Больше рецензий

20 февраля 2023 г. 20:02

4K

5 «Вина всегда несомненна»

картинка Ludmila888

Моё погружение в удивительный мир Кафки началось с его известных романов «Процесс» и «Замок», между которыми прослеживается незримая связь. В «Процессе» на передний план выходят психологические проблемы личности, а в «Замке» центральное место отводится духовному поиску. Когда же пути психологии («Процесс») и духовности («Замок») соединяются, возникает более целостное видение жизни. Оба вектора внутреннего развития (психологический и духовный), как и оба романа, дополняют и поддерживают друг друга, формируя вместе более полный подход к пониманию человека, чем каждый из них по отдельности.

Как писал Кафка в «Процессе», «всё на свете имеет отношение к суду». Но если везде и всюду есть суд, то никак не избежать и его приговора. И сразу вспоминается рассказ «Приговор», относящийся к тем немногим произведениям, которые не были "приговорены" автором к забвению после его смерти и заранее объявлялись действительными. Причём «Приговор» стал частью сборника «Кары» («Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии»), который не был опубликован при жизни Кафки из-за проблем с издателем. В рассказе нарциссичный отец-манипулятор с ненавистью и гневом неожиданно выносит взрослому, но созависимому сыну двойственный и внутренне противоречивый вердикт: «Ты был невинным ребенком, но в самой своей сущности был ты исчадием ада! А потому знай: я приговариваю тебя к казни водой!». Ну, и безвольный сын автоматически спешит к реке, чтобы привести отцовский приговор в исполнение... В «Приговоре», как и в «Превращении» (где герой чувствовал себя виноватым перед равнодушной и эксплуатировавшей его семьёй), нашёл своё отражение бесконечный внутренний диалог Кафки с отцом.

Широко известное «Письмо отцу» - это реальное письмо писателя своему родителю, так и не достигшее адресата по вине матери. В нём взрослый сын изливает всю свою горечь и боль, вызванную тяжёлым характером отца: «Я потерял веру в себя, зато приобрёл безграничное чувство вины. (Памятуя об этой безграничности, я однажды правильно о ком-то написал: "Он боится, что позор переживёт его")». Автор здесь привёл несколько перефразированные заключительные слова своего романа «Процесс». Далее он добавил, что его убивает «гнёт постоянного страха, слабости, презрения к самому себе». Таким образом, в письменном признании отцу Кафка фактически подтверждает, что в «Процессе» изображён вынесенный во внешний мир внутренний процесс смутных и неуловимых самообвинений, вызванных ненавистью и презрением к самому себе.

Нечто подобное прослеживается и в «В исправительной колонии». И это не удивительно, так как этот рассказ и роман «Процесс» писались Кафкой практически одновременно. И, кстати, оба героя двух произведений сравниваются писателем с собакой, что может означать их отождествление с животным при лишении человеческого начала.

В символических произведениях Кафки видимый, материальный мир служит символом мира незримого, духовного. В них (как и в сновидениях) все события конкретны и кажутся реалистичными, хотя на самом деле говорят о внутренних переживаниях, символизируемых внешними ситуациями.

картинка Ludmila888

Итак, в исправительную колонию прибывает путешественник-исследователь для изучения практикуемого там судебного процесса. На месте предстоящей казни гостя вводит в курс дела офицер (он же судья и палач). Интересно, что беседуют они на французском языке, которым находящийся рядом и ничего не знающий приговорённый человек не владеет. «А осуждённый, между тем, выглядел настолько по-собачьи преданно, что, казалось, освободи его от цепей и отпусти бегать по склонам, - потребуется лишь свистнуть его к началу экзекуции». Адвокат-защитник, как выясняется, вообще не предусмотрен в судопроизводстве, так как презумпцией невиновности руководствоваться не принято, а всякие расследования и допросы могут только внести ненужную путаницу. Ведь принцип, из которого исходит суд: «вина всегда несомненна». Но приговор, по мнению офицера, не звучит слишком строго: закон, который преступил осуждённый, будет специальным аппаратом вписан в его тело. Поэтому было бы бессмысленно заранее оглашать вынесенный приговор, так как подсудимый всё равно скоро узнает его собственным телом, а вину свою расшифрует ранами. На эту большую работу ему потребуется целых шесть последних часов жизни. Но зато как же при прежнем коменданте колонии внимали выражению просветления на измученном лице приговорённого все многочисленные свидетели этого наконец достигнутого правосудия...

Несправедливость судебного процесса и бесчеловечность экзекуции были вне сомнения, но шокированный путешественник-наблюдатель всё же не стал ничего предпринимать. Ведь он и «сам не в состоянии себя понять, поскольку путешествует лишь с намерением смотреть, и ни в коем случае не затем, чтобы изменять чужое судопроизводство». Кроме того, он рассчитывал на нового коменданта, который собирался ввести «новые методы, недостижимые для ограниченного мозга этого офицера». Здесь сразу напрашиваются аналогии с «Процессом», где вместо путешественника был священник, который знал, в чём действительно обвиняется задержанный и что его дело кончится плохо, но он тоже не считал возможным вмешиваться. По мнению священника, это была проблема исключительно самого героя, которую тот должен решать только сам. И если он отказывается видеть, пусть остаётся слепым – ибо никто другой, кроме самого человека, не сможет увидеть истину о себе, а также не проделает его внутреннюю работу.

На мой взгляд, сама "исправительная колония", расположенная на острове, вполне может символизировать внутренний мир невротичного человека. Её комендант – это, пожалуй, своеобразный аналог супер-эго, то есть некий внешний авторитет, устанавливающий правила и нормы морали. А в офицере и осуждённом легко увидеть литературных двойников, антагонизм которых основывается на борьбе противоположных начал внутри одной личности. Кто же из них одержит победу? Чем закончится очередной этап вечной схватки добра и зла? Удастся ли новому коменданту (противнику экзекуций) закрепить свою власть или всё-таки вернётся прежний правитель (изобретатель адской машины), которого очень ждут его сторонники? Как это часто и происходит с двойниками, в конце они неожиданно меняются друг с другом местами. И то, что должно было произойти с осуждённым, происходит с офицером, но никаких признаков наступившего освобождения нельзя различить в его лице. Однако зло в исправительной колонии (иначе говоря – в человеческой душе) всё же не преодолено, а лишь затаилось на какое-то время. Финал открыт…

Так как произведениям Кафки свойственна множественность прочтений и трактовок, то, изменив угол зрения, можно увидеть в этом рассказе-притче и черты антиутопии, а в исправительной колонии-острове - модель общества, в котором «бегство от свободы», прекрасно описанное Фроммом в одноимённой книге, стало достигнутым результатом. Но любая тоталитарная система рано или поздно разваливается, как развалилась и адская машина, а сторонников жестоких пыток настигла смерть. Однако шанс на возвращение старых порядков, введенных прежним комендантом колонии, всё же не является нулевым.

В своём творчестве Кафка, испытывая интерес к психологической обусловленности порабощения (как внешнего, так и внутреннего) человека, изображает механизм подчинения людей, подсознательно боящихся свободы. А причины этого страха коренятся в самой природе человека, ощущающего себя песчинкой в огромном и чуждом ему мире.

Спасибо, Кристина Kristina_Kuk , за наводку на этот рассказ! )

Комментарии


Заголовок сильный, сразу вводит в курс дела и оставляет мало надежды(

Далее он добавил, что его убивает «гнёт постоянного страха, слабости, презрения к самому себе».

Ох, повторяющийся кафкианский мотив... Наверное, ещё поэтому в его произведениях и многих сохранившихся письмах обычно такая гнетущая атмосфера, но причудливая и затягивающая в свой мир.

И если он отказывается видеть, пусть остаётся слепым – ибо никто другой, кроме самого человека, не сможет увидеть истину о себе, а также не проделает его внутреннюю работу.

Да, внутреннюю работу, видимо, человек только сам может проделать. Но интересно, не мог бы доброжелательный наблюдатель (если предположить, что путешественник или священник желали добра) как-то помочь, подтолкнуть в правильном направлении?.. Вряд ли, слишком оптимистично для Кафки.

Однако зло в исправительной колонии (иначе говоря – в человеческой душе) всё же не преодолено, а лишь затаилось на какое-то время. Финал открыт

Жизненно...

Спасибо за интересную рецензию, Людмила!) Оценка твоя радует.


Ох, повторяющийся кафкианский мотив...

Да, этим мотивом буквально пронизано творчество Кафки.

причудливая и затягивающая в свой мир.

Ой, не говори, Ника! Очень даже затягивает, причём каждый раз – как первый. Удивительный писатель! И даже самые короткие его рассказы-притчи (например, «Мост» или «Молчание сирен») долго не отпускают потом.

Но интересно, не мог бы доброжелательный наблюдатель (если предположить, что путешественник или священник желали добра) как-то помочь, подтолкнуть в правильном направлении?.. Вряд ли, слишком оптимистично для Кафки.

Да, вряд ли. Сам Кафка отвечает на этот вопрос так:
«Действительное значение имеет только то, что сам узнаешь или чего сам добьёшься» (Кафка «Замок»).

Спасибо, что заглянула, Ника! )


Удивительный писатель!

Да!

И даже самые короткие его рассказы-притчи (например, «Мост» или «Молчание сирен»)

Возьму эти два рассказа на заметку. Спасибо, Людмила)
Мне из его коротких рассказов (я мало их читала) больше всего запомнились «Сельский врач» и, наверное, «Голодарь».
Ваши рецензии, конечно, соблазняют прочесть и «В исправительной колонии», но не знаю...


больше всего запомнились «Сельский врач» и, наверное, «Голодарь».

А я как раз не читала эти рассказы, надо тоже взять их на заметку. Твоя рецензия на загадочного "Сельского врача" очень даже склоняет прочесть этот "коротенький рассказ, который сбивает с толку". )

Ваши рецензии, конечно, соблазняют прочесть и «В исправительной колонии», но не знаю...

Да, нам с Кристиной рассказ понравился. Кстати, он не очень большой, так что много времени чтение не займёт. Но атмосфера там, конечно, не самая приятная, тут ты права. Причём сам путешественник не выдержал и стремительно удрал с этого острова, сверкая пятками. Даже с новым комендантом исправительной колонии не попрощался, хотя должен был поделиться с ним впечатлениями.)


Очень рада видеть твою высшую оценку рассказу, Людмила!

Спасибо за интересный разбор и напоминание о других произведениях Кафки! )

Я тоже (как и Ника) обратила сразу внимание на заглавие к рецензии. В нем суть позиции старого коменданта и его последователей,никакой тебе презумпции невиновности.

Здесь сразу напрашиваются аналогии с «Процессом», где вместо путешественника был священник, который знал, в чём действительно обвиняется задержанный и что его дело кончится плохо, но он тоже не считал возможным вмешиваться

Мне нравятся твои аргументированные сравнения с Процессом. Я не знала, что этот рассказ и роман писались практически одновременно. Очень интересно обращать внимание и на такие моменты.

Спасибо еще раз. )


напоминание о других произведениях Кафки!)

Ты знаешь, у меня уже когда-то возникала мысль обобщить и систематизировать своё восприятие творчества Кафки. И тут как раз подвернулся удачный момент. Я прогулялась по своим же рецензиям для освежения памяти и использования фрагментов из них здесь. Кроме того, где же это ещё делать, если не "в исправительной колонии"? Очень даже удобное место для осмысления.)

обратила сразу внимание на заглавие к рецензии.

Кстати, я читала рассказ в первом попавшемся переводе. Но потом мне стало интересно, как у других переводчиков звучит вынесенная мной в заглавие фраза. Оказалось, что по-разному: «вина всегда несомненна»; «виновность всегда несомненна»; «вина всегда бесспорна». Возможно, есть и другие варианты. Суть, конечно, одна, но звучание всё-таки разное.

твои аргументированные сравнения с Процессом.

Эти аналогии, как ты знаешь, у меня появились сразу после твоей рецензии, а при чтении рассказа только подтвердились.

Очень интересно обращать внимание и на такие моменты.

Да, некоторые моменты как творческой деятельности, так и биографии помогают лучше понять писателя и ощутить неразрывную связь наружных плодов сюжета с питающими его глубинными корнями.

Ещё раз спасибо тебе, Кристина, что сподвигла меня к очередному погружению в причудливый кафкианский мир. Погружение оказалось успешным, воздуха хватило и даже удалось благополучно всплыть. )


Кроме того, где же это ещё делать, если не "в исправительной колонии"? 

да, чем там еще заниматься, как не осмыслением? )

Оказалось, что по-разному: «вина всегда несомненна»; «виновность всегда несомненна»; «вина всегда бесспорна».

Я тоже читала в первом попавшемся переводе. Но ты очень права, интересно изучить нюансы перевода. Между "несомненна" и "бесспорна" есть какая-то тонкая разница... Сомнение, которое нельзя оспорить..

Погружение оказалось успешным, воздуха хватило и даже удалось благополучно всплыть. )

Здорово, Людмила! )


Людмила, спасибо за экскурс в мир Кафки. Я у него ничего не читала, но теперь имею какое-то представление и буду думать, хочу ли я туда занырнуть. И, честно говоря, читаю рецензию твою и мурашки по коже... Он на хорошего любителя, я так понимаю, и явно в твоём вкусе?

Очень интересно и обстоятельно написано, как всегда)))

Спасибо за добрые слова, Татьяна! )

читаю рецензию твою и мурашки по коже...

Ну, если воспринимать символические произведения Кафки не буквально, а иносказательно (а я именно так и делаю), то всё не так уж и страшно. Более того, абсурдные моменты и ситуации порой даже могут вызвать улыбку. Кстати, на знакомство с Кафкой меня сподвиг Эрих Фромм своим анализом «Процесса». Ну, и ещё у Карен Хорни (соратницы Фромма по психоанализу) и у Камю я немного прочитала об этом романе. Заинтересовалась тогда очень. И мои ожидания оправдались. Теперь периодически возвращаюсь к полюбившемуся автору.

«Вовсе не надо всё принимать за правду, надо только осознать необходимость всего» (Кафка «Процесс»).

«Если в самый дивный солнечный день с неба вдруг блеснёт некий новый луч и пронзит вас пониманием, что без него даже самый распрекрасный погожий день был, оказывается, пасмурным и дождливым, - разве вы, будь вы даже всей душой тому прежнему миру привержены, сумеете замкнуть свою душу для такого луча? Да разумеется нет, уже хотя бы потому, что для вас теперь, кроме этого луча, ничего в мире не существует» (Кафка «Замок»).


Ну спасибо! Заинтересовала))
У меня дочка психолог. Тоже Фрома любит и, видимо, после него у неё на полках и появились Кафка с Камю.
Надо будет рискнуть мне)

Спасибо, Людмила, за интересную рецензию!

Адвокат-защитник, как выясняется, вообще не предусмотрен в судопроизводстве, так как презумпцией невиновности руководствоваться не принято, а всякие расследования и допросы могут только внести ненужную путаницу.

а я думал, что это современное изобретение. А оказалось еще Кафка это заметил.

рассказ «Приговор», относящийся к тем немногим произведениям, которые не были "приговорены" автором к забвению после его смерти

Интересно, чем руководствовался Кафка приговаривая свои произведения на забвение или оправдывая их...Как ты вообще относишься к поступку Макса Брода?


Спасибо, Женя, что нашёл время и заглянул ко мне на огонёк!

Как ты вообще относишься к поступку Макса Брода?

Я не стала бы его осуждать. Мне кажется, что никакого вреда Кафке поступок Макса Брода, терзаемого всё же угрызениями совести, не принёс. И дорога, вымощенная его благими намерениями, привела Кафку к мировой известности и прославила его имя.

Кстати, кроме поступка друга, ещё иногда темой обсуждений становится поступок матери, которая, как известно, всё сделала с точностью до наоборот (если сравнивать с Максом Бродом). Франц попросил её передать Письмо отцу, а она отказалась, вернув послание назад. Я уже когда-то делилась своими мыслями по этому поводу, но теперь повторю их и здесь.

Мне кажется, что Кафка, написав это широко известное Письмо отцу, в целом поступил очень правильно, так как современные психологи при неразрешённых конфликтах с родителями как раз рекомендуют писать им подобные письма (для психотерапевтического эффекта). Причём это возможно даже в том случае, если родителей уже нет в живых. И не столь уж и важно, на мой взгляд, что отец это письмо не прочёл. Писать ведь надо, в первую очередь, для себя, так как очень маловероятно, что родитель, доведший свои отношения с ребёнком до подобных писем, сможет и захочет что-то понять и изменить ситуацию. А, излагая и формулируя свои мысли и чувства, человек и сам их лучше проясняет. Это можно даже рассматривать, например, как некий опыт самопознания. И, кстати, мы ведь не знаем, какой была бы реакция его отца на это письмо. Возможно, она была бы гораздо болезненнее для Кафки, чем это непрочтение.

Женя, а ты как относишься к диаметрально противоположным поступкам друга Кафки и его матери, которые не исполнили просьбу Франца?


Людмил, позволь, я вставлю свои три копейки, но не столько по произведению, или произведениям, о которых ты говоришь, которые когда-то прочел, а чуть отвлеченней, чуть шире, на "Кафку вообще".

Знаешь, в связи с ним в голове такой вопрос: почему вершина, которую он покорил, называется "Абсурд", а не "Реализм", например. Причем, выше-то никто и не забрался. Нет, плохо сказал: выше его вершины других не оказалось. Как так получилось?

Знаешь, я представляю это пражское гетто, наверное, представляю. И этого, явно болезненного интраверта, мало кому нужного; не представляющего своей "перспективы" или, как сейчас модно говорить: невыстраивающегося личного успеха. Лузер, как точно бы сказал об этом Гении какой-нибудь герман оскарович греф. Лузеры, по его узенькому мировоззрению, это кто не вписался в действительность. Как Кафка.

Сидит он в ничтожнейшем и даже пошлом статистическом бюро, наподобие Эйнштейна - тот в патентном сидел. И пустота впереди. Нарукавники, убираемые в ящик слола; "зае...шие рожи", как более 100 лет спустя скажет-пропоёт известный поэт-песенник. Господи, что дальше? Какой личный успех может выйти из-под костяшек счетов и разлинееной писчей бумаги???

Болезненные - это ведь как розовощекая богема только наоборот: экзальтация бомонда находит выход в сексе-на-грани. А болезные...что в их "лузерской" по-грефу голове, - что у них-то? Ведь он когда преращение-то писал, ведь 100 пудов до зеленой жидкости вместо крови у пауков-тараканов-жуков всё по ворсинки перебирал-разглядывал и с каждой такой ворсинкой на лапках всё более и более превращался в это, как он думал, ничтожество.

Ведь смаковал и грелся в таком клубочке ничтожности, смаковал и грелся! И знал, и верил: мало кто в подлунном мире может так и столько сказать этому мире о нём самом! Они все такие - болезные. Читал ли он Достоевского, "Записки из подполья" - кто знает? Но Федор Михайлович - духовный отец не только Ницше, но и любимого Кафки.

Знаешь, представляется, что превращение, произошедшее в мировой культуре благодаря этому "ничтожеству", - это в миллионы раз поразительней, чем превращение, а на самом деле реальное существование в реальной жизни самого Кафки, чем превращение Замзы-Зимзы, кажется, Грегора? - в наскомое. Низвергнуться в абсолютное ничтожество, в душе паря над всеми и всем миром, не ошибиться в самооценке и сделаться светочом, путеводной звездой, маяком, огнем на вершинах гор как во "Властелине колец" - невероятное, неземное перевоплощение.

И, знаешь, такой маленький огонёк, действительно глубоко-глубоко, надежды, любви и уважения к себе, - вот "урок" для всех нас.

Потрясающий памятник Кафке в Праге, потрясающей. Кто автор интересно?

Вот такие какие-то мысли возникли при прочтении.


Спасибо огромное, Саша, за интересный комментарий с глубокими размышлениями!) Помню-помню я твои разговоры о тройке портретов любимых писателей (Чехов, Кафка, Пелевин) на письменном столе. )

Читал ли он Достоевского, "Записки из подполья" - кто знает? Но Федор Михайлович - духовный отец не только Ницше, но и любимого Кафки.

Думаю, что читал. Ведь известно, что одной из общих тем в творчестве Достоевского и Кафки как раз и является тема "подпольного человека". А в своих письмах Кафка даже признавался, что чувствует "кровное родство" с Достоевским.

Как хорошо, что ты затронул интересную связь двух писателей. И вот тут, кстати, нельзя не вспомнить притчу о Великом Инквизиторе, которую сам Достоевский называл кульминационной точкой своего последнего романа – «Братья Карамазовы». Она нашла отражение, например, в трилогии известных антиутопий («Мы», «О дивный новый мир», «1984»), на чтение которой меня когда-то сподвиг Эрих Фромм. В роли Великого Инквизитора там выступают соответственно: Благодетель (у Замятина), Главноуправитель (у Хаксли), представитель Партии (у Оруэлла). В своей рецензии на Кафку я провела аналогии между «исправительной колонией» и внутренним миром человека. Но, изменив угол зрения, можно увидеть в самом рассказе-притче и антиутопические черты, а в этой островной колонии - модель общества, в котором программа Великого Инквизитора, заключающаяся в "бегстве от свободы" (прекрасно описанном Фроммом в одноимённой книге), стала достигнутым результатом. Но любая тоталитарная система рано или поздно разваливается, как развалилась и адская машина, а сторонников жестоких пыток настигла смерть. Однако шанс на возвращение старых порядков, введенных прежним комендантом колонии (перекликающимся с Великим Инквизитором), всё же не является нулевым.

Таким образом, Достоевский и Кафка, испытывая интерес к психологической обусловленности порабощения человека, изображают механизм подчинения людей, подсознательно боящихся свободы. А Фромм отмечает, что причины этого страха коренятся в самой природе человека, ощущающего себя песчинкой в огромном и чуждом ему мире.

Потрясающий памятник Кафке в Праге, потрясающей. Кто автор интересно?

Да, я даже сфоткала упомянутый тобой памятник, когда была в Праге. И подозреваю, что современный чешский скульптор Ярослав Рона (Jaroslav Rónа, 2003 г) намеренно утаил вложенную в своё творение идею, чтобы люди потом головы ломали над самыми разнообразными толкованиями. Впрочем, множественность прочтений и трактовок свойственна и произведениям Кафки, что лишний раз подчёркивает их принадлежность к классической литературе.

картинка Ludmila888

Вот такие какие-то мысли возникли при прочтении.

Ещё раз спасибо, Саша, что заглянул ко мне и поделился своими мыслями. Всегда тебе рада.)


Вот даже внесла я в свою рецензию дополнение, связанное с другой трактовкой рассказа, описанной в предыдущем моём комментарии. Очень полезно всё-таки обсуждать книгу под отзывом, так как возникают новые мысли. )