Больше рецензий

11 марта 2023 г. 12:33

98

4 Притаившиеся в темноте

Пожалуй, стоит сразу сказать, что я не являюсь поклонницей жанра малой прозы. И Стивена Кинга прежде всего люблю за его объёмные работы типа «Оно», «Противостояние» и иже с ними. Но иногда так сходятся звёзды, и с этим уже ничего не поделаешь.

Сборник «Ночная смена» включает в себя наиболее значимые рассказы раннего творчества Кинга, четыре из двадцати он написал отдельно именно для этого издания. Сборник считается одним из лучших (и не зря). Уникальность его еще кроется и в том, что здесь Кинг впервые использует пролог, обращенный к читателю, что впоследствии станет его «фирменным стилем».

Из всех рассказов меня в первую очередь интересовали «Дети кукурузы», остальные же я собиралась прочитать выборочно, многие оставив вообще за бортом. Но с каждым рассказом интерес возрастал, и в итоге сборник был прочитан целиком. Конечно, из двадцати рассказов четыре показались мне откровенно слабыми, еще четыре – спорными, но все-таки больше половины оставили самое наилучшее (самое пугающее, так сказать) впечатление.

На первый взгляд рассказы никак не связаны между собой, но внимательный читатель (особенно хорошо знакомый с творчеством Кинга) найдёт тонкие нити, сплетающие все воедино. Так, например, заглавный рассказ «Иерусалемов Удел» имеет общее место действия с романом «Жребий Салема», а также с рассказом из этого же сборника «На посошок». К тому же «Удел» является данью уважения творчеству Г.Ф. Лавкрафта, а отсылка к лавкрафтовскому «Некрономикону» можно найти так же в рассказе «Я знаю, чего тебе хочется».

Рассказ «Ночной прибой», показавшийся мне весьма слабым из-за неясного раскрытия главной темы, напрямую связан с событиями романа «Противостояние».

Менее очевидная связь найдется и у рассказов «Мясорубка» и «Грузовики». В обоих случаях человеку придется столкнуться с восстанием машин. Но если в «Мясорубке» причина нам раскрывается полностью, то с «Грузовиками» не всё так просто. Оба рассказы написаны с пугающей проработанностью для столь малой формы и способны впечатлить любого.

Рассказы «Ночная смена», «Я – дверь отверстая», «Иногда они возвращаются», которые можно условно назвать классическими историями ужасов, определенно тоже стоят внимания и заслуженной похвалы, от них мурашки по телу бегают прям табунами. А вот многими признанный и любимый «И пришел Бука» ни капли страха у меня не вызвал, только отвращение к главному герою (хотя, возможно, именно этого автор и добивался. Что-что, а такие «положительно-отрицательные» персонажи Кингу даются великолепно).

Отмечу еще рассказы, которые ужасают не «ужасами» в виде демонов, монстров и прочих сущностей, а больше с психологической точки зрения. Это «Карниз», «Акционерное общество «Больше не курим»», «Последняя перекладина» и «Женщина в палате», психологические портреты героев этих рассказов прописаны Кингом с леденящей точностью хирурга, препарирующего души человеческие.

Напоследок все-таки расскажу, что же с «Детьми кукурузы», ради которых все действо-то и затевалось. И вот тут мне не хватило объёма, будь это не рассказом, а романом, я б с большей долей вероятности прониклась бы до глубины души идеей (она чертовски хороша). В малой же форме рассказ оказался добротным, но восторгов не вызвал. Религиозные отсылки и поклоны древним силам природы, как и в «Газонокосильщике» кстати, не зацепили. Оба этих рассказа я в итоге отнесла к спорным.

«Ночная смена» и правда один из лучших сборников Кинга, который можно смело рекомендовать как и желающим впервые познакомиться с его творчеством, так и уже ценителям Короля Ужасов. Здесь каждый найдет свой страх, притаившийся в темноте.