Больше рецензий

10 сентября 2023 г. 12:11

301

4 People were cruel to what they were afraid of loving

Пригород Чикаго, 60-е годы только сменились 70-ми, война во Вьетнаме идет на спад, сексуальная революция в расцвете и добирается даже до застегнутых на все пуговицы респектабельных городков, борьба за права чернокожих после убийства Мартина Лютера Кинга приобретает новые краски, а религиозные течения - новую паству.

Вот с них мы, пожалуй, и начнем. «Перекрестки» - это местная религиозная организация для молодежи. Образовательная составляющая там классическая: берем «отброса» - преобразуем в «человека». В деятельность, интриги и жизнь «Перекрестков» оказываются вовлечены наши главные герои - семья провинциального пастора Расса Хильдебрандта. Классическая ячейка общества, где свобода одного давно закончилась там, где началось существование другого.

В объективе Расс Хильдебрандт. Ему 45 лет, он состоявшийся неудачник. Совокупляется только со своей женой, некогда красивой, а теперь обезображенной детьми и покорностью его же причудам, а хотелось бы ему слиться в страстном поцелуе с одной из молодых прихожанок. На скучные вызубренные проповеди Расса наступают безжалостно харизма, хитрость и холодный расчет нового главы «Перекрестков». Дома пастор никак не может взять в толк сочетание Библии в руках и запредельного мини на ногах у дочери Бекки, упрямство и желание поехать на войну старшего сына Клема, а средний Перри - классический «гений и злодей» - его просто-напросто пугает.

Кстати, о Перри. Помимо того, что он невероятно умен и абсолютно порочен (мой любимый герой), он еще и очень раним. Я бы сказала, что окружающий мир раздражает его отсутствием ответов на важные вопросы: Откуда в человеке зло? Как понять, где спрятана корысть в наших поступках? Чем так уж хорош Иисус? Бог, кстати, тоже не очень-то на них отвечает, поэтому, пока Перри ждет от мира информацию, он приторговывает наркотиками в школе и в «Перекрестках» и сам, разумеется, плотно на них сидит. Слепота окружающих была бы для него бесконечным праздником, не будь его сестрица Бекки так прозорлива.

У самой Бекки, местной красавицы, звезды школы, самой популярной девчонки на любой вечеринке, дела тоже не очень. Она старается быть «правильной верующей», но радости первой любви, перспективы первого предательства и первого секса серьезно сбивают с курса. Станешь тут христианином, сами понимаете!

Возвращаясь к родителям, speak of the devil. В голове у матери семейства, Марион, снова звучит колокольчик безумия. Безумия в прямом смысле слова. Молодость была не сладкая, от изнасилования до самоубийств ближних, и завершилась она в заведении для душевнобольных. Такие незначительные детали прошлого Марион, конечно, членам семьи не разглашала.

Так они и живут, каждый по-своему несчастен, и «Перекрестки» - это, конечно, не только сердцевина сюжета, но и символ. Каждый герой у своего распутья. Мы наблюдаем падения и грехи, очищение и переосмысление. Франзен, на мой взгляд, впервые так добр к созданным персонажам. Он проявляет сочувствие. Потому что кризис веры (в себя, в любовь, в Бога, даже в своих детей) - это про каждого из нас, и Франзен не хочет выступать в роли судьи для своего читателя.

Автор пытается сказать, что отход от веры или неискреннее приобщение к ней не сделали людей счастливее; да, отсутствие предмета веры раскрепостило их, но мир по-прежнему причиняет людям боль, с которой, как выяснилось, они не в состоянии без веры совладать.

Чего можно опасаться? Думаю, железобетонного реализма. Франзен напорист в своем желании передать действительность в мельчайших деталях, он не раз признавался, что прописывать персонажей и создавать конфликты ему дается куда лучше, чем выдерживать изящество слога. Я намекаю, что поклонникам Кастанеды и Маркеса может быть немного тяжко.

В остальном - хорошо. Я буду читать всю трилогию.

Итог: однозначно скорее рекомендую, чем нет.

пишу о книгах