))
Ну, в общем, мотивация у каждого своя может быть.
Естественно, приятно получать хороший отклик, но можно и что-то другое получать тоже))
Пишу, пишу)) на днях напишу про кроликов. Как ты относишься к кроликам?))
Спасибо)
Ну это да, все по желанию, конечно же.
Вот сейчас слушаю "Град обреченный" Стругацких, осталось немного, но понимаю, что мне суперсложно будет сформулировать отношение к книге. Есть прям очень крутые места, есть откровенно отталкивающие, есть "никакие" (для меня). И как все это описать - я хз. Так что тот случай, когда не уверена, что буду писать.
Ну я так и думала, но вдруг)
Не знала, узнала сейчас от тебя)
Ага, дослушав книгу, почувствовала все-таки потребность что-то об этом написать. Потому что тот случай, когда мыслей появляется много, хотя и хаотичных и бессистемных (вот когда совсем никаких - тогда беда). Правда, я и половины не смогла описать в рецензии, но хоть что-то.
Спасибо))
Ну он там не главный, по сути, просто один из. Но да, бесячий. Сам же пожалел о своем пьяном порыве на следующий же день и думал, как бы сплавить ее обратно, только решимости не хватало, вроде как лицо потерять не хотел. Поэтому разыграл дурацкую сцену ревности.
Так получилось)) вообще пораньше планировалось, но я там взяла другие книги слушать, а потом на них застряла немного, да и на самой "Яме" тоже дольше просидела, чем предполагала, в итоге Куприн пришелся прям под конец года.
А когда планируете? В начале года? (Предлагаю перейти на ты в этом замечательном 2024 году :) )