Больше рецензий

valcome

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 февраля 2014 г. 02:40

635

3

Писать какой-либо не технический, а, скажем, научно-популярный текст про интернет не по горячим следам, а по прошествии времени — все равно, что бежать вдогонку за коровой с поносом и пытаться собрать весь навоз в одну тачку. Пока один "подарок" собирал, три новых появилось. В какой-то момент тачка переполняется, а лепехи не кончаются. И вот стоишь ты весь в говне перемазанный, с тачкой через край, а корова вдруг кукарекает и улетает в высь на невесть откуда взявшихся крыльях.

Именно в такой ситуации и оказался Максим Кронгауз, которого я нежно люблю, с самой первой его колонки (многие из них позже были переработаны и вышли под обложкой «Русский язык на грани нервного срыва»). Стараясь описать широкому кругу читателей, что же происходит в этих наших интернетах с точки зрения лингвиста, автор пишет обо всем сразу, а получается практически ни о чем. Потому и складывается ощущение, что он из главы в главу, а иногда даже в рамках одной главы, меняет адресата своего повествования: вот тут я чуть-чуть порадую олдфагов (что почти никогда не получается), тут проведу ликбез для того самого "широкого читателя" (который почему-то видится мне партизаном, вышедшим из леса, которому интернет до сих пор в районной библиотеке по талонам выдают), а тут наконец оторвусь в своей стезе и перетру за лингвистику (самая интересная часть).

Как можно было сделать эту книгу лучше:

1) четко определить целевую аудиторию читателей и писать только для неё. Праздно интересующихся вряд ли заденет история про кащенитов, Фидо и шушпанчика (Шу, привет, твою историю переврали). Людей, чья работа и в принципе вся жизнь проходит в сети, а особенно наблюдавших зарождение и становление рунета и до сих пор держащих руку на пульсе, покоробит сознательная подмена или упрощение фактов (песня «Диджитал рисерч» — это самородок из Козьмодемьянска, а не вирус конфы Касперского? okay).

2) не вытаскивать на свет божий логи старых срачей, тем более, что опубликовать их полностью нельзя — цензура-с.

3) главу про смайлы — фтопку.

4) нужно больше золота лингвистики. В книжке лингвиста про язык наивно полагаешь обнаружить чуть больше лингвистики, чуть меньше цензурно переписанной Лурки.

5) *лично для меня* в первой сноске к Лепре написать: «Лепры не существует. Это миф.»

На самом деле я, конечно, придираюсь, причем к чудовищным мелочам. Автор попытался объять необъятное и немножко треснул. А кто бы нет? Но за попытками объяснения мемов для непосвященных и вымарывания мата их падонкофских крео Кронгауз рождает мысль, за которую его хочется расцеловать в обе его виннипушьи щеки.

А мысль такая: на протяжении всей истории человечества устная речь превалировала над письменной. Потому как среднестатистический человек говорил всегда, а писал сочинения да заявления на отпуск.
А с появлением интернета граница письменной и устной речи стала размываться. Если до возникновения Сети письменная речь подразумевала монолог или диалог, но значительно разнесенный во времени (письма), то теперь онлайн общение — это почти всегда диалог (чаще со многими собеседниками одновременно), который по своим свойствам можно приравнять к устной речи. Устной, но с помощью записанных букв.

Книгу, которая бы с самого начала отталкивалась от мысли о дуализме языка общения в интернете, я бы прочла с гораздо большим интересом.

Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка". Уровень 2. Для команды "поБеда".

Спасибо команде lida44 verbenia , LittleWitch за то, что дали кэпу поиграться с любимой игрушкой.

Комментарии


ой, а я даже не стала её брать, что-то меня в названии уже насторожило ))


я знала, на что иду. но было робкое "а вдруг получится".


да я всё равно с выбором не угадала, вот теперь мучаюсь, читаю и думаю - как же я рецензию буду писать? оО


*по секрету* можно взять другу книгу)


*шепотом* знать бы какую... я уже в той 30% прочитала...


от двух до пяти же!
1) Чуковский
2) весело
3) вряд ли кто еще возьмет


эмм... так рецензию ж надо на это писать потом ))


я бы ее взяла! и даже думала, но...читала)прелесть!


А в книге, между прочим, не одни только детские высказывания, там и сам Чуковский много чего понаписал ;)


(пардон, что влезаю) еще можно взять "Родную речь", она замечательная, да и в рецензии наверняка будет, что сказать.


Жень, это чья же?


Автор попытался объять необъятное и немножко треснул


Вот да. Вроде бы книжка любопытная, приятная, а непонятно, на кого рассчитана, да и он мечется от одного явления к другому :(


это больше всего и расстроило в книге, потому как пассажи про грамотность и антиграмотность, орфоарт и изменения свойств речи в интернете были крайне интересны.


ага. первая треть самая любопытная - не так много истории, но довольно много размышлений, пусть и основных мыслей, так или иначе обдумываемых, весьма немного.
а часть про смайлики я сегодня с унынием читала в метро, потому что дома было лень тратить на нее время - похоже на слегка пожеванную википедию: давайте я вам расскажу, что это все существует, тот же leet, а показывать подробно не буду, лолушки
ну а мемы так вообще, он их скорее с общих позиций рассматривает, в том числе происхождения, но за этим реально лучше на лурк; с точки зрения лингвистики из этого наверняка тоже можно было вытянуть много интересного, но он в основном только про вхождение слов в язык говорит :(


6) либо вообще не приводить неподходящие цитаты, либо убрать уёбищную полную цензуру, когда *** *** и ***, а его маму *** смачно и со вкусом, ***, а его самого *** не отрываясь от просмотра "нашей раши"

а так - да, главы про смайлики ужасны, литспик и аски тоже не в кассу. больше лингвистики и упора на превалировании письменного над устным.
а вот фидо наоборот мало. но и хорошо, что мало, а то много ляпов каких-то обидных.


Про цензуру писать не стала, так как не знала, это у меня в электронной версии убрали все под звездочки или с самого начала было так.


Мудаки-с.


и с ЦА - да, промах.
мне бы вот хотелось узреть предпосылки, всякие разборы интересненькие. это же так круто, когда твои забавы и забавы твоих друзьяшек рассматривает прохвессор и говорит, что вы не хуйнёй маялись, а делали и меняли культуру, лол.
абсолютным профанам книга вряд ли интересна.
а интересующиеся тоже умеют ползать по луркам и урбан дикшенери, так что хз, кароч.

но книга всё равно порадовала, и Кронгауз молоца, вощемта!


в первой сноске к Лепре написать: «Лепры не существует. Это миф.»

Почему, простите?..
Нет, я понимаю, что "почему" — вопрос ненаучный, но хотелось бы некоторой расшифровки этого многозначительного заявления.


Мем. Исторически применяется, чтобы отшить просителя инвайта. По тому, как написана книга и какие примеры приводится, рождается подозрение, что автора на Лепру все же не пустили.


Ахха. А я чистосердечно думала, что Вы именно о себе говорите :)) Даже на всякий случай пошла на другую вкладку, заглянула на лепру — всё на месте — вернулась в недоумении :))


А в какой из двух ипостасей интернетовского языка написан текст Вашей рецензии?


А как вам самому кажется? Если вы читаете мой текст сами, стоит предположить, что это письменная речь. Если бы я начитала бы этот текст и выложила аудиофайл, можно было бы утверждать, что это устная рецензия.


А с появление едь не по критериюинтернета граница письменной и устной речи стала размываться.

Но ведь не по критерию физического носителя!


Пардон, по критерию физического представления.


что-то я перестала вас понимать. попробуйте сформулировать свою первоначальную мысль понятнее.