Больше рецензий

autumnrain

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июля 2014 г. 22:23

1K

5

Можно подняться над любым страданием, кроме чувства вины. (c)

Всё далеко не так просто, как кажется на первый взгляд, да и на второй тоже. Заглянув в аннотацию, вы можете подумать, что эти слова про чувство вины я привела здесь, имея в виду главную героиню, изменившую мужу и родившую внебрачного ребёнка, за что пришлось ей, согласно законам того времени и той местности, носить всю жизнь на груди алую букву.
Нет.

Говорят вокруг, да и автор говорит, что история эта — она о делах давно минувших дней, когда, представляете!, были вот такие "нравы", вот такая жизнь, мол, загляните за занавесочку и подивитесь! Ну надо же, у нас-то, у нас-то теперь всё окей, у нас за измену не развешивают красные буквы и не сажают девушек в тюрьму вместе с новорождённым ребёнком.
Тем временем, расслабив нас такими вот уверениями, автор как бы исподволь рассказывает нам о нас же самих. А и то правда, берёт книгу читатель со спокойным сердцем (мол, это вам не Достоевский какой-нибудь, в душу лезть не будет), настроившись на некую увлекательную историю о тёмных недоразвитых веках, потешить своё любопытство, может быть, собирается, да и отдохнуть пару часиков. Но тут (нет, не внезапно, не "из-за угла", а постепенно) приходит понимание, что не сюжет как таковой в этой книжке важен, и что вообще-то в его (читателя же) душу таки залезли и под шумок, так сказать, преспокойно в ней ковыряются.
Поэтому обсуждать дикие пуританские обычаи мы тут не будем, с ними и так всё предельно ясно. Поговорим о нас.

Поговорим?


Несмотря на то, что на кострах теперь вроде как бы и не сжигают, по большому счёту мало что изменилось, ведь люди, поступки, чувства, ощущения, скажем так, они остались прежними — просто такими же человеческими.
Да, теперь нас не могут принудить носить на груди своей вырезанную из ткани букву позора, как Гестер, зато никто не мешает нам самим вырезать у себя в груди такую букву и сгорать в собственноручно разожжённом костре позора, как священник Димсдейл. Вот он — по сути, главный герой романа (повести?), вот он — герой безвременной современности. Вот — человек, умирающий, в прямом смысле этого слова, от гнёта вины, от непереносимой тяжести невысказанного, тайного греха.
Итак, священник Димсдейл, скрючившийся от страданий, от всё увеличивающегося чувства вины; Гестер, заклеймённая позором, отвергнутая, но пытающаяся жить, пытающаяся делать всё, что от неё ещё зависит; обманутый муж, обуреваемый жаждой мести, мести изощрённой и коварной; и между ними всеми — маленькая Перл, нагоняющая периодически мурашки своим детским прозорливым взглядом.

За простым сюжетом данного рассказа, за лёгким, слегка даже улыбающимся, слогом кроется нечто, почти мистически страшное. Может сложиться впечатление, что автор, оперируя такими словами как Бог и дьявол, не верит в существование этих сил, однако при этом наделяет их жизнью и, извините за тавтологию, силой. Почему так? Потому что через них он хочет выразить то всё, что самое светлое и то всё, что самое тёмное есть в человеке?

Непростую работу предлагает нам автор, непростые решения предлагает нам принимать. В этой книге нет людей более грешных или более праведных, есть несколько ракурсов, скажем так, с которых можно посмотреть на одно и то же событие, будучи при этом, например, его участником. Казалось бы, невероятная тяжесть и боль — стоять перед лицом презирающей тебя толпы, а затем ещё всю жизнь предстоять пред всеми и перед самим собой с клеймом позора на груди. Да. Но человек, который избежал участи открытого людского презрения, человек, оставшийся с грузом своего греха наедине с самим собой — он завидует, искренне завидует тому, кто страдает "открыто", кто, быть может, такой же грешник, но живёт своим наказанием искренне и честно.

И вот, представьте, где же правда? Не будем вдаваться в подробности определений и частностей — что есть грех. Или будем? Знаете, у нас в школе были уроки богословия. Несмотря на то, что прогульщиком я была знатным, и мне вообще отказывались ставить порой оценки в тех же полугодиях, яростно крича о более 50% пропусков, богословие я не прогуливала. Верила я в Бога или не верила — посещаемость этого предмета была у меня отменная, и священник на каких-нибудь педсоветах не мог взять в толк, почему это вообще остальные учителя меня ругают, я же — вот, одни пятёрки, прогулов вообще нет. Предмет был очень интересным, а священник — один из тех незабываемых людей, которые остаются в жизни такими светлыми, яркими пятнами. Настоящий проповедник, он ещё был (и есть) учёным, пришедшим к вере уже лет после сорока, а до этого геолог (если мне не изменят память относительно его основного вида деятельности), ревностно и глубоко изучавший физику, математику и проч., отчего лекции его были чрезвычайно интересны и порой вообще потрясающи. Так вот, простите меня за это отступление, однажды, уже в старших классах, выдалась у меня тяжёлая размыслительная ночь. Помню, задала я себе и такой вопрос: а что же есть "грех"? Какого-то определённого ответа я не нашла, а на следующий день был урок богословия; я ничего не спрашивала, однако, выходя уже из класса, я заметила на себе задумчивый взгляд нашего учителя, остановилась, а он и говорит: "Грех — это то, что приносит боль". Возможно, говорил он это не мне, возможно, это совпадение, и вообще, ребята, мы сейчас не на богословии и даже говорим-то не о религии. Наоборот, я как раз бы хотела этим прекрасным определением греха увести мысль от восприятия этой книги только лишь через призму "этих дремучих религиозных взглядов".

Что-то, что приносит боль, — то, из-за чего так стыдно и так плохо, когда кажется, что простить себя ты не в состоянии.
Можно пытаться убедить себя, что этот эпизод, этот поступок, который мучает тебя, он останется не-узнанным, а в дальнейшем ты будешь вести светлую и правильную жизнь, ты не повторишь ошибок, ты не оступишься больше.

...Но здесь следует напомнить суровую и печальную истину: брешь, пробитая виною в человеческой душе, не может быть заделана в земной жизни. Можно следить за ней и охранять её, не допуская неприятеля снова внутрь крепости, чтобы ему в последующих атаках пришлось искать иных путей и отказаться от того, где прежде его ждал успех. И всё же разрушенная стена существует, а за ней чуть слышен крадущийся шаг врага.

А можно ещё, например, всю жизнь бичевать себя. Можно мысленно, а можно и не мысленно. Можно об стенку, например, бичеваться. Или об пол. Или об асфальт с тринадцатого этажа. А что? Думаете, смешно? Если так, значит, вам повезло, вы не испытывали этого всепоглощающего чувства вины. Однако, тут тоже палка, как говорится, о двух концах, а то и о трёх. Жизнь, положенная на алтарь своей вины — ой, как неоднозначно! Ну, положим,— положишь ты свою жизнь. А толку? Кому от этого станет легче? Кто от этого станет счастливее? Твоя вина будет день ото дня становиться всё больше и больше... Она будет расти и расти, потому что ты, так лелея её, будешь поливать её своим отчаянием и муками. Это ли не будет большим грехом?

Оставь обломки своего крушения там, где оно произошло.

Отпустить боль и взять радость — не сложнее ли порой, чем наоборот?

Небо оказало бы тебе милосердие, если бы у тебя была сила им воспользоваться!


П.с. А вообще, после таких рецензий у меня ощущение, что я прилюдно разделась, вот уж хз, почему. Да ну вас.

ДП, июль, 2014, Енотаностра.
rootrude , grumpy-coon , LinaHappyMushroom

Отдельное енотам (и Грибу в первую очередь!) спасибо за прекрасный вечер "мы делили бовуар", бикоз, если бы её читала я, ну вы поняли. Мы бы долго читали, лол.

Комментарии


Отличная рецензия!!! Очень интересные рассуждения...

"Грех — это то, что приносит боль".

Согласна с таким определением!...

А я когда-то давно смотрела фильм, книгу же так и не прочитала. Хотя из данной подборки и на нее заглядывалась (но выбрала Кундеру). Теперь вот даже пожалела, что не "Алую букву" прочитала....

П.с. А вообще, после таких рецензий у меня ощущение, что я прилюдно разделась, вот уж хз, почему.

Угу. У меня так бывает почти после каждого более-менее личного своего отзыва о книге...


Спасибо.
Да, я хочу фильм посмотреть, представляются яркие красочные сцены. А Вам он понравился?
Вообще, на самом деле, книжка хороша. За внешней простотой кроются замечательные образы и мысли, а эдакий налёт как будто чего-то фантастического, мистического, не может оставить равнодушным, потому что это действительно налёт - автор вообще никакую мистику всерьёз не примешивает, наоборот даже, но при этом как-то вплетается между срок что-то вот такое. Прямо порадовало меня.
А Кундера же понравился Вам, так что жалеть не стоит, всякой книжке ведь своё время, кто знает, может быть, именно сейчас Алая буква не пришлась бы в пору)


Я посмотрела экранизацию 1995 года (с Деми Мур в главных ролях), абсолютно не понравилось. В самом начале фильма показали от кого она забеременела, не поверила я их переживаниям и терзаниям. А счастливый конец меня убил! Я расстроилась посмотрев его.


Отпустить боль и взять радость — не сложнее ли порой, чем наоборот?

Сложнее почти всегда, и научиться это делать - настоящий человеческий рост души.

Ты неземная. Береги себя, моймыш.


А можно ещё, например, всю жизнь бичевать себя. Можно мысленно, а можно и не мысленно. Можно об стенку, например, бичеваться. Или об пол. Или об асфальт с тринадцатого этажа. А что? Думаете, смешно? Если так, значит, вам повезло, вы не испытывали этого всепоглощающего чувства вины.

Это вообще самое сложное, а для многих и невыполнимое. Почему мы не умеем любить себя? Воспитание ли тут виной, когда нам объясняют правила общежития? Тут - промолчи, тут - свои чувства не показывай. Тут тебя обидели, а ты проглоти эту обиду. Что-то не так в наших отношениях с детьми.


Мне кажется, что мы слишком многое спихиваем на родителей, на воспитание. Или вот ты, как родитель, тоже наверное на себя вину вешаешь.
А ведь на самом деле человек - тварь разумная. И ставь взрослым может и должен в себе разобраться и поработать. Мы приходим чтобы прозябать в своих несчастьях и сеять их вокруг? Или чтоб трудиться над своей душой, находить в себе силы для Любви? Пожалуй, в моих мыслях сейчас слишком много напора или даже какой-то агрессии - человек должен быть счастлив и не имеет право на уныние, но не об этом ли грех - уныние? Я бы к нему еще добавила - безволие, попустительство по отношению к себе, расхлябанность. Впрочем, я слишком невежественна в богословии, они там ведь тоже есть, наверное. Ну та же лень. Просто эти понятия так многогранны, что мы забываем порой, что речь не только о лени в отношении материальных вещей, но и о работе над собой. Научиться любить - вот главная работа человеческой души на земле.


Научиться любить - вот главная работа человеческой души на земле.


Ты знаешь богословие! =)


:))) видимо, я его чувствую


Ты знаешь, я вот об этих моментах уже очень давно думаю. Если брать отношение религии к нашим грехам, то советуют: "Будь таким как апостол Павел. Он отрекся от Христа, но сумел понять свою ошибку, покаялся и перестал себя грызть."

А что делаем мы? Совершили что-то плохое и давай себя грызть-осуждать и биться головой о стенку или вешаться, как Иуда. Согласись, что поведение Иуды более популярно в нашей жизни. Или нам выгоднее чувствовать себя несчастными, грызть себя.


конечно же, согласна, такое поведение куда более популярно.
Потому что так легче. Потому что куда легче сказать, ах, я такой слабый,плохой, несчастный, убогий, оооо, какой же я убогий, и все свои великие силы потратить на самогрызение, это больно, это чудовищно опасно, это невероятно изматывает, но зато это такой легкий, а главное - избавляющий от ответственности и страха неудачи путь. Потому что если попытаться стать лучше, счастливее, пройти через свой грех идти дальше, а не жить в нем, то это значит - действовать, снова бояться последствий, бояться что у тебя не получится, снова совершать ошибки в конце концов, и каждый - каждый раз делать что-то новое.


Твоймыш постарается) Спасибо же.
Заобнимаю тебя скоро-скоро уже, ура!


я уж распредвкушалась, ага!


Много и раздето...