Больше рецензий

27 июня 2014 г. 16:11

99

5

Теперь-то я понимаю, ради чего мои глаза так и тянутся к сборникам хоррор. И ведь далеко не все рассказы в том или ином альманахе западают в душу. Чего таить, после некоторых даже хочется сказать: «Блин. Да я к этой книге вообще больше не притронусь». Зато, когда встречаешь такие ограненные бриллианты, как «Добровольное заключение»… сразу становится ясно – мне нужны ещё сборники, и чем больше, тем лучше.

Да, в моем случае это уже болезнь. А Джо Хилл для меня – это мощнейшая доза психологизма и мистической атмосферы, может, вначале едва проглядывающейся, но в конце всегда берущей своё.
Короче, самое вкусное издатели решили оставить на потом. И всунули «Добровольное заключение» в самый конец сборника Хилла «Призраки двадцатого века». Там-то мы и встретились.

Повествование идет от лица мальчика, чей брат страдает острой шизофренией и проявляет особую страсть к конструированию различных сооружений. Поскольку рассказ (или повесть) растягивается на приличное количество страниц, то читатель в полной мере может «почувствовать» главного героя и начать ему сопереживать. Как я понимаю, Хилл вообще любит такие штуки: не важно, будет ли присутствовать мистика или ужас в его рассказе, герои и их переживания все равно стоят превыше всех страшилок вместе взятых. То есть не страшные ситуации правят балом, а герои, которые в них влипают. Главное – это не задумка, это тонко прописанное отношение протагониста к ситуации. Вот поэтому малая проза Джо Хилла так восхищает, пугает и вообще мимими.

А теперь пойдут пометки, связанные непосредственно с «Добровольным заключением».

1. «Муравьи шагают маршем, в колонну по два, ура! Ура!» - строчка той самой таинственной песни, которая присутствует в сюжете. Мало того, что эти слова показались мне пугающими, так мой мозг озвучил их голосом советского диктора.

На самом деле это всего лишь детская песенка, очень популярная среди скаутов. На ютубе можно найти примеры её исполнения на английском. У неё действительно много куплетов, отличающимся лишь количеством шагающих муравьев. Но Хилл вырезал припев и создал ощущение зацикленности, отчего детская песенка превратилась в атрибут таинственности.
Кстати, она довольно-таки приятная.

2. Огромные лабиринты из картонных коробок вызывают мурашки по коже. С этим согласился даже мой друг, которому я повторно для себя зачитывала этот рассказ вслух.

Ответ загадки простой. Мы не знаем, что может в них существовать или прятаться. Это как туман или лес в ночи. То, что лежит в не поле нашего зрения и в не поле нашего знания, всегда кажется угрожающим или небезопасным. Именно по этой причине превалирующее число ужастиков и готических романов скрыто темнотой или туманом. Сайлент Хилл и Другие – достойный тому пример.

3. Спойлер (советую не читать).

Моррис, брат главного героя, в конце покинул этот мир, уйдя в очередной свой лабиринт. Почему только сейчас? Почему не сразу же после смерти родителей? Мы пришли к выводу, что, не смотря на его необычный дар, он не мог создавать работающие лабиринты по своему желанию. Поэтому вся творческая работа Морриса сводилась к бесконечной перестройке своих конструкций.

Надеюсь, Мориссу хорошо, так как он бы не ушел в «плохой» лабиринт.

Ну и в качестве заключения. Мой вам реверанс, господин Джо Хилл! Очень надеюсь на продолжение нашего с вами знакомства.