Больше рецензий

23 февраля 2015 г. 09:13

1K

5 «Худшая из опасностей – потеря своего Я – может пройти у нас совершенно незамеченной, как если бы ничего не случилось» (Кьеркегор)

картинка Ludmila888

«Вовсе не надо всё принимать за правду, надо только осознать необходимость всего» (Кафка «Процесс»).

Романы Кафки являются символическими произведениями и предназначены, на мой взгляд, для подготовленного читателя, склонного к ассоциативному мышлению и хоть в какой-то мере владеющего языком символов. Для людей прошлого, живших в развитых цивилизациях Востока и Запада, неспособность понимать язык символов приравнивалась к неграмотности. А у современного "левополушарного" человека для понимания этого "забытого" языка часто не хватает воображения и знаний. «Язык символов – это такой язык, с помощью которого внутренние переживания, чувства и мысли приобретают форму явственно осязаемых событий внешнего мира. … Это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума» (Э.Фромм). «Символ пребывает в стихии всеобщего, и, сколь бы точным ни был перевод, с его помощью передаётся лишь общее направление движения; буквальный перевод символа невозможен» (А.Камю). В логике такого языка главенствующими категориями являются не пространство и время, а ассоциативность и интенсивность. Материальный мир часто служит символом мира духовного. Ведь известно, что внешнее отражает внутреннее. Как говорил Ницше, «вечные вопросы ходят по улице». Умение понимать язык символов позволяет нам соприкоснуться с глубинными уровнями собственной личности и продвинуться на пути самопознания.

«Правильное восприятие явления и неправильное толкование того же явления никогда полностью взаимно не исключаются» (Кафка «Процесс»).

Интерпретация Кафки сродни интерпретации снов, сказок и мифов. Безусловно, символизм романа затрудняет его самостоятельное толкование. Лично мне получить удовольствие от «Процесса» помогли Э.Фромм и А.Камю, которых я читала до Кафки. Этот абсурдный роман, в котором идёт речь о человеческом уделе, обладает фундаментальной двусмысленностью. Конечно, и само название «Процесс» не является однозначным. На санскрите духовная практика называется "садхана", что означает "процесс". Тогда под "процессом" можно, например, понимать внутреннее (духовное и личностное) развитие человека.

«Да ведь всё на свете имеет отношение к суду» (Кафка «Процесс»).

Роман начинается с того, что Йозеф К. осознаёт себя под арестом, то есть понимает, что его "задержали". Слово "задержали" имеет двойной смысл: с одной стороны, это внешний арест, а с другой – остановка нормального внутреннего развития. "Задержание" в его втором значении, конечно, никак не может помешать человеку вести обычную жизнь, о чём Йозефу К. и сообщил инспектор. Он же посоветовал задержанному: «Поменьше думайте о нас и о том, что вас ждёт, думайте лучше, как вам быть». Но Йозеф К. не догадывался, что проблема внутри него, что только он сам может себя спасти. Герой романа смутно осознавал, что его жизнь проходит впустую и что он быстро деградирует. Хотя он слышал свой внутренний голос, он не понимал его. Вместо того чтобы обратиться к своим собственным силам, помочь себе (так, как только он сам мог себе помочь), поняв истину и попробовав измениться, он искал помощи там, откуда её не могло быть, - помощи извне. Ведь никто другой не может сделать за нас внутреннюю работу. «Ты слишком много ищешь помощи у других», - неодобрительно сказал Йозефу священник. Он знал, в чём в действительности обвиняется задержанный и что его дело кончится плохо, но едва ли мог сказать больше, чем сказал. По мнению священника, это была проблема исключительно самого Йозефа К. И если он отказывается видеть, пусть остаётся слепым – ибо никто, кроме самого человека, не сможет увидеть истину о себе. Герой чувствует себя виноватым, не зная почему. Он бежит от себя, будучи озабоченным тем, чтобы найти помощь других, хотя только понимание настоящей причины чувства вины и развитие собственной личности могли бы его спасти.

«Только не останавливаться на полдороге, это самое бессмысленное не только в делах, но и вообще всегда и везде» (Кафка «Процесс»).

К.Хорни утверждала, что вряд ли какая-либо книга по психиатрии может дать более глубокое представление о смутных и неуловимых самообвинениях, чем «Процесс» Кафки. Человек может мучиться от чувства вины, оставаясь неспособным связать её с чем-то определённым. На самом же деле он обвиняет себя потому, что ненавидит себя. Он всегда чувствует себя под подозрением и живёт в постоянном страхе, что в любой момент на него могут обрушиться какие-то страшные обвинения. В точности как К., невротик тратит лучшие силы, тщетно пытаясь защититься от неведомых и неправедных судей, впадая во всё большую безнадёжность. В романе обвинения тоже основаны на реальной неудаче К. Как показал Э.Фромм в своём анализе «Процесса», этой основой служит скука жизни К., его пассивное перемещение вместе с течением, отсутствие самостоятельности и роста – всё то, что Фромм называет «пустой, однообразной жизнью, бесплодной, лишённой любви и плодотворного начала». Любой человек, живущий так, обречён чувствовать себя виновным, причём по веской причине: это действительно его вина. Однако такие самообвинения тщетны, они носят лишь обличающий характер. Сама установка К. по отношению к своей виновности неконструктивна, так как он выстраивает её в духе ненависти к себе. Это происходит бессознательно: он не чувствует, что это он сам беспощадно себя обвиняет. Весь процесс вынесен вовне. Самообвинения не позволяют человеку трезво исследовать свои недостатки и тем самым задерживают развитие его личности.

«Движение лучше покоя, потому что если ты находишься в покое, то, может быть, сам того не зная, уже сидишь на чаше весов вместе со своими грехами» (Кафка «Процесс»).

«Духовная жизнь на девяносто процентов состоит из усилий, направленных на сохранение достигнутого» (Е.Дж.Голд). Поэтому внутренний рост – бесконечный и очень медленный процесс, ведь значительная часть психической энергии, затрачиваемой на работу над собой, уходит на поддержание того, что уже есть. Как иносказательно говорил Л.Кэрролл устами героини известной сказки, «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее». Но когда усилия для постижения мира и себя (с целью познания не только правды быта, но и истины бытия) не предпринимаются вообще, то неизбежна не просто задержка или остановка в развитии, а деградация личности. То есть человек постепенно возвращается к своему первичному образу жизни – животному существованию, что ассоциируется с его полным превращением в представителя природной фауны (иначе говоря – в скотину). Это и произошло с героем «Процесса». Как символы подобного отождествления К. с животным, воспринимаются нож мясника в гротескном ритуале палачей и последние слова Йозефа : «Как собака».
Духовная деятельность (т.е. труд души) – это именно то, «что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить» (А.П.Чехов).

«Нельзя обманывать себя, надо всё предвидеть, всё, насколько это возможно в данную минуту» (Кафка «Процесс»).

Комментарии


По следам героя романа «Процесс» (Прага)

Исследователи творчества Кафки обычно предполагают, что безымянный собор в «Процессе» - Собор Святого Вита, а дорога Йозефа К. в последней главе романа проходит от Старого Места (центральный район Праги) через Карлов мост

Собор Святого Вита (западный фасад)
картинка Ludmila888

Собор Святого Вита (южный фасад)
картинка Ludmila888

Внутреннее пространство Собора
картинка Ludmila888

Староместская площадь

картинка Ludmila888

картинка Ludmila888

картинка Ludmila888

Карлов мост

картинка Ludmila888

картинка Ludmila888


Находясь в процессе чтения «Процесса», возникло сильное побуждение вернуться к твоей рецензии.) И прямо кайф словила. Отличная работа! Моя интерпретация несколько иная, но мне нравится, что каждый может находить свой смысл, скрытый за абсурдностью и ужасом «Процесса».


Надеюсь, что после прочтения напишешь рецензию. Буду ждать.


Ой, Людмила, Людмила, что же Вы со мной делаете...
Решил пройтись по Вашим рецензиям (к счастью для этой цели и к сожалению для других, у Вас их не много).
И уже на первой Вы, как говорится на современном языке, "сломали мне мозг" (ну вот, действительно, символизм стал примитивным в наши дни).
Безумно интересно. Конечно, я совсем не так понял этот роман. Гораздо больше думал над внешним, а не над внутренним. А оказалось - это лишь симптом, а болезнь внутри.

Иногда я буду комментировать Ваши старые рецензии. Пожалуйста, не чувствуйте себя обязанной отвечать мне.


А Прага мой любимый город.
Несмотря на то, что там я женился... :)
Спасибо за фотографии!


Ух ты! Как здорово! Я была в Праге всего один раз, но проведенная в этом прекрасном городе неделя была очень насыщенной и интересной. А вот с погодой не повезло, солнечных дней практически не было. Это видно и по сероватым фоткам. Дело было в марте 2015г, буквально через месяц после прочтения "Процесса" с "Замком" и написания рецензий на них. Причём я тогда совсем не связывала Кафку с Прагой и с планируемой поездкой. Всё получилось чисто случайно, но очень вовремя. Я была потом рада, что всё так удачно совпало. Конечно, с удовольствием посетила и музей Кафки. И ещё я собственными глазами увидела Собор святой Людмилы и её скульптуру на Карловом мосту. Это тоже было неожиданно для меня. )


Я в Праге был целых 12 дней :)
В музее Кафки был, но не проникся. Было мрачно, но как-то... несодержательно. Впрочем, не помню прочитал ли я к тому времени его романы.
А мрачная погода - идеальна для посещения музея Кафки


Вспомнил эту рецензию по другому поводу и снова зашёл почитать.
Просто нет слов, Людмила. Глубоко, захватывающе, познавательно. Но самое главное - похоже, что ты права. Столько толкований у этого романа. Но вот это, согласно которому К. сам себя ненавидит и обвиняет, кажется мне таким естественным, простым и единственно верным.


И снова этот проказник НЕВРОЗ на арене! ) Но если в недавнем обсуждении рассказа Грина речь шла, прежде всего, о явном нарушении в отношениях с другими (что даже в названии отражено – "Человек с человеком"), то в "Процессе" на передний план выступает другая грань невроза – нарушение отношения к себе. Хотя внутрипсихические процессы и межличностные отношения, конечно, тесно взаимосвязаны. Можно даже грубо разделить вынесение вовне ненависти к себе, присущей неврозу, на активное и пассивное. И тогда в первом случае ненависть разворачивается наружу и направляется на окружающий мир и других людей. А во втором она направлена внутрь, на самого человека, но переживается им как идущая извне. Однако в обоих случаях напряжение внутреннего конфликта ослабляется его превращением в межличностный.

А вот прекрасная художественная иллюстрация природы ненависти к себе:

Я стану жертвой самого себя –
Во мне живет другой, тот, кем я мог бы быть,
И он меня пожрёт в конце концов.
Он - словно конь, что, вскачь летя,
Волочит по земле беднягу, к нему привязанного;
Словно колесо, в котором я верчусь, не взвидя света.
Он фурии подобен, что вцепилась
В окаменевшую от страха жертву. Он – вампир,
Мне сердца кровь сосущий каждой ночью.

Христиан Моргенштерн "Растет моя горечь" (сборник "По многим путям". Мюнхен, 1921)

Человек ненавидит себя за то, что он не может прыгнуть выше головы. Эта ненависть, как заключает поэт, происходит от расхождения между идеальным Я ("тот, кем я мог бы быть") и актуальным Я (тем, что я собой представляю). И этот раскол превращается в смертельную битву.
Ну, а беспощадные самообвинения – одно из возможных проявлений ненависти к себе.


Очень интересно ты проанализировала "Процесс" и личность Йозефа К. Отдельное спасибо за выписанные цитаты, Людмила! Сразу хочется перечитать рецензию, чтобы получше вдуматься. ) "Процесс" я не читала, но благодаря твоему описанию кое-что смогла себе представить.

предназначены, на мой взгляд, для подготовленного читателя, склонного к ассоциативному мышлению и хоть в какой-то мере владеющего языком символов.

Это возможно. Чтение его романов может, наверно, поспособствовать развитию ассоциативного мышления,по крайней мере если читатель мало-много подготовлен. Я помню, что "Замок" (который я недавно читала, там тоже кстати герой - - К.) порождает странные ассоциации и будит воображение. Хотя текст и вся история очень запутанные.

Движение лучше покоя, потому что если ты находишься в покое, то, может быть, сам того не зная, уже сидишь на чаше весов вместе со своими грехами

Здорово сказано! По-моему у Кафки было пессимистичная ощущение, что большинство людей сидят на чаше весов со своими грехами.  Поэтому в его произведениях часто ощущение подавленности и потерянности что ли.. Мне кажется, многие его герои, как ты пишешь, обречены чувствовать себя виновными. И их попытки что-то выправить кончаются тщетно.



Спасибо, что заглянула, Кристина! )
А цитаты у Кафки классные, согласна!

там тоже кстати герой - - К.

Ну, да. Это же первая буква фамилии самого автора романов - Кафки.

текст и вся история очень запутанные.

И такими же запутанными порой бывают, например, наши сновидения. Но удивляют они нас не во время сна, а уже после пробуждения.

обречены чувствовать себя виновными.

Кстати, как и сам автор, который о себе же и пишет. Ведь все мы родом из детства. И в творчестве этого писателя находят огромное отражение его сложные отношения с отцом. Кафка писал в Письме отцу: «Я потерял веру в себя, зато приобрёл безграничное чувство вины», а также о том, что его убивает «гнёт постоянного страха, слабости, презрения к самому себе». Вот и пронёс Кафка всё это так называемое "родительское наследие" через всю свою жизнь и творчество.


И такими же запутанными порой бывают, например, наши сновидения

Да, бывают…

И в творчестве этого писателя находят огромное отражение его сложные отношения с отцом

Да. Я как раз начала читать его Письмо отцу. Ещё не дочитала, но уже мне кажется,что оно помогает чуть лучше понять Кафку и его творчество.



Я тоже заглянула прочитать твою рецензию, Людмила)) Спасибо за интересный разбор произведения!) Может, как-нибудь я его снова открою... но не уверена)

На самом же деле он обвиняет себя потому, что ненавидит себя. Он всегда чувствует себя под подозрением и живёт в постоянном страхе, что в любой момент на него могут обрушиться какие-то страшные обвинения.

Да, страх и самообвинения - повторяющиеся кафкианские мотивы... Мне на этом месте почему-то вспомнилось определение страха из писем Кафки к Милене. Ты, возможно, их читала. Он там пишет:

Человек сам не может разобраться со своими загадками. В этом и есть суть страха.

P.S. Красивые фото Праги) Я помню, как прогуливалась перед музеем Кафки, помню забавные фигурки перед ним, но сам музей так и не посетила)
Ещё мне вспоминается необычный памятник Кафке, где его поместили на плечи пустой фигуры (ну, что-то в этом роде :) )


Спасибо, Ника! Всегда рада тебе! )

Ещё мне вспоминается необычный памятник Кафке, где его поместили на плечи пустой фигуры (ну, что-то в этом роде :) )

Да, я тоже видела этот интересный памятник. Видимо, скульптор специально засекретил свой замысел, чтобы люди потом головы ломали над многочисленными трактовками.
Кстати, его я тоже сфоткала:

картинка Ludmila888


Да-да, этот памятник мне хорошо запомнился))