Больше рецензий

27 марта 2023 г. 21:12

333

3.5 Когда исполнение подвело мысль интересную

Начну с хорошего.

Данная книга интересна своей идеей и определённым ясным исполнением. В ней приводятся краткие содержания некоторых упоминаемых произведений, благодаря чему можно составить представление о них и понять для себя, хочется их читать целиком или нет.

Какое интересное выбрали слово для названия, «зарубежная», вроде и правильное, но какое-то широкое. Гомер здесь является отправной точкой, по мнению автора, с него начинает история литературы Западной Европы, на чём и сосредоточено внимание в данной книге, поэтому можно смело переименовать это издание (хотя бы для себя) в «Краткие лекции о западноевропейской литературе - выбор автора».

Что не понравилось:

Эта книга собрана из материалов радиопередач, что чувствуется (слышится) в разговорном языке. На мой взгляд, такое можно было бы переписать, поскольку это именно книга, а не расшифровка аудиозаписи. Не исправлены даже очевидные оговорки, которые неподготовленный и неосведомлённый в истории читатель способен принять за чистую монету.


Разрозненные сведения о поэтах и писателях, временами без дат жизни или указания периода. Может создаться впечатление, что автор «в теме» и делится скупой информацией относительно имеющихся у него знаний, настолько скупой, что что-то дополнительное, что на деле является относительно основной информацией, нужно искать в других источниках, хотя иногда какие-то описания уступали по значительности самой «Википедии». При этом много престранных высказываний, которые можно описать лишь одним полезным в другом контексте словом «вода».


Присутствует повторяющаяся информация, будто автор забыл, о чем говорил на предыдущих страницах или даже просто на соседней, повторяя сказанное слово в слово (иногда это делается намеренно, о чем автор же и предупреждает). Может, в выпусках на радио это и приемлемо, но не в книге же.


В части про Средневековье (которое я неплохо знаю) встречалась совершенно нелепая информация, целью которой было привлечь внимание к последующим словам. Довольно примитивный приём.

Говоря о Средних веках, автор пишет об упадке нравов, приводя в качестве примера действия, описание которых практически переписано из главы о первых римских императорах, но там же была античность, ей как будто можно (у филологов такое встречается, даже у тех, кто не специализировался на античности).

Есть вопросы и к вёрстке, но об этом лишь вскользь упомяну. Также вызывает вопросы оглавление, которого с таким же успехом могло бы и вообще не быть - почему бы не указать там рассматриваемые темы и упоминаемых авторов, сделать хотя бы указатель имён, это существенно бы облегчило работу с этой книгой, которая не всякому подойдёт для последовательного чтения.


К слову, на каждой, КАЖДОЙ второй странице вы увидите слово «Дантех», не самое приятное зрелище.


Тор, кстати, оказался богом розы, что могли бы принять за чистую монету люди, ничего не слышавшие о киновселенной Marvel. Так и представляю Криса Хемсворта, метающего из молота цветочки.


Ещё из интересного: есть указания на сноски, но самих сносок/комментариев нет совсем, и как это должно восприниматься, непонятно совершенно. В 94% случаев не указывается, откуда берётся цитата того или иного философа, ученого и исследователя.


Если подвести какой-то итог, можно, безусловно, оценить работу и старания автора, но мир бы пережил отсутствие конкретно данного издания, хотя оно выполнит своё назначение ознакомительного краткого содержания процессов литературного западноевропейского развития.