Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

1 февраля 2014 г. 23:05

2K

4

Наверное, странно читать какую бы то ни было энциклопедию как художественную литературу. Это если на каждое слово дано толкование — от трёх строчек до трёх абзацев. А если книга представляет собой связный, последовательный, интересный, не без юмора текст — тогда нет, не странно.

В какие-то незапамятные времена в журнале «Наука и жизнь» шла из номера в номер интересно организованная публикация об истории костюма: на каждое слово сначала была дана цитата из художественного произведения (например, из «Петра I» Алексея Толстого), потом маленький рисунок, изображающий тот или иной упоминаемый предмет одежды, и пояснение к нему. С увлечением читала о робронах и ватерпруфах, казакинах и домино… С тех пор и интересуюсь историей костюма, а также театральным костюмом.

Только сейчас, когда в рамках флэшмобной игры «Нон-фикшн» взялась читать эту книгу, подумала вот о чём: а ведь одежда, в отличие от других исторических предметов (зданий, книг, украшений, оружия) сохраняется очень мало. Грубо говоря, на тряпки она уходит. Поэтому для восстановления её истории чаще применяются опосредованные материальные свидетельства — в том числе инвентарные книги, судебные документы, налоговые сообщения, беллетристика, пресса, карикатуры — так, здесь приводится одна из них XIV века (!) «Модница»: «…на каждой эксцентричной детали туалета сидит чёртик, символизируя её грешность» :)

Чтение этой книги подряд напоминает просмотр научно-популярного фильма о росте и развитии растения, когда за считанные минуты на наших глазах из земли выбирается стебелёк, расправляется, крепнет, покрывается листьями, бутонами, цветами.
Вот так же крепнут и связываются в стройную систему наши обрывочные знания об этой интересной сфере жизни, и усваиваешь, наконец, отчётливо, чем барокко отличается от рококо, а бидермейер — от ампира, и когда всё это было.

Первая половина книги посвящена историческим очеркам от Древнего Египта до 80-х годов XX века, вторая — отдельным предметам одежды и аксессуарам, разнесённым по разделам, состоящим из краткого описания и собственно энциклопедических статей по алфавиту. В основном, обозреваются моды европейской части Старого Света (большее внимание, уделено, естественно, Чехии), Америка и Япония упоминаются лишь вскользь, — и светской же одежде: рабочая одежда, по чьему-то меткому замечанию, цитируемому авторами, «моде не подвержена».
Подробно рассмотрено значение цветов, фасонов одежды, отделки, рассказано о борьбе церкви и государства с модой и о том, как социальные перемены находят отражение в одежде.
Интересно узнать, что модные требования — вплоть до грима — сопровождали человечество на протяжении практически всей его «сознательной» истории; что первые руководства в этой сфере появились уже в XVI веке, а дома моды зародились с 1770-х годов и решительно взяли дело в свои руки в начале XIX века.

В книге множество любопытных фактов. Вот один из них: Стефан Малларме был не только известным французским поэтом, но и «исключительным теоретиком женской моды: в 1874 году он основал выпуск нового модного журнала «Ла дерньер мод» (La derniėre mode), сам его редактировал и сам же писал для него статьи…». Авторы книги не пожалели места, чтобы привести довольно большой отрывок из одной такой статьи. С одной стороны, очень похоже на колонку редактора, открывающую любой из современных увесистых глянцевых журналов, с другой — сразу видно, что это писал поэт ^^

Главная достопримечательность шестисотстраничного тома — почти тысяча иллюстраций, цветных и чёрно-белых. На одном развороте соседствуют репродукции шедевров живописи (зачастую используются фрагменты), фото скульптур, картинки из модных журналов и карикатуры, высмеивающие изыски моды.
Немного мешает чтению то, что основной текст разбит иллюстрациями в произвольном порядке: колонка текста может обрываться переносом, а вторая половина слова обнаруживается через несколько страниц, заполненных рисунками — причём к каждому из них следует собственное текстовое пояснение.

С огорчением вынуждена отметить множество даже не опечаток, а элементарных ошибок печатного текста. Вот несколько примеров:
Эту одежду одевали (постоянно подобные конструкции встречаются!), плетённый поясок, благославлять, девичая (вместо «девичья»… Нет, тут всю фразу имеет смысл привести: «Девичая фигура облачена в типичную греческую женскую одежду — пеплу, без рукавов, сильно присборенную и касающуюся земли, которая прихвачена поясом», что ж такое…), ниспадающий складками вниз, бесвкусный, возраждаются, как-бы, презентабильность, М.Т. Цицерон (тут я рассмеялась: в нашем областном центре есть университет имени Ярослава Мудрого, так вот некоторые деятели упорно пишут его как «Я. Мудрый»), половина XII века (в смысле «середина»), яркокрасный, разпространились, «фрак, как правило, был обычно тёмных тонов»… Ай-яй-яй переводчицам И.М. Ильинской и А.А. Лосевой.

Последние данные и иллюстрации книги относятся к 1985 году, то есть вплотную к моменту издания: первое — 1986 г., второе — 1987 г. Я держу в руках как раз второе издание. Стоило оно 10 рублей — очень серьёзная в то время сумма, я такую покупку себе позволить не могла, но это подарок друзей ^^ Сейчас на озоне «Иллюстрированная энциклопедия моды» стоит 2400 рублей. Не знаю, будет ли со временем цена этого издания расти (букинистика постепенно переходит в раздел антиквариата), но, во всяком случае, уже есть что детям в наследство оставить :)

Добавила к книге цитаты. Надеюсь попозже выложить также несколько историй.

Книга прочитана, а рецензия написана в рамках пятого тура игры «Нон-фикшн» (участвую четвёртый раз).

Комментарии


Как интересно, Ольга, написали! Эта тема совсем далека от моих интересов, а прочитала эту рецензию на одном дыхании, как будто это о моем хобби написано))


Спасибо, Марго!
И далеко не всё ведь написала, что хотелось, а то рецензия расползлась бы до невозможности... пришлось бы её в корсет затягивать :))


:), понимаю...


торчащее из корсета - непременно в истории!!! :)


Сделаем ;)


Спасибо за рецензию. :) Я очень люблю хорошие книги об истории моды. Когда-то мечтала стать модельером, всерьёз увлекалась, но руки у меня не из того места растут, так что всё книгами и ограничилось. :)

За пеплу тоже можно руки переводчикам оторвать - пеплос же.


И тебе спасибо, что прочла.
Да я тоже малость удивилась, но подумала: мало ли что, вдруг есть разночтения, о которых я не знаю.


Не, ну я тоже не последняя инстанция, но такого варианта ни разу не встречала.


Спасибо за рецензию, я увлекаюсь историей костюма, все, что под руку попадает по этой теме стараюсь прочитывать-проглядывать. И да, у меня тоже в детстве были эти вырезки из "Науки и жизни". Странно вспомнить, что я тогда знала названия костюмов, а художественные произведения, из которых были цитаты, еще не читала, такие как "Пиковая дама", "Капитанская дочка" - мне казалось тогда, что это такие серьезные взрослые книги...


Прелесть какая. Спасибо за комментарий.


Отлично! Поискал из любопытства ради на Алибе - там есть и за 250 рублей. Что интересно, больше всего продавцов из Новосибирска - вот она, оказывается, столица советской моды...


О, кого мы видим! ^^ Сто лет, сто зим...
Хочешь сказать, мне детям оставить нечего?.. Хо. Хо. Хо.

b2db240cf920.jpg

И это ещё не всё, как говорят в рекламе :))

Кстати, хорошо, что ты зашёл: хочу у тебя как историка спросить, а то в рецензию это как-то не поместилось.
Вот, например, приводится там картинка из Вышеградского кодекса (ок. 1085 г.) со следующим комментарием: «Ангел, Христос и святой одеты в современные для того времени одежды высших слоёв общества — длинную верхнюю тунику с широкой богато орнаментированной декоративной отделкой». И много где так. Хочу спросить: где «точка застывания»? С какого момента перестали изображать святых и богов в современных одеждах и зафиксировались на каноне?


Да я только из спячки выхожу. И то с трудом, сегодня ж день сурка, например.

Фото подтверждает - дети обеспечены знанием. Можно ничего не покупать. Обнаружены толстый Гумилёв, веский Эрмитаж и крикливая Оранжевая серия.

Я хоть и не историк по профессии, но версию двину-таки. Мне кажется, решающим моментом было знакомство западных людей с константинопольской иконописью после разграбления города в 1204 г. Тогда очень много бесценных произведений вывезли у ромеев. И уже Джотто (XIV век) рисует святых по римской моде (в её ближневосточной конфигурации, разумеется). Окончательно канон закрепился, вероятно, уже во времена Ренессанса, когда раскопали античные статуи и стали изучать рукописи, сбережённые в монастырях с Тёмных веков. Если я правильно понял вопрос...


сегодня ж день сурка, например.

Дааа, сегодня традиционно будем смотреть фильм :)
Эрмитаж есть ещё более веский («250 лет — 250 шедевров»), ссылку дать не могу, не обнаружила его в сети, наверное, на следующий нон-фикшн на него рецензию буду писать.

и крикливая Оранжевая серия

:(( Мне самой оранжевый цвет не нравится. Ни в "Альтернативе", ни в "Покет-буке". Но если других нет? Книжки-то, знаешь, читать хочется. И преимущественно бумажные.

Спасибо за версию, она очень убедительна.


"День сурка" супер. Фил Коннорс - интуитивный толстовец, я считаю)
Я тоже голосую за бумагу. И мне всё равно, примут ли будущие дети библиотеку или нет - завещаю насильно!


:)) Наш человек! По обоим пунктам.


Оооль, это твои полки? (перестала дышать от восторга) Мечта...............
:))


Это в два ряда. И ещё в разных других углах дома книг понатыкано. Место кончается с ужасающей скоростью.


Оххх, мечтаю о таких, чтобы книги в один ряд:)
С местом на самом деле тоже напряг, просто порой до слёз, когда смотрю и понимаю, что что-то нужно сложить, а не выставить на полки(


Огого! Куда мне с моим трёхполочным шкафчиком!


Вам, "электронщикам", это не страшно. А вот нам, "бумажникам", без этого никак.


Всё-таки бумажное будит алчность обладания какую-то. Хотя ридерчик, конечно, как конечность.


Ух и здорово, что напомнили!
Третье издание, 1988 год.Цена по прежнему 10 рублей (стабильность, однако!).
Дарственная надпись от подруги (как давно мы не виделись: Миннеаполис, штат Миннесота - не ближний свет).
Еще раз спасибо, Ольга!


Ну, замечательно. Рада, что Вам понравилось.


Благодаря Вашей рецензии, занесла эту более чем неожиданную для себя книгу в "хотелки". И подумала: блин, а ведь мне это интересно!.. Спасибо.


Очень интересно! Очень!


Ха!


Не надо ха-ха, где отчёт, Фоксе?.. *___*


Моя часть готова, маста, а вместо медведевой части мы были заняты. Очень заняты. Нутыпонел. Сегодня вечером не будем заняты, и я уговорю его-таки написать.


*собирает терпение в кучку*


Пни его тоже в личку, перед тобой ему всяко стыднее будет.


Пнуть в личку с вертушки :))
Я попробую.


Как же интересно написано!!! Спасибо за такой рассказ!
И сразу вспомнилась давняя детская мечта - стать модельером :))


Этот твой коммент угодил в папку "спам" О_о Интересно, почему.


За что ж это они меня ? :(
Видимо за то, что желание стать модельером так и кануло в небытие :))


Наверное, слова "стать модельером" было диагностировано как реклама :))


Напишу в следующий раз "стать волшебником". Может, в сказку закинут? :))


Иной раз хочется купить какую-нибудь книгу по искусству (а эту энциклопедию я тоже отнесла бы к этому разделу), но из-за того, что не могу поддержать её в руках и оценить полноту материала приходится отказываться. Или если всё же рискую выписать, то потом ругаюсь. Не хватает именно таких качественных рецензий - характеристик как Ваша.


Спасибо ^^ Ну, на то у нас и ЛЛ ;)