Больше рецензий

1 июля 2023 г. 10:46

64

2 Мишкина жизнь

Серия "Лауреаты Международного конкурса имени С. Михалкова" удивляет своей неоднородностью. Есть книги отличные, западающие в душу, вроде "Слушай птиц" Виктории Лебедевой или, скажем, "Херсонеситов" Татьяны Корниенко (кстати, другая ее книга, тоже опубликованная в этой серии, Татьяна Корниенко - Espressivo , на мой вкус, даже лучше), или "Кадын - владычица гор" Анны Никольской. Есть барахло вроде Надежда Васильева - Гагара (сборник) . Есть ни рыба, ни мясо, как "Мангупский мальчик" Елены Ленковской.
"Степной ветер" в этой классификации отнесу во что-то промежуточное между "ни рыба ни мясо" и "барахло". Чрезвычайно любопытно, что на самом конкурсе, если верить статье на официальном сайте, как раз "Херсонеситов" и обошла вот эта повесть и заняла первое место, при том что "взыскательное" жюри далеко не каждый год это самое первое место присуждало. Дело было в 2014 году, история наша о казаках... уж не вмешалась ли в принятие решения так называемая "повесточка" (об этом обычно говорят иронически в контексте западных произведений массовой культуры, как правило, кино или игровой индустрии, но на мой взгляд, само это явление - интернациональное, просто конкретика может быть в каждом случае своя).
Итак, что же мы имеем.
Главный герой повести - Мишка Потапов, младший подросток (перешел в пятый класс, события происходят в летние каникулы), единственный сын своего отца (владельца конезавода) и житель какого-то далекого степного хутора Ловчего, где этот самый конезавод и находится.
Описывается этот хутор так:

Глухой степной поселок, вернее, хутор, разросшийся до размеров поселка. Храм, магазин, школа, аптечный пункт с фельдшерицей бабой Надей (она ото всех болезней советовала пить настой ромашки); отцовский конезавод, где он разводил породистых скакунов, на которых сам участвовал в скачках и очень часто побеждал.

Не могу не обратить внимание на то, в каком порядке перечислены эээ атрибуты цивилизации.
Мишка - любитель найти себе приключений, причем зачастую на пятую точку, в буквальном смысле: как и в стародавние времена, насилие в виде ремня или хворостины всегда где-то рядом с ним. Еще он не обременен рефлексией, способностями к английскому языку, хотя бы в минимальном варианте на "3" в местной школе, и иными талантами, кроме воображения и страсти к славе и открытиям. Возможно, он интеллектом в целом не обременен, то ли сам по себе мальчик такой, то ли это последствия алкоголизма его матери, о котором прямо говорится в повести несколько раз. Однако отец кое-как его обтесывает и помогает открыть в себе наследственные способности к ловкой езде на лошадях.
Читать было немного раздражительно (ну что за ребенок с шилом в заднице!), но в целом интересно: все время что-то происходит, не одно, так другое, невнимательным Мишкиным взглядом и ненавязчивым авторским можно обозреть повседневность хутора, сложные взаимоотношения между родителями мальчика, кое-какие особенности и отношений между поколениями.
Однако в целом впечатление осталось неприятное: хутор этот как будто законсервирован вне времени, отношения между родителями и детьми остались во многом на уровне вековой давности, по крайней мере, по форме, если не по смыслу. Храмы опять же повсюду, православие, самодержавие, народность, так было и так будет и все вот это.
В общем, с литературной точки зрения сделано качественно, но вот с точки зрения посыла и продвигаемой картины мира произведение лично мне не зашло.