Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июля 2023 г. 20:30

Лучшее на Лайвлибе

1K

5 Временные ветки прошлого, или Политический экстремизм – угроза реальности

картинка NataliStefani
«Вселенная ужаса и утрат, окружающая маленькую, ярко освещенную сцену, на которой танцуют смертные, бросая вызов тьме.»

«Я не просто совершил путешествие во времени. Я очутился в каком-то параллельном мире.»
(Стивен Кинг. «11/22/63». 2011)
«Не важно, какой год на дворе, 1958, 1985 или 2011-й. В Америке, где корочка всегда сходит за начинку, люди верят таким, как Фрэнк Даннинг.»
(Стивен Кинг. «11/22/63». 2011)
«Потому что прошлое не хочет меняться. Оно сопротивляется, если ты предпринимаешь такую попытку. И чем больше потенциальное изменение, тем сильнее сопротивление.»
(Стивен Кинг. «11/22/63». 2011)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Необычно. Точнее, никогда не встречала такого, чтобы уже в прологе автор всего лишь двумя штрихами зацепил за живое и одновременно привлёк внимание к тому, за что ставится оценка СОЧИНЕНИЮ. Любому (?), в том числе и книге, которую я намеревалась прочесть: «11/22/63» Стивена Кинга, написанной в 2011-м году.

Ну, возможно, кто-то согласится с Кингом, что оценку «пять с плюсом» уже можно поставить за «эмоциональный отклик», который вызвало произведение, а мне, как правило, этого «Маловато будет. Маловато.»

Редко бывает, чтобы я читала только одну книгу: обычно моё чтение охватывает несколько книг сразу. Не знаю, хорошо это, или плохо. Но начав «11/22/63», не могла оторваться. Если это «эмоциональный отклик», то Стивену Кингу за его роман уже только за него мне нужно ставить «пять с плюсом». Потому что при чтении внутри меня что-то происходило: в области солнечного сплетения что-то сжималось и разжималось; на глаза иногда наворачивались слёзы; к горлу подступал какой-то ком ... Это отклик, похоже, не только на уровне эмоционального восприятия, но и соматической реакции. Возможно, это и есть сильный эмоциональный отклик.

Вот, собственно, уже можно было бы и не писать больше ничего об «11/22/63» Кинга.

***
Поскольку роман – не хиленький томик, то о нём несправедливо будет больше ничего не сказать.

Во-первых, это многослойное произведение, включающее в себя несколько сюжетных линий, которых хватило бы на несколько повестей. Переплетаясь между собой, они, тем не менее, образуют единое многостраничное произведение, давая тем самым читателю, которого захватит роман, прожить вместе с автором и его персонажами часть своей собственной жизни.

Кинг, судя по всему, натура увлекающаяся. Страстный книголюб, любитель истории, кинофильмов и бейсбола, он свою любовь намерен транслировать читателю. Для этого ему требуется достаточно большой объём текста, чтобы было где разгуляться. К тому же на этот раз он проявил себя и любителем танцев: «Танец – это жизнь».

«11/22/63» – не просто панорамная картина американской жизни. Это настоящая «энциклопедия» жизни США 50-60-х. Стивен – мастер детализации. Именно детали дают возможность читателю почувствовать дух той эпохи, и людям старшего поколения, таким, как автор и немного моложе-постарше, испытать чувство ностальгии по тем временам.

Во-вторых, книга начинается с заострения внимания на человеческой ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ и этой «путеводной нити Ариадны» автор будет придерживаться, не выпуская её ни на секунду из рук, на протяжении всего тома-кирпича, похожего на лабиринт. А эмоции вызываются СЛОВОМ. СЛОВО способно побуждать к действию. Попробуй теперь кто-нибудь сказать, что СЛОВА ничего не значат … Кинг – настоящий мастер СЛОВА, что ни говори.

В-третьих, читатели «11/22/63» будут не раз – не два встречаться с авторским напоминанием о своих, ранее написанных, произведениях. Типа «Угадай мелодию», но только – «Угадай книгу Кинга». Такая своеобразная писательская игра: «Собери их всех». Дерри. Касл-Рок ... И многое, многое другое в деталях, которые напоминают о книгах знаменитого американского писателя. Одним словом, – Вселенная Стивена Кинга. От этой своей традиционной манеры письма он не отступает.

В-четвёртых, что, пожалуй, необходимо было поставить во главу угла, – тема трагической гибели 35-го американского президента – Джона Кеннеди – незаживающая рана в душах многих американцев до сих пор. Не просто так Стивен Кинг опять её поднимает. До него это много раз делали разные писатели, публицисты, историки … В США Джона Кеннеди любили. Чуть ли не боготворили. Не все, конечно. Это естественно.

В-пятых, здесь прекрасная любовная линия. Оказывается, Кинг ещё и романтик хоть куда!

В-шестых, история о школе. Мечта и сказка. Идеал учителя. Призвание учителя. Хорошие ученики, умеющие подчиняться и не дерзить учителям. Ученики, способные на нравственные поступки. Конечно же это мечта самого автора: Стивен Кинг прошел путь от уборщика школьных помещений до учителя прежде, чем стал знаменитым и богатым писателем.

Хорошо, когда ты сам писатель и можешь воплотить свою идеальную мечту об идеальном учителе в своей книге. Хотя, справедливости ради, следует признать, что, чем дальше назад от 2011-го в прошлое, тем ближе к идеальной школе. Думаю, те, кто постарше, согласятся со мной … Даже, несмотря на разные менталитеты: у них и у нас.

Именно тогда, на школьном танцевальном вечере, главный герой – учитель-филолог Джейк Эппинг (Джордж Амберсон в мире прошлого), под влиянием ностальгии по прошлому: по нормальной школе, качественным продуктам питания и многом, многом другом лучшего качества решает остаться в прошлом. Возникшая любовь всей жизни Джейка – школьный библиотекарь – красавица Сэйди Данхилл.

«Думаю, именно тогда я решил, что уже не вернусь.»

В-седьмых, ищу, пытаюсь разглядеть Кинговскую русофобию. Да простят меня рецензенты, которые не разделяют мою точку зрения, но я русофобии здесь не нахожу.

«Колыбельная орков», которую, якобы, пела девушка Марина из СССР, – это выдумка одного из читателей. В романе колыбельную «исполняет» отец малышки Джун – Ли Освальд, стрелявший в Джона Кеннеди. И звучать она может заунывно и с подвыванием в том случае, если прослушать её запись на супермедленной скорости. А как ещё может звучать замедленная, растянутая запись? Главный герой – путешественник во времени Джэйк Эппинг, наблюдая за Ли Освальдом, записывая всё, что происходит в его квартире, записал и колыбельную Освальда. Потом он прослушивал записи на замедленной скорости, чтобы разобрать слова говоривших: шпионил.

«Случалось, даже пел малышке. На супермедленной скорости эти песни напоминали колыбельные орков.»

Более того, Марина – очаровательная красавица из Минска, ставшая любимицей русской эмигрантской колонии.

«Эта девушка-женщина стала любимицей русской эмигрантской колонии.»

По-моему, здесь Кинг проявляет не русофобию, а, скорее, наоборот! Зато американца – Освальда преподносит полным моральным и психическим уродом. Не единственным американским психопатом во всей этой истории!

… Мода в СССР начала 60-х. Когда уже в 40-50-х в Америке вовсю «зажигали» (танцевали) линди-хоп, как разновидность свинга, в моде были широкие брюки, удлинённые пиджаки с широченными подкладными плечами. К нам такая мода пришла с запозданием. Что в США уже выходило из моды, у нас было самым её пиком. Да и страна ещё толком не восстановилась после войны. И Стивен Кинг подмечает это, проявляя завидную наблюдательность. Он мастер деталей!

Действительно, прикид, в котором Освальд явил себя на эмигрантской вечеринке: шерстяной костюм с длинным, почти до колен, пиджаком был последним писком моды в России и там же пошитом. А подражать загранице у нас всегда любили. И даже боролись с такой любовью-заразой. Вспомнить, хотя бы, стиляг. Любое подражание всегда вызывает неприязнь, усмешку или некоторое снисхождение. У всех. Какую же русофобию в этом вопросе проявил автор? О «страшной одежде» здесь даже речи нет.

«Ли, как обычно угрюмый, вышел из спальни в своем единственном костюме. Смешном, из шерстяной материи — сшить такой могли только в России.»

Как же не согласиться с автором? Одежда, вышедшая из моды, выглядит смешно. Речь идёт не о России, а об эмигранте из России – Ли Освальде, жестоко нуждающемся в деньгах. Ему вообще не до моды: единственный костюм, устаревший, на все случаи жизни. Семью бы прокормить … Впрочем, это не мешало подлецу Освальду оставить Марину с 4-месячной дочкой на произвол судьбы.

А что касается лёгкой промышленности в нашей стране того времени, в частности, текстильной, то отставание от мировых стандартов было. И очень серьёзное! И автор прав. Мы же помогали, чем могли, множеству других стран, сохраняя изо всех сил мир во всём мире! Сами не доедали, не развивались, а другим помогали. Разве не «смешно»?! Аж до слёз…

А вот и яркий политический, этнический, да какой угодно, маркер двух стран – России и США. Пожалуйста! Стивен Кинг представляет.

«Марина Прусакова, молодая женщина из Минска, которой каким-то образом удалось вырваться из лап русского медведя, чтобы угодить на рога американского козла.»

Кто лучше, медведь или козёл? – Конечно, МЕДВЕДЬ!!! Стивен Кинг объективен! И с КОЗЛОМ не постеснялся, однако. Ну, и где у Кинга русофобия?

Кстати, Карибский ракетный кризис описан вполне достоверно в плане эмоциональной окрашенности. Это художественное произведение, допускающее некоторые отступления от истинного положения вещей, в том числе преувеличения или приуменьшения. А уж отношение в США к Никите Сергеевичу за его поведение было адекватным речам и поступкам Хрущёва. Раньше я об этом не задумывалась: как к нам относятся в Мире. Кинг не покривил душой, описывая отношение американцев к русским. Хрущёвскую «кузькину мать» должны помнить люди постарше. Да разве её только?

Русофобия как политическое явление зародилась гораздо раньше периода, описываемого в романе. Просто нам никогда не говорили о её существовании: умалчивали, чтобы не было беды. Детей приучали любить, уважать и понимать все народы: СССР – многонациональная страна и Советский союз за мир-дружбу во всём мире. Этому способствовали книги, кино, СМИ.

А Кинг в романе открыто называет Америку великой и глупой. И в этом – объективность и ирония одновременно. Разве может быть великое глупым? – Только глупым.

«Великая глупая Америка любит улыбку Кеннеди. Ода. Да, конечно. У него восхитительная улыбка, я это признаю. Однако, как сказал Шекспир, человек может улыбаться — и быть злодеем. Ты знаешь, что Кеннеди одобрил план ЦРУ по физическому устранению Кастро?»

И ещё очень характерная черта американцев, которую отмечает автор.

«Не важно, какой год на дворе, 1958, 1985 или 2011-й. В Америке, где корочка всегда сходит за начинку, люди верят таким, как Фрэнк Даннинг.»

Фрэнк Даннинг – психопат-убийца, угробивший две своих семьи, общим числом 6 человеческих душ. О! А это уже американский менталитет. Кинг не критикует. Он обвиняет.

У нас же – «Встречают по одёжке, а провожают по уму». И это сидит в генах. Мы не такие доверчивые. И улыбаемся гораздо скромнее: не так, как любимчик женщин – Фрэнк Даннинг. И уж страной непуганых идиотов нас не назовёшь … Мы помним свою историю.

Медведь – очень умное и сильное животное. Даже старый и беззубый, он может так «приголубить» одной лапой, что никому мало не покажется. И Кинг прекрасно это понимает.

Если прочесть роман «11/22/63» внимательно и соотнести авторские суждения об Америке с существующей сейчас и тогда социально-политической обстановкой в мире, то трудно не заметить, что Кинг достаточно критично относится к США. Вообще, я не встречала ни в одной из, прочитанных мною, его книг, чтобы он превозносил Америку. Скорее, – наоборот. Его даже порой упрекали за это.

… Ох, ребята! Какие же мы с вами замечательные читатели: каждый замечает то, что хочет замечать. А НЕ заметит, так выдумает. Факт. И бóльшим «спросом» пользуются наши отрицательные отзывы, рецензии, которые появляются в результате беглого чтения и невнимательности. Это тоже – факт. Читая любой читательский опус, не стоит об этом забывать: субъективное мнение, а «истина где-то рядом». Там, где ей и полагается быть. Какой напрашивается вывод?..

… Советовать прочесть «11/22/63» я не буду. Уже хотя бы потому, что, кто захочет иметь собственное мнение о романе, тот прочтёт. Обязательно. А любознательный читатель одним этим романом не ограничится: ему захочется прочитать ещё что-то. Например, книги, о которых автор упоминает в тексте, а также что-то документальное о 35-м Президенте Америки и тайне его гибели. Кстати, сам автор перелопатил горы литературы об убийстве Джона Кеннеди. И реализовать свою мечту: написать книгу об этом решился лишь тогда, когда стал зрелым писателем.

Таким же зрелым, продуманным до мелочей, получился этот его роман.

Лично я получила огромное удовольствие от книги. Читала внимательно, вдумчиво, не переставая восхищаться писательским мастерством Кинга, его своеобразной выдумкой, фантазией, которую он удачно подпитывает из массы прочитанных книг, фильмов и просто жизненных наблюдений. У него особый талант подмечать то, на что другие не обращают ни малейшего внимания, а для него – идея новой книги. Вспомнить хотя бы «Розу Марену» …

***
Стивен Кинг вдохновился, как мне думается, дилогией Финнея «Меж двух времён». И изначально хотел посвятить «11/22/63» ему. Но Кинг шагнул гораздо дальше и копнул гораздо глубже своего вдохновителя. Не зря же он копил силы и готовился так долго к этому своему творению, заслуженно признанному во всём мире у него одним из лучших . Потому что так проникновенно, страшно и образно об угрозе политического экстремизма ни до, ни после Кинга никто не написал …

Так как насчёт оценки «пять с плюсом»? – Однозначно, высший балл. Для меня вопрос оценки не стоит.

Ветка комментариев


Я не фанат Кинга. О его личностных качествах судить не берусь ...
Как писатель он мне нравится по нескольким причинам: непредсказуем по сюжетному многообразию (всякий раз удивляет); тщательно прорабатывает текст; заставляет думать, а не просто развлекаться ...
Ловец снов понравился, а Сияние - нет? Ловец снов - это, вроде, продолжение Сияния? Обычно говорят, что Ловец снов хуже Сияния. Лишний раз убеждаемся, на сколько всё индивидуально.
А я даже не скажу, что мне не зашло у Кинга. Что пришло, то и зашло. Как-то так.
Маккаммона знаю. Роберт Рик. Так много всего хочется прочитать. Руки не доходят.


Прошу прощения: я перепутала. Продолжение Сияния - Доктор Сон.


Продолжение Сияния это Доктор сон) Очень скучная книга, в которой главным героем стал сын Джека Торранса.
Про непредсказуемость и многообразие мне сложно судить. Есть авторы намного интереснее Кинга в других жанрах. Тот же Морган.
Кинг как писатель детективов вообще посредственность.
Я не спорю, что он Культовый писатель и прочее, но я его читал, когда мне было 15-20, а сейчас у меня совершенно другое мнение о его книгах. Типо, тогда "ВАУ", а сейчас "Пойдёт. Середнячок".
КИНГ король САМОПОВТОРОВ - и это главный минус. Он пишет или о одарённых детях или о психанутых писателях)) Пример, две книги: Темная половина и Тайное окно))) Нужно найти десять отличий)))


... Продолжение Сияния это Доктор сон) Очень скучная книга ...

Вы не единственный, кто так думает. Может быть, поэтому я так и не собралась прочитать эту книгу.

Тот же Морган.

А этот автор у меня - белое пятно: не читала.
Интересно ...

... когда мне было 15-20, а сейчас у меня совершенно другое мнение о его книгах. Типо, тогда "ВАУ", а сейчас "Пойдёт.
Середнячок".

Мои взрослые друзья Кинга не читают. Не понимают, зачем его читаю я. Вслух не говорят, уважают мой выбор. Но я-то вижу ...


"Вы не единственный, кто так думает. Может быть, поэтому я так и не собралась прочитать эту книгу." - может потому что Кинг это Янг Эдалт?))))))))))))))))
Ричард Морган - Видоизменнённый углерод (трилогия). У меня есть рецензии на две из трёх книг. Если интересен детектив как жанг, то первая книга с одноимённым названием. Детектив в сеттинге киберпанка. Каеф!)


...может потому что Кинг это Янг Эдалт?

Не-не-не ... Я так не думаю. Можно, конечно, и под этим углом смотреть на Кинга. Почему нет? В любом случае Кинг - массовая развлекательная литература. Его читают в любом возрасте.

Ричард Морган - Видоизменнённый углерод (трилогия).

Это я уже поняла. В "хотелках" есть. Доберусь когда-нибудь. Надеюсь.

Каеф!

Ну, тогда надо скорее добираться! )))


И всё же буду лоббировать Маккаммона))) Лучше переключиться на него!)) Стилистически они похожи и одновременно Маккаммон для меня на голову сильнее Кинга))- Да, и такое бывает) Мне стоило прочесть две его книги в электронном виде и я скупил все его книги в бумаге))).... и....сейчас читаю Моргана)) Литературный хаос))


Литературный хаос))

Или широкий литературный кругозор. "Жизнь мальчишки" Маккаммона прочитали?


До жизни мальчишки ещë не добрался, но книга ждëт своего часа в книжном шкафу) пока всего две книги прочëл. "Кусака" и "Моë". После Ковача вернусь к Маккаммону)))


"Кусака" и "Моë". Есть у меня эти книги. Добраться бы ...))
Ковача ещё не всего прочли?


Последнюю книгу о Коваче читаю) Но есть одна проблема))) В этом году уже накупил более 60-ти книг, которые хочу прочесть. И каждый раз, когда заканчиваю книгу встаёт вопрос выбора, что читать дальше))) Сейчас я планирую Маккаммона после Ковача, но чисто случайно глаз может зацепиться за другую книгу на полке..... )))))


Тогда пусть глаз зацепится на "Жизнь мальчишки". Прочитаете, напишите похоже на Диккенса, или нет.)


Обещать не буду))) Всё решится в эти выходные)))


Ну, да. К книге приводят какие-то тайные пути...))


Хочешь расскажу что меня к книге(ам) привело?)))))


Интересно ... Хочу.


Год назад я вернулся к книгам, потому что отказался от фильмов, сериалов, ютуба. Полностью от видео контента. Телевизор (государственную помойку) я не смотрю уже 15 лет. Так вот, почему отказался - меня буквально стало тошнить от современных повесток. То что сейчас делают с людьми через средства массового поражения (СМИ: любой видео контент) для меня является преступлением против природы человека, содомитством и т.д. У меня буквально физическая реакция на это появилась)) меня буквально тошнило, начинала болеть голова и т.д.))


Знаешь, Денис, я тебя понимаю ... Некоторые люди так и поступают.

У меня буквально физическая реакция на это появилась))

Этому можно найти объяснение. СЛОВО - мощная сила. Как разрушающая, так и созидающая. Не все могут "фильтровать базар" в определённом смысле: отделять зёрна от плевел. Это для многих непосильная задача. Можно в самом деле получить какую-нибудь душевную болезнь...
Не хочу ничего советовать: дело неблагодарное. В каждом случае каждый сам решает. Ты - радикально. Может на какое-то время и надо. Но. Но надо находить золотое сечение. Я так думаю. Однобокость, однополярность - не всегда во благо.


То есть ты ЗА современные тредны?))
Не феминистка ли ты случаем?))))) если да, то нас джёт УВЛЕКААААТЕЛЬНАЯ беседа)))) Без агрессии разумеется))


Неправильный вывод. И я не феминистка. Идей маскулизма также не придерживаюсь, если интересно...
Насчёт беседы ты не погорячился?


Насчёт беседы ты не погорячился? - естественно, нет. Мне нравится общаться с феминистками))
Но ты утверждаешь, что не такая)
Какая же твоя позиция? Ты не за матриархат и не за патриархат.


Денис, ты меня не слышишь ...))


Правильно, я тебя читаю)))
"Денис, ты меня не слышишь ...))" - это значит, что ты не хочешь развивать тему))) Угадал?)


"Мои взрослые друзья Кинга не читают. Не понимают, зачем его читаю я. " Позвольте поинтересоваться, а сколько Вам?)


Позвольте поинтересоваться, а сколько Вам?

Позволяю )))


Так сколько же Вам лет, юная леди?)))


Пошла читать Ваши рецензии. Внимательно.


Советую не относиться к ним как к настоящим рецензиям


Здесь такие и не водятся. Читательские отзывы.


Кстати, какого Моргана вы имеете ввиду? Ричарда?


Отправьте сюда, если можно, ссылки на свои рецензии. Ричард Морган.


Спасибо.