Больше рецензий

25 марта 2023 г. 13:53

316

5

Мне никогда не давалась школьная история - эта мешанина из имен, дат и мест. Люди, разбирающиеся в ней, какие-то сверхлюди, наделенные особым даром восприятия. Поэтому Валентин Пикуль - моя находка, переводчик из скучного в увлекательное.

Ближе к концу романа у Пикуля есть свои собственные прекрасные слова о писательстве кавалера де Еона. Можно смело заменить в них фамилии и мы получим описание к творчеству самого автора.

"Историки не признают за сочинениями де Еона глубокого анализа событий и причин надвигающейся катастрофы. Но зато никто не смог отказать ему в таланте изложения: любой сложный вопрос становился под пером кавалера изящным и легким, почти игривым, как шипенье в бокале шампанского. Изящностью стиля де Еон побеждал отвращение к формуле!".

В "Пером и шпагой" шутливо рассказана история секретной дипломатии 18 века и сражений Семилетней войны. Юмор автора - это цемент, скрепляющий факты-кирпичи, из которых получается понятная, приобретающая форму (для обделенных, как я) история-конструкция.

Главным героем этой истории выступает шевалье де Еон. Человек, на которого заключали пари и которого преследовали журналисты и шпионы, в попытках через подкуп, дружеское расположение или насилие выяснить мужчина он или женщина. Сначала нам немного рассказывают о смерти и детстве шевалье (именно в таком порядке), потом - как он был замечен французским двором и отправлен с секретной миссией в Петербург: сперва в кружевных юбках, потом в панталонах драгуна.

Далее мы надолго теряем де Еона из виду и погружаемся в урок истории о Семилетней войне: причины, предпосылки, союзы, договоренности, выгоды, ошибки и предательства. Большая часть романа-хроники, - вся середина его, - отдана описанию битв под Мемелем, Гросс-Егерсдорфом, Цорндорфом, Пальцигом и др. Тут я было заскучала и начала считать, что роман мужской, но потом опомнилась, - Почему же мужской? Это ж история! И она не только при дворах под шорох вееров вершилась, но и на полях брани. Тем более и в описании войны попадались интересные мысли и наблюдения. Так мне понравилось рассуждение Салтыкова о Фридрихе, что он как старая баба, носящая одно и то же платье, всегда применяет в сражении "косую атаку" и потому предсказуем. Или рассуждение Пикуля о том, почему не стало Пруссии, как страны. Фриц так хотел для неё величия и славы и сам же уничтожил политикой: "Народ не думай, а делай! Подумает за тебя король". И когда короля не стало, подумать о стране стало некому.

После войны с Пруссией, в историю снова возвращается де Еон. Его отправляют на задание в Англию, а он скучает по искрящимуся снегу и жарко натомленным домам России. Но....служба есть служба, не важно где. Последние главы полностью посвящены кавалеру, его ссоре с Людовиком XV и его тайне: женщина он или все же мужчина.

Прекрасный роман и прекрасная возможность узнать Историю через художественное слово. Причём история не о последнем человеке своего времени, а человеке-легенде. Его имя до сих пор встречается в книгах и сериалах и даже воспето в хорошо известной всем песне Милен Фармер: "Un mouchoir au creux du pantalon, je suis chevalier d'Eon."