Больше рецензий

29 мая 2014 г. 12:49

195

В своей книге польский поэт, эссеист, драматург Збигнев Херберт «выхватывает» отдельные эпизоды из истории искусства Голландии XVII века, помещая их в рамки очерка, тем самым демонстрируя наглядное сходство между живописью и прозой. Херберт позволяет себе ряд ироничных замечаний в адрес современных историков искусства, отмечая сухость их текстов, и признается в любви к «старой школе» (здесь он имеет в виду, например, сочинения Макса Фридлендера). Собственно, от ярких, эмоциональных словесных описаний визуальных образов действительно веет духом старого доброго знаточества. Экфрасис у Херберта, как тому и положено быть, - основа текста очерка, обрастающая деталями, из которых выкристаллизовывается нечто, что можно с опаской обозначить как застывший дух эпохи.
Польский эссеист лишь вскользь упоминает имена мастеров, чьи картины жадно ищет зрительский взгляд в любом крупном музее, ведь работы Рембрандта, Вермеера, Рубенса, Хальса разлетелись по свету во всех возможных видах репродукций. Шедевры, при всей их прелести, не нуждаются в словесном воспроизведении. Гораздо больше внимания Херберт уделяет пейзажисту Яну ван Гойену, мастеру жанровой живописи Герарду Терборху и загадочному автору единственного дошедшего до нас натюрморта – Йоханнесу Торрентиусу.