Больше рецензий

3 января 2024 г. 11:30

86

2.5 Спойлер Рассказы о мальчишках

Следуя своему намерению прочитать все книги серии Лауреаты международного конкурса имени Сергея Михалкова (ну или хотя бы все книги женского авторства, изданные в этой серии), я добралась до этого сборника рассказов, который стал лауреатом второго конкурса (2010 год), разделив третье место с великолепной "Кадын" Анны Никольской. Будь я в жюри, конечно, я бы отдала первое место "Кадын", но должна признать, что и этот сборник весьма неплох, гораздо лучше, чем более поздний "Степной ветер" того же автора. Но - как бы это сформулировать? - он более лукав, здесь труднее заметить, насколько же автор не любит, не ценит женщин, не интересуется ими.
Обратимся же собственно к тексту. Сборник состоит из двенадцати рассказов. Начинается все с истории Гешки и его скрипичных мучений (рассказ "Пламя на снегу"). Гешка почему-то живет в семье, где есть одни только мужчины, и убегает в лес. Рассказ с условным хэппи-эндом. Вторая история - про мальчика из шахтерского посёлка по имени Гурька ("Вечный дождь"), который приехал к тете Наде и увлекся великим разнообразием цветов в ее саду. Иронично, что в этой истории родная тётя - злая, а ее муж - добрый и щедрый.
В рассказе "Рокировка" мальчик Борька-шахматист из хорошей семьи делает первые шаги по пути "быть не как все", чтобы привлечь внимание какой-то Ее. Морали нет. История "Отзвук в пустоте" тоже о мальчике - его зовут Петька и он мародерствует в затопленном поселке. Здесь очень внушительная фигура отца и поднимается тема наказаний, которая, кстати, сквозит и в большинстве других рассказов сборника.
Рассказ "Пушечный гном" - первый и, возможно, единственный, где появляется девочка, которая хоть как-то самостоятельно действует (кстати, это был спойлер, не обессудьте уж). Однако автор щедро наваливает ей и заурядную внешность, и комплексы по этому поводу, и общее ощущения второсортности бытия девочки. Мило, конечно (нет).
Рассказ "Гвоздь" очень хорош как история конфликта, как между поколениями, так и между двумя мужчинами. Читая его, я невольно вспомнила дурацкого "Мальчишеского бога" - насколько же правдивее, честнее, последовательнее разработка ситуации "отец тащит куда-то на край земли сына-подростка против его воли" у Ирины Дегтяревой! Для меня это лучший рассказ сборника однозначно, я от души погиенила над обоими его персонажами (и порадовалась за оставшуюся за кадром мать, которая отправилась покорять Африку), но и прониклась тоже. Снимаю шляпу перед мастерством автора.
Рассказ "Крысиная нора" о мальчике Севке, который ищет себе подработку в каком-то дачном поселке, имеет неожиданно трогательный финал. Тут тоже есть несимпатичные женские персонажи: хозяйская дочка, которая насмехается над малолетним работягой и карикатурная продавщица тетя Зина, которая подозревает его в краже денег. Здесь тоже есть отец и домашнее насилие.
Следующий рассказ "Золотой бегун" посвящен мальчику, который чрезвычайно любил бегать, жил этим, а потом получил травму, а еще - его тренеру. Настоящая мужская вера друг в друга!
Рассказ "Украденная книга" тоже посвящен мальчишке, у которого очень много желаний и не очень много мозгов - это, похоже, любимый авторский типаж, он потом и в "Степном ветре" появится с незначительными изменениями. Здесь есть женщина с каким-никаким собственным путем (тетя Валя), но ее автор замыкает на женском предназначении (не можешь родить - усынови).
Рассказ "Острые края" - о братьях. Старший - военный, берет с собой младшего пожить некоторое время и подтянуть знания под его мужским суровым контролем. Любопытная трактовка понятия армия.
Предпоследний рассказ "Потаенный лик" показывает нам церковное семейство, и снова в центре внимания, разумеется, мальчишка. Отец - священник, семья небогатая и не может позволить себе велосипед взамен того, который сын разбил. Меня восхищает, как автор играет с читательскими ожиданиями, что здесь, что в других рассказах: ведет к одному, а выходит иначе.
Ну и завершает сборник рассказ "Свет зимнего солнца" опять-таки про мужчин, для разнообразия - аж троих, и повествование идет с точки зрения взрослого мужчины, какого-то странноватого одинокого волка-параноика по имени Олег. Однажды Олег находит в своем подъезде беспризорника и начинает его спасать с помощью своего приятеля Дмитрия, а заканчивается все Новым годом. Ну такое.
Общее впечатление - сделано хорошо, но недобро и лукаво и с черт его знает каким умыслом.