Больше рецензий

17 мая 2023 г. 16:51

391

4.5

Клерфэ — профессиональный автогонщик, который решает навести своего бывшего коллегу "по цеху" в санатории (в горах), где присматривают и лечат людей, страдающих туберкулезом.

Там он знакомится с девушкой по имени Лилиан, которая тоже этим болеет.

Мне двадцать четыре года, — думала она, — столько же, сколько Агнес. Но Агнес умерла. Уже четыре года, как я здесь, в горах. А перед тем четыре года была война. Что я знаю о жизни? Разрушения, бегство из Бельгии, слёзы, страх, смерть родителей, голод, а потом болезнь из-за голода и бегства.

Наш главный герой и Лилиан сближаются, объединяет их то, что оба не имеют чёткого будущего, оно расплывчато. Её привлекает, что Клерфэ живет сегодняшним днём и наслаждается настоящим. Он свободен, как птица. А для неё это глоток свежего воздуха.

Она решает, несмотря на протесты врачей и её окружения, уехать навсегда из санатория. Уехать вместе с Клерфэ. Она хочет жить, очень хочет. Но чувствует себя в горах как в клетке.

— Да, — согласилась Лилиан. — А кто же мы? Быки или матадоры?
— Всегда приходится быть быком. Но думаешь, что ты матадор.

Её первая цель — это Париж.

Книгу можно растаскать на цитаты. Это лишь малая часть того, что я хотела выделить, закладывая страницы.
До момента отъезда я достаточно сочувственно относилась к Лилиан, но после у неё, на мой взгляд, начинается внутренняя истерия, которую она старательно скрывает.

Клерфэ влюбляется в неё и, конечно же, хочет быть вместе. А с этим приходит страх за здоровье Лилиан, желание обладать этой женщиной.

А что же она?

Она хочет жить свободно, не привязываясь, но при этом не отказывая человеку.

Её мысли:

Неужели этот пышущий здоровьем человек, который сидит рядом со мной, не чувствует, как я трепещу? Неужели он не понимает, что со мной творится? Что всё будет длиться лишь миг и что я потеряю эту улицу, эти деревья, грузовики у деревенских гостиниц... Неужели он не видит, что я, подобно ситу, сразу же теряю всё?

Есть экранизация романа с Аль Пачино в главных ролях
Странно думать, что Клерфэ этого не понимает. Он предлагает ей всё, всё, что она пожелает. Уехать туда, куда она захочет, жить так, как она хочет. Но она воспринимает это как лишь очередную клетку, от которой она совсем недавно освободилась.

Ощущение, что она запуталась и хочет прожить жизнь за маленький период так ярко, как это возможно, разбрасываясь людьми и деньгами.

Автор выделил Лилиан очень контрастно по сравнению с другими персонажами. Это очень бросалось в глаза. Словно она единственная, кто познал смысл жизни и удивляется, почему люди прожигают свою жизнь, думая лишь о деньгах и власти.

На мой взгляд, Ремарк слишком идеализировал Лилиан, создавая её не такой, как все. Меня это оттолкнуло...

Как и в других произведениях Ремарка, здесь много пьют и размышляют о жизни.
В целом произведение мне понравилось, как и мысли, которые автор оставил на страницах книги. Лилиан вызывала во мне бурю различных эмоций, но всё же мне было её жаль. Она словно птица, которая понимает, что никогда не увидит небо, в котором толком-то и не полетала.

Источник