Больше рецензий

28 мая 2023 г. 18:33

204

3.5 Питер Хег и его карманная Дания

Жизненный опыт заставляет меня тихо подозревать, что содержание зачастую определяет форму. Например, если притча- то краткая и емкая, если фентези-цикл- то минимум в четырех частях, скрупулезно и красочно. В этой связи оный роман Питера Хега- первый в его творчестве- яркий пример работы, вышедшей за рамки формы: для притчи- много, для фентези- недостаточно. Но можно возразить, что здесь налицо чистый образчик магического реализма, с чем тоже трудно поспорить. В общем, вопрос жанра встанет перед вами с первых страниц, и мне не терпится подискутировать на эту тему)

Представления о хх веке- не просто представления, не просто о веке и даже не только о веке двадцатом. Здесь не хватает важной ремарки о том, что это представления датчан о Дании и о самих себе. Согласитесь, не так близко и хорошо мы знаем датчан для того, чтобы судить о правильности их представлений о родной стране, но при первом же приближении становится ясно, что несмотря на особенности менталитета этого северного народа, у них цветут пышным цветом представления, общие для всех на свете людей: о грехе и добродетели, о добре и зле, о надлежащем порядке вещей и хаосе. Помимо реальных исторических событий и персоналий, автор привносит в повествование и вымышленные, что усложняет прикладную задачу, но почти не влияет, как мне кажется, на задачу основную. Повествование начинается приблизительно с xvi века и доходит до наших дней, а линии разрозненных персонажей постепенно срастаются в семейную сагу.

 Тугой, вязкий язык повествования. Почти отсутствуют диалоги. Форма притчи несколько утяжеляет всю конструкцию. Мысли «от автора» наводят на сравнение с кукольным театром, в котором Питер Хег- единственный кукловод и он же Карабас-Барабас, а персонажи беспрекословно подчинены его жестокой воле.

Перед нами- сатира на буржуазное общество, на косность и праздность, на страх перед прогрессом. Людские пороки всех калибров составляют ужасающую многообразную галерею. Простите за анахронизм, но временами это было, как картины Босха- настолько отвратительно  яркими образами населена была эта вселенная Хега. В результате все представления о грядущем xx веке терпят крах перед лицом жестокого нового времени, в котором намного больше зла, греха и обмана. Датчанин xx века впитал в себя все представления о себе своих отцов и дедов, но уже не слышит своей истории, он мал и беспомощен. Кажется, его единственное прибежище- составить свои представления о будущем, которое никогда неведомо до конца.