Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июня 2023 г. 16:50

582

5 О том, что было; о том, откуда смотреть

Отзыв пишется по книге История России. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2023. — 712 с.

Есть еще эта же книга, только 5-е издание (выпускаются они параллельно), на 500 страницах — разница только в иллюстрациях. Здесь они есть, а там, где 5-е издание — нет, и бумага похуже.

С этим учебником я был знаком еще в вузе — никаких картинок в нем еще не было, и было это, вероятно, издание второе. И был он значительно тоньше. Не скажу, что меня он поразил или восхитил, ибо что в принципе может восхитить и поразить в учебнике по Отечественной истории (тогда это так называлось) студента 1 курса, который эту самую историю вообще хотел сдавать, и поступать на истфак (высшие силы уберегли. И в первую очередь высшей силой была учительница истории в школе, честно мне сказавшая, что сейчас на историю мне поступать смысла никакого нет. Тогда я это не очень понял, думал, речь в сложности экзаменов — оказалось же, что никакой «карьерной лестницы» в 00-х история уже не давала, чай не СССР, поэтому в принципе ловить там, кроме прогрессирующей миопии, было нечего). Однако негатива к этому учебнику я не испытывал. Лекции читал, как сейчас помню, кандидат исторических наук, доцент, зав. каф. истории и культурологии Николай Сергеевич Короткий (читал препохабно, надо сказать, хотя сам мужик был неплохой, хоть и алконавт) — читал в той самой неповторимой манере, когда для записи слишком быстро, а для того чтоб слушать — слишком медленно. Получалось самое что ни на есть классическое «ни богу свечка, ни черту кочерга». Ну да черт бы с этим — на семинарах я блистал, пересказывая все, что мной было прочитано ранее по истории (потом этот же прикол сработал на истории экономики, только там к пересказу добавились еще и сюжеты из этого учебника в моем вольном переложении), получил свою пятерку без экзамена, и благополучно забыл и об учебнике, и о предмете. Прошло уже лет 20, когда я понял, что в голове как-то все заметно потеряло систематизацию, и надо бы перечитать учебник еще разок. Париться не стал — приобрел обновленную версию знакомого мне учебника, и погрузился. Сразу хочу сказать — никакого ужаса, кошмара, отвращение или пр. об этом учебнике не будет. Гениальный ли он? Конечно нет. Отвратителен ли он? Да тоже нет. Он читабелен, и, собственно, для учебника истории больше и не надо.

Заметки на полях:

1. Историю невозможно освещать «беспристрастно». Вернее, можно, но эта «беспристрастность» является просто очередной формой пристрастности (как говорил герой Броневого из Семнадцати мгновений весны: «Ясность это форма полного тумана». Ну или как-то так). Вы не сможете описать какой-то объект, пока не обозначите свою точку по отношению к объекту. Инженеры для этого используют вид сверху, сбоку, в разрезе и пр. У историков сложнее — никаких «видов сверху и сбоку» тут не будет. Шизофрения, характерная для многих наук, в истории не очень приветствуется, поэтому любой «историк» на входе в профессию мгновенно обретает свое «авторитетное мнение», кое он и несет через все свои исторические изыскания. Плохо ли это? Это такой факт. Как и тот факт, что вы не найдете «беспристрастного» учебника истории. Максимум, что вы сделаете — это поймете позицию автора, и все описание будете корректировать на тот факт, что автор находился на конкретной позиции. Для нормального человека большего и не нужно — вы ж не хотели в учебнике почитать «ПРАВДУ», вы ж из нормальных, я надеюсь?

2. Большие вещи лучше видятся с расстояния. Как физического, так и жизненного. Для жизненного нужен возраст — я прочитал эту книгу уже взрослым человеком, и мне были видны моменты, где автор умолчал, где недоговорил, а где стал излишне словоохотлив. Скажу кощунство, но по мере чтения постоянно в голове билась мысль — а надо ли вообще детям изучать историю родной страны? Да-да, я тут сейчас скажу чуть ли не на срок, но давайте подумаем трезво: история любой страны это грязь, кровь, ужас и кошмар. Любой. Абсолютно любой. Изучать это в самом начале жизни — невротизировать ребенка. Изучать «лайт» историю, чтоб к 20 годам его нахлобучило «правдой», и он заработал фрустрацию в башке, которая при должной обработке превратит его в кого угодно, в зависимости от того, в чьи руки попадется? Руководствуясь заповедью «не навреди», я бы, вероятно, предложил пересмотреть программу по истории. Другое дело, что оружие «из прошлого» никто не запретит использовать, а раз так, то гранаты с привязанными к ним историческими фактами продолжат летать между идеологических окопов, кои политики накопают. В общем, сложная история. Одно могу сказать точно: восприятие истории сейчас и 20 лет назад — небо и земля. Страшно подумать, что будет еще через 20 лет;

3. Книга изобилует неточностями. Лично я выхватил две (почему-то Л.П. Берию сделали зам.министра внутренних дел на момент смерти Сталина, что, честно говоря, очень странно). Нормальному человек они не видны, ибо относятся к разряду мелкой фактики — но это раздражало. Не критично, но раздражало;

4. Авторы встали на вполне себе советскую позицию подхода к историческому материалу. Не в смысле интерпретации фактической, а в смысле интерпретации методической. Инструментарий Маркса никуда не делся, экономический базис нисколько не сдал в прочности, поэтому изменения исторические авторы трактуют через подвижки в сфере материального производства, все как нас учили бородатые гении. Это несомненный плюс, ибо модная современная позиция: «Откуда накакалось? Само накакалось!» уже начинает откровенно подбешивать. В этой связи для авторов особенно нет каких-то страшных тайн: когда политическая надстройка перестала соответствовать экономическую базису — все развалилось. Пытались заклеить трещины в земле жвачкой — развалилось с еще большим грохотом. Чем больше шкаф, тем громче падает, а шкаф к началу ХХ века вырос прям большой. Да и к концу ХХ века шкаф не ссохся — тоже развалился, ибо естественные потребности населения удовлетворить не смогли, а мы все знаем, чем это заканчивается. В интерпретации авторов история России не предстает цепью «роковых случайностей», а скорее закономерностями, когда следствие вытекает из причины с точностью математической формулы. Чудес в истории России (как добрых, так и злых) в такой трактовке решительно не остается. И это к лучшему — нечего и так мифологическое сознание еще и дополнительно подкармливать;

5. Если я когда-нибудь напишу учебник по истории, то мне понадобится редактор. Серьезно, я не хочу, что стык между авторами был настолько сильно заметен. Когда перестает писать Орлов, а начинают писать Георгиевы — это становится видно невооруженным взглядом. Меняется как подход к компоновке глав, так и стиль изложения. Я не спорю, что историю России XII в. и историю России XX в. нельзя рассказывать одним языком — сказка на ночь, если это не произведения Владимира Сорокина, не должна превращаться в триллер и ужасы без предупреждения, но все-таки «сшив» этих пластов хотелось бы увидеть более гладким. Не спорю, замечание стилистическое;

6. Современность я бы вообще не рекомендовал читать. Мало того, что это невероятно уныло, это еще и тупо составлено. Официальные сводки по количеству избранных депутатов в государственную думу III созыва — увольте. Хуже только подчеркивание единственно правильно точки зрения по ряду вопросов от нынешних руководителей — все то, о чем с иронией писалось в прошлых главах. Ну да эти главы вообще не для чтения, потом перепишут набело.

Резюмируя — это достаточно неплохой учебник не без огрехов. Понимаю, что мое отношение к нему диктуется, скорее, иной точкой восприятия, но не могу не отметить — в большинстве своем написано вполне хорошо. Да, с подчеркнуто государственнической позиции — пожалуйста. Но государственническая позиция здесь не превращается в бесконечный «одобрямс». Да, правители России делали ошибки; да, в России были периоды деградации; да, эти периоды заканчивались страшно; да, история России не состоит из бесконечных «от победы к еще большей победе»; да, не все скелеты из шкафов вытряхнуты (в принципе, вообще мало какие вытряхнуты) — но это такой жанр. Цель у учебника совершенно иная — эту цель он выполняет.

Насколько этот учебник адекватен при подготовке к ЕГЭ сказать сложно. Я бы предпочел что-то более схематичное и систематизированное для подготовки, но прочитать его как художественную литературу определенно стоит.

Кстати, бросается в глаза почти полное отсутствие педагогико-методического аппарата. Ни вопросов, ни списков рекомендуемой литературы, ни домашних заданий. Может еще есть отдельная книжка?


Ветка комментариев


... но прочитать его как художественную литературу определённо стоит.

Ну Вы даёте! )))))


Куда там Игре Престолов. :-)