Больше рецензий

marguzza

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 января 2023 г. 15:49

193

5 для тех, кому очевидное – невероятное


Так-с, третья книга прочитана.

Конечно, я не удержалась и пошла листать рецензии (не только здесь). И брови мои немедленно поползли вверх, ибо вот топ претензий: затянутое морское сражение, лишние новые персонажи, Алва – совсем нереальный супергерой и не меняется, условно сомневающихся персонажей окрасили в чёрные тона и (даже) автор сделала всех женщин какими-то не такими(!).

«Оооокей», — мысленно протянула я, вернув брови на место, и, вместо того чтобы с пол-оборота начать захлёбываться восторгом, пошла работать с возражениями.

Итак. 

Морское сражение. Что ж, мне его, пожалуй, даже не хватило. Когда читаешь книгу (да не простую, а эпическую) с дядьками при оружии на обложках, которое не для красоты, а для дела, странно хотеть поменьше битв и побольше… чего? С учётом того, что политики там в достатке, а рефлексии и экзальтации (да, Робер? да, Дик?) тоже хватает, вычёркивать воинов на войне было бы странно. Что ж это за объективная картина слома эпох без скрещённых клинков, стреляющих пистолетов, взрывов, криков и льющейся крови? А имея в виду локацию (и ура, соленые пенные брызги, галеры и галеоны, морская романтика, мне вас не хватало), получается самое то. В конце концов, как объяснить победу без дополнительных флотских сил? А вот так, расскажем. 

Хотите дам в платьях с оборками и томных вздохов? - и без этого никуда, но главный герой книги - Талиг, государство, которое раздирают внутренние противоречия, «освобождают» реакционные «освободители» и «трепетно любят» соседи, и за него сражаются и умирают (разные люди и по-разному: кто-то на поле брани, кто-то в кабинетах). И не показывать как это происходит - было бы не простительно. 

Едем дальше.

Новые персонажи, новые фокалы, новые ненадёжные рассказчики (коими являются вообще все) и почему это хорошо. Да потому, что полотно повествования становится объемнее, и чтобы увидеть его со всех сторон (и сделать выводы своей головой, именно своей, да, Дик?), нужно больше точек зрения. Эпичность, она такая. Нам, читателям, нужны свои агенты – глаза и уши везде, чтобы уследить, чтобы быть во всех местах, чтобы черпать информацию и иметь возможность структурировать ее во что-то более менее объективное. К слову, автор не собирается упрощать нам задачу, она намеренно (во всяком случае пока) не позволяет нам влезть в голову ключевых персонажей, узнать их настоящие мотивы. И это круто. 

Алва. Ненастоящий и какой-то прям супер-пупер герой. Ну да, ну да, куча реальных героев реальной Земной истории, сотворивших, казалось бы, невозможные вещи и своим примером доказавших, что чудо - это не про бога, а про силу воли, характер и ум человека, дружно идут на фиг. 

И, кстати, любители ненадежных рассказчиков, обратите внимание, что мы видим его только чужими глазами, лично нам Рокэ Алва не считает нужным отчитываться, как сильно у него болит голова или рука (которая бойцов колоть устала), или натерты ноги и вообще как хочется залезть поглубже и тихо издохнуть, лишь бы отстали.

По поводу отсутствия развития - тоже мимо. Алва - взрослый дядька, вполне и давно сформировавшаяся личность, причём цельная, особенно меняться ему пока некуда, на данном этапе его цель, как персонажа, преодолевать препятствия, которые ему устраивают как раз очень даже развивающиеся граждане, пока что он (как и ещё пара героев) - своего рода константа, но при этом загадка, которую требуется однажды разгадать. И если загадка будет меняться, оставаясь неразгаданной, – исчезнет весь смысл. 

Подобрались к пункту про бедных очерненных героев. Вот это, пожалуй, мое любимое. Что ж, если Некто кормил вас пирожками и тумаками, а потом пирожки закончились и остались только тумаки, кто очерняет Некто? Мельник, у которого сгорела мельница? Кондитер, закрывший лавку с пирожками? Вы, которому не нравятся тумаки? 

Нужны какие-то дополнительные пояснения? 

Автор три тома прописывала развитие этих персонажей, обоснуя там выше крыши, но вам не нравится, что это самое развитие пошло не туда, куда бы вам хотелось. Уж извините, это не сказка про пони и радугу, в этой книге, несмотря на мистику, слишком много из жизни (которая за окном). Настолько много, что порой хочется выть. 

Ну и женщины. Странно обвинять автора с сексизме, коль она сама женского пола, но допустим. Отличные в книге женщины, хочу вам сказать. Разные: умные и глупые, молодые и не очень, красивые и обычные, а вот хорошие или плохие - тут уж зависит от вас, любую умную женщину можно обозвать стервой, если она не на вашей стороне. Ну а верещащих от киркорелл девиц лично я, как арахнофоб со стажем, могу понять. 

Короче. Книга - отличная. Что будет дальше - посмотрим, дальше тоже больше ругают, и, надеюсь, снова несправедливо (не хочу бросать свою зависимость от серии, хочу кайфа). 

Вообще первые три книги

великолепное пособие для мамкиных политиков: про лозунги и про реальные дела, про меньшее зло и вредные принципы, про ошибки и способность обращать их себе  во благо, про слезу ребёнка и сложные решения, про «за все хорошее против всего плохого» и к чему это может привести.

Роман Камши даёт пищу для размышлений и повод для долгих дискуссий, и я считаю, что это главный признак действительно хорошей книги.

Ветка комментариев


мне жаль только, что насколько я слышала в дальнейших книгах будет меньше про Монсеньора, это минууууус. хотя так посмотреть на фанатов, они в основном все любят Робера (мне он не нравится почему-то) и Валентина Придда. ну или мне так показалось, хд.


А мне вот нравился Робер (все, что сейчас говорю, относится к прочитанным 3,5 книгам), но недолго: он как будто в болотах Ренхвахи позвоночник оставил  и,  хоть и мыслит правильно, все время ведомый либо другими, либо (как он считает) судьбой. И рефлексирует, рефлексирует, хочется ему уже по щекам надавать и потребовать, чтоб взял себя в руки и начал действовать. 
Да, дорогого Монсеньора пока что(дальше не знаю)) станет меньше, но, как говорится, с именем его на устах, забыт он точно не будет) И каждая встреча от ожидания будет только слаще)
Мой однозначный любимчик (Рокэ - язык не поворачивается любимчиком назвать, он много-много выше слов) теперь Марсель Валме (и его любовь к Монсеньору, я считаю, одна из самых трепетных и бескорыстных), вот человек действия, а не нытья (уж прости, Робер). 
Интересно, что вы о нем скажете к середине четвёртой книги)

о, вы четвертую читаете? я к сожалению могу только слушать, преимущественно, поэтому только на третьей сейчас, хотя я летом еще прочитала вторую. а с аудиокнигой мурыжили почти полгода (наверное), вообще сомневаюсь, что дальше что-то будет, какое-то продолжение. :/ С "Ликом..." у меня была надежда, поскольку сама автор еще летом писала, что аудио на сведении находится.

мои пожелания вам, чтобы продолжение понравилось!
А так вы описали примерно за что мне не нравится Робер. Он, как раньше говорили, "млявый". Если например Ричарда мне очень жалко до одури (это относится к 2 прочитанным книгам, может дальше бесить начнет), то Робера как-то даже не жалко. Вот так вот. Но я так поняла, что дальше его будет больше, может там что-то таится такое, за что его все любят.

Да, вы меня удивили насчет Марселя, он пока мне кажется проходным достаточно персонажем, пусть и интересным за счет своего распутства и того, что через него мы можем подглядывать за ненаглядным кэналлийцем, хд. Посмотрим! Точнее, приглядимся.

А насчет Валентина, хорошо, что так, больше интересных персов! В сериале классный парнишка его играет, забавный. Но я честно говоря думаю, что сериал возможно вообще не выйдет. Точнее говоря, не удивлюсь.


я первые две прослушала в шикарной озвучке, потом искала-искала, поняла, что читательская ломка не может ждать и пошла искать бумажную. а с учётом того, что слушали аудио мы вместе с сестрой (сразу и обсуждали по ходу), пришлось читать вслух, чтоб не нарушать традицию. в итоге - больше 700 стр за 10 дней))) 
теперь первый том «Зимнего излома» уже на середине, видимо «Отблески» отточат мою дикцию до совершенства)
Дика тоже было жалко, но, имхо, все у парня в голове безнадёжно было изначально (спойлерить не буду): то ли наследственность, то ли диагноз.
А Робер (какое интересное слово «млявый, надо запомнить))- он может хоть 1000 раз правильно думать, но когда в очередной раз он делает вопреки своим мыслям или не делает ничего, уважение быстро растворяется. Он мне, если честно, алкоголика напоминает: ох, да, я алкоголик, признаю это, жалею всех вокруг и особенно себя, се ля ви, дайте стопочку.
Марсель он вроде такой эгегей пустобрёх и пижон, но… вот, пожалуй, относительно близкий референс к нему - виконт Юлиан (он же Лютик) из книг Сапковского. Ну это на момент половины четвёртой книги вывод (я вообще боюсь какие-либо далеко идущие выводы делать)))
А сериальный Валентин вообще на Валентина не похож) И, кажется, он был вместе с Ричардом и Ко в старой галерее в Лаик? Хм-хм. Но я б посмотрела сериал дальше чисто из любопытства (если только выйдет). 

блин, как здорово, что вы вслух читаете и еще с компанией. а у меня нагрузка была на работе огромная все это время, да и сейчас: я вторую книгу частично прочитала, потому что был отпуск, и уже не могла ждать пока декламатор 20 часов будет начитывать, а насчет третьей я поняла, что просто-напросто не смогу работать. так и выходит, пока иду домой слушаю, потом дома еще перечитываю какие-то непонятные моменты, и потом читаю дальше. и сейчас вот сижу думаю о книге ахахах. но дальше, если книга понравится, буду наверное читать электронку, потому что бумажная книга тоже неизвестно когда выйдет, автор писала, что там куча сложностей (мне кажется, правда, что одна из основных сложностей это то, что ей нужно дописать повесть, которую традиционно в начало вставляют, а она у нее не дописанная вроде), на аудиокниги я больше надеяться не буду.

причем кстати самое странное, что по некоторым книгам цикла есть аудиокниги, даже в майбуке, то есть видимо они не самиздатовские. но не по первым! даже странно.
не, я тоже думаю, что у Дика все безнадежно там, даже без знания каких-то обстоятельств, которые дальше будут. но от этого и жалко его, правда я вот еще размышляла, что так им манипулировали в первой и второй части, а как он, бедняга, мог сопротивляться, когда ему втемяшили какой-то мусор в голову. имхо я даже не знаю, как я бы поступила в конце 2 книги, не хочу даже думать об этом.
вот кстати да, про выводы. я пару раз сунулась в группу автора вконтакте и убежала оттуда сверкая пятками. и вообще не лезу ни в какие разговоры с тру-фанатами, мне кажется, это невозможно, пока все не прочитаешь, ахаха. в этом плане конечно фандом достаточно закрытый и агрессивный у "Отблесков".
был, там все были эти мальчики-зайчики, ахах. а те, что были в книге, в сериале отсутствовали. я правда надеялась, что они дальше как-то поучаствуют в повествовании (ну естественно кроме того, что сгинул), поскольку симпатичные персонажи-то вроде как, но нет. :/


у Дика есть изумительная способность или свойство подстраивать факты под ту картину мира, которая ему предпочтительней в данный момент. Алва ошибся, полагая, что Дику можно в голову вложить правильный образ картины мира, нормальным отношением и нормальными поступками. и ведь ему же нравился пацанёнок. но Дикон все перечеркнул, все, и даже слова Оноре про Рокэ  забыл, выветрилось напрочь( и автор права, что такие персонажи встречаются в жизни.
ой, в фандомы давно не лезу, там такие страсти, что оставлю своё «бесценное» мнение при себе)) битва ради битвы бессмысленна, а интересного собеседника можно найти невзначай и вне фандомных омутов, вот как мы здесь с вами нашлись) 
просто тихонечко пялюсь на арты вне обсуждений и порой офигеваю от слэшеров))
а в сериале, по ходу, Эстебану выделили роли больше, чем он имел в книге))

ну, возможно по этой части личности Дика мне нужно немного больше прочитать из 3 книги, пока мне его поведение видится в худшем случае защитной реакцией человека, который неподготовленным оказался в пучине страстей, где рыбы все как-то крупные да хищные.

арты даааа, мне еще нравится, когда художники обыгрывают внешность актеров из сериала, как-то интересно выходит. а вот картинки которые типа "официальные" я так понимаю (не знаю, кто их автор) мне как-то не заходят. :/ которые на старых обложках еще.

ой, они просто нашли смазливого вьюношу на роль Эстебана, как же его так сразу слить, ахах.


мне сериальный Альдо нравится, типаж прям в точку, правда Альдо голубоглазый)) с Валентином, Савиньяками, Айрис, Катариной - мимо на мой взгляд. и Мэллит тоже, актриса недотянула.
жду вашего мнения о Дике после третьей, а лучше после четвёртой))

ага, самой интересно)))))
мне тоже альдо сериальный нравится, хорош, несмотря на то, что сыграл достаточно посредственно, его образ очень отвечает моим представлениям об этом персонаже. не в плане внешности даже, а скорее проявлений личности в ней.

робера я была очень удивлена увидеть таким, но у меня самой нет четкого представления о том, какой он. просто не такой. хотя сейчас я бы иного робера не хотела, но все-таки этот образ для меня на персонаж "не сел".

про персонажей, которых вы назвали, я говорить не буду, так как мало их знаю, по существу. разве что катарина, как и супруг ея, в сериале мне с первого взгляда не понравились. дешевые вышли образы (не про актеров говорю, а про образы). мне вообще в целом очень не понравилась эта финальная сцена в Лаик, особенно тронный зал, несмотря на то, что в сериале очень прослеживается внимательность к декорациям, видно, что их делали с любовью и интересом к своему делу. особенно Надор, это просто пестня, в этой части истории прекрасно все. а тронный зал этот или как назвать - театральная бутафория, стали бы короли туда карабкаться. :/
а как вам актер, который сыграл дика? :) тут видела его в рекламе сериала на нтв в главной роли, тоже со шпагой бегает, шельмец, ахах, и в нарядах 19 века.


мне актер тоже понравился, хорош, единственное - слишком взрослый как будто, но там все «жеребята» - те ещё кони))

Ну да, но я в принципе не против, чтобы Дику было не шешнадцать. Проблема только в том, что актер еще дальше взрослеет, пока у них там проблемы с продакшеном. :/


О, сериальные мальчики-зайчики в повествовании ещё поучаствуют позже и почти все. Даже тот что сгинул)
Правда в оригинале не особо они все зайчики, а кое-кто вообще дикая свинья))

да, спасибо за комментарий, но я уже восемь книг прочитала. ровно на одну отстаю от вас... а Дикона мне по-прежнему жалко... и чем дальше, тем больше. он жертва абьюза своей матери... грустно осознавать, что все могло быть по-другому.


Да, вы,пожалуй, правы. Как жертву абьюза, обмана, самообмана и собственных заблуждений его можно только пожалеть. Но разрыв между тем, что он утверждает и тем, как поступает, настолько большой, что не всегда хочется это делать. 

К Дику у меня вообще какое-то очень особенное отношение, которое я сама для себя ещё до конца не поняла) С одной стороны мне его очень жаль, не плохой же в общем-то парень мог вырасти. А с другой - прям аж бесит его твердость и незыблемость в собственных заблуждениях. И то, что в общем-то хорошие принципы про верность и честь раз за разом нарушает.



Когда я читала «Зимний излом» мне тоже хотелось его тюкнуть чем-нибудь тяжелым по темечку, чтобы у него наступила амнезия и появился шанс стать нормальным человеком. Но в остальном я не могу ничего поделать с собой, может быть, потому что с Дика началось наше знакомство с миром «Отблесков…»,и его глазами мы впервые увидели этот мир и предразломные события, хотя я сейчас, конечно, вижу, что его угол зрения был извращен. Сильвестр был прав насчет него… Мы его впервые увидели семнадцатилетним мальчиком (по земным меркам). Я, наверное, даже люблю Дика, как-то по-женски, как несчастного мальчика, и мне грустно и тяжело наблюдать его моральное падение, ожидать, когда его настигнет рок. К сожалению, я знаю спойлер о судьбе Дика, да и он уже давно стал балластом истории, фантазии становятся все более нелепыми, а впереди его ничего не ждет уже давно. Физически он еще жив, а духовно – уже нет. И все-таки…

Конечно, я не буду отрицать, что у Дикона была возможность преодолеть заложенное в нем, тогда бы он стал героем истории. А стал, увы, антигероем… не то, чтобы не было красных флагов, но в начале «Красного на красном» я их не замечала. Первый раз у меня лицо вытянулось в «От войны до войны», когда Дик стал изъяснять Марианне его мнение о женщинах. А потом я вспоминала первую книгу и тут на меня посыпалось, как он давал клятвы, заранее зная, что не будет их исполнять, держа камень за пазухой, разглагольствовал о чести, а сам вел себя совершенно бесчестно, заносчиво по отношению к тем, кто стоял ниже него, имел доступ к библиотеке Алвы и единственное, что из нее извлек, это историю Беатрисы Борраска. И так далее. Да и Катарина была права насчет него, что он выстраивает перспективу своего видения так, чтобы было наиболее удобно ему самому, а неприятное старается не замечать. Но вот в ситуации с покушением на жизнь Рокэ, если честно, я не могу так уж осуждать Дика. Его поставили в безвыходное положение, тем более угроза была реальной, Сильвестр ведь действительно хотел руками Манриков-Колиньяров очистить Талиг от Людей Чести, которые стали для страны бомбой замедленного действия, лежащей где-то в фундаменте. Впрочем, я отдаю себе отчет, что на него все-таки в большей степени повлияла угроза Катарине (которая, впрочем, тоже была реальной). В общем, Дикон был обречен, наступила точка невозврата, после которой уже стало невозможным его моральное возрождение. Я это вижу так…
В то же время, я вот думаю сейчас, у Дика ведь даже не было друзей (отчасти по его вине, конечно, но вот к примеру в сериале пошли по тому пути, что Валентин вроде бы нормально относится к нему, может быть, хотели его персонажем заменить Наля, но это абсурд, потому что будь у Дикона такой друг, как Валя, он бы никогда так низко не упал), абсолютно все окружающие им манипулировали, кроме, может быть, Робера, но у него не было на Дика рычагов воздействия. Незадолго до убийства мне подумалось, что у Дикона даже не было возможности познакомиться с девушкой его возраста. Тогда я, конечно, еще не знала, что он маньяк. Хотя я и раньше замечала, что у Дика есть в голове четкое разделение на женщину-блудницу и светлую, чистую любовь, он себе даже не позволял думать о Катарине, как о любовнице, один раз там что-то представил на эту тему и испытал чувство стыда. Такие вещи с мужской психикой чаще всего происходят по вине матерей.

Поэтому, да, я возлагаю ответственность за это на Мирабеллу. Эгмонт тоже крайне неприятная личность, одна из самых мерзких фигур во всей истории для меня, сколько людей он утянул за собой в Закат, в том числе, сбил их потомков с панталыку, но Мирабелла, какие бы она цели не преследовала, в итоге привела всех своих детей к гибели. Кстати, для меня история Дикона созвучна истории Альдо, мне его тоже жалко, жалко тех людей, которыми они оба могли стать, хотя он мне никогда не нравился так, как Дик.


Ого, вы написали целое исследование личности Дика. Круто, снимаю шляпу:)

Но и тут мне есть что добавить. 

После покушения на Алву Дик покатился вниз не из-за самого покушения (тут он правда был в безвыходном положении: угроза любимой женщине, бедному-больному-человеку Штанцлеру и всем прочим достойным людям не оставляли Дику выбора, потому что убить Рокэ честно Дик бы не смог физически) а из-за того, что его не мучила совесть. Даже на момент их прощального диалога над вином Дик признавал, что Алва - неоднозначный человек, некоторые проблемы Дика решались руками Алвы и даже не смотря на все это Дик о нем не пожалел. Он не думал, что поступил ужасно ради высшей цели, не угрызался и не мучился чувством вины. Он не пытался придумать запасной план (убить, например, Дорака вместо Алвы, это ведь он – главное зло по версии Штанцлера) 

То, что у Дика не было друзей это, конечно, печально, но похоже, что Дик сам особо не стремился с кем-то дружить. Приятелям из Лаик он писал не очень охотно, а потом и вовсе забил на это дело. И Валентин, если бы стал другом Дика вряд ли сильно бы исправил дело. Валентин - травмированный смертью брата и другими печальными обстоятельствами очень сдержанный и закрытый человек. Его самого надо растормошить и отогреть чтобы он стал прям классным другом, Дик не смог бы этого сделать. Плюс, как мне кажется, Дик все равно стал бы с ним соперничать в своей голове, как это произошло с Робером. Когда он попал в Алат, Робер пытался наладить с ним контакт, но Дик особо на это не пошел. А после и Робер уже стал Дику не такой. Ну, а Альдо весьма умно воспользовался всеми слабостями и негативными качествами Дика.



Юлия, извините, что я так поздно отвечаю. Хочется как-то нормально ответить, а не с бухты-барахты, важное не упустить, но с работой и усталостью непросто бывает выделить время позависать и поразмышлять. Несколько дней назад мне еще интересная мысль пришла в голову, хотела с вами поделиться, но были срочные дела. В конце дня села написать комментарий и забыла, что же за "тонкое" наблюдение я сделала. Думала, вспомню, но так, увы, и не вспомнила.

Да, я о покушении сказала как о точке отсчета морального падения Дика. Потому что после него он опускался все ниже и ниже. Мне очень нравится, даже завораживает, что у Веры Викторовны большинство героев крайне неоднозначны. Совершают и плохие и хорошие поступки (я бы сказала мерилом им выступают иные категории, чем "плохой" и "хороший"). В случае Дика это проявляется в том, что ему последовательно дается ряд знаков... судьбы, с которыми связаны перемены в восприятии его картины мира. Каждое из этих событий либо они все в совокупности могли бы изменить его жизнь. Но после предательства, когда начинает наконец исполняться то, что чего он давно ждал, Дикон словно закрывается от всего, закрывает на все глаза - то, что почти считал Алву хорошим человеком, получил возможность построить военную карьеру и перестать быть изгоем, освободиться от гнета матери и стать настоящим герцогом. Слова епископа Оноре о Рокэ, а впоследствии и религиозная картина мира меняется. Его более поздние слова, когда он думал подружиться с Алвой, я не беру во внимание потому что мне думается что Дик тогда уже окончательно поехал умом.

По правде говоря, Дикон вообще уколов совести-то и не испытывал никогда. Даже за Дору. Я вот обратила внимание после одной фразочки ("Флот стал жизнью и совестью Руперта фок Фельсенбурга..."), что у Дика, по-моему, даже в лексиконе такого слова не было никогда. Жизнью клялся, честью клялся, а вот что такое совесть, видимо, не знал. И никого особо не жалел, ни Алву, ни свою семью, ни животных (порвал губы линарцу и бровью не повел, это создает контраст, например, с поступком Рокэ - уж как он любил, наверное, Моро, пусть и "воле своей супротив", но использовал его в качестве живого щита, чтобы спасти жизнь Дику), ни даже Альдо, хотя мне казалось, что произошедшее с ним его морально уничтожит. Может быть, это какой-то механизм защиты психики, он в домике, у него лапки, ну или честь (попискивающая, как Рокэ ни скажет), лишнее зачеркнуть. Дик действительно никогда не старался обрести друзей, зато всегда тянулся к людям, которые могли "заменить" ему отца. У меня даже сердце сжалось, когда после суда над Алвой Дик вообразил, что тот мог убить Альдо, и впал в болезненный шок. Под конец книги я стала замечать, что и в Штанцлере он отчасти пытался разглядеть отца... А вот в Робере Дик не видел такую фигуру в упор, хотя тот мог ему преподать урок чести, да и проявлял настоящую заботу о нем (тоже контраст, как с ним поступил его собственный дед, только Дик, наверное, скорее нуждался в "ремне", что тоже однажды было). В этом что-то есть... что бедняга Ричард видел крупицы своего отца в основном в мерзавцах.

Про Валентина вы правы, и потом отмечу, что первый шаг в сторону от Ричарда сделал именно он. При первой встрече после Лаик (не считая вечера с карточной феерией от Алвы) Дикон ему просто хотел пыль в глаза пустить, но Валя его обдал холодом, а при следующей встрече он же первый вызвал Дика на дуэль. Но если говорить о сериале, это необходимость отчасти, потому что особенность книги заключается в крайне периодическом появлении большинства персонажей. В сериале их надо показывать почаще. И количество актеров все же по возможности сократить... хотя мне все равно жалко, что не было Берто Салины. Это внесло бы некоторое разнообразие, потому что мальчишки все светленькие в основном, ну и линия с Эстебаном была бы немного интереснее. Я еще как-то в Тик-Токе видела одного блогера, он мне так Берто напомнил, прям хоть садись письмо пиши в студию. :))))))))))))) *впрочем, у меня и так полно всяких бесполезных мыслишек насчет каста, помимо него, только вот на роль Альдо пока никого не "подобрала", жалко все-таки, что Анара уволили*

У меня кстати возник к вам вопрос. Как вот вы расцениваете условно хорошие поступки Дика - ведь он разругался с матерью из-за новой картины мира, которую он заимствовал вне Надора, в том числе, руководствуясь примером Алвы, уехал из замка, хотел установить свои порядки и забрать сестру (мне кажется это немного другие "решения", чем обычные сожаления Дика в духе "ой надо было, обязательно сделаю... когда-нибудь потом"). Он был действительно готов выпить яд вместе с Рокэ, последний выбил у него емкость из рук, а так бы выпил. Он не стал убивать Штанцлера (Карваль сказал, что Дик ничего сделать как следует не может, а мне кажется это было с его стороны истинное благородство, пусть и глупое). Он очертя голову ринулся на помощь Альдо, когда того сбросил Моро, хотя его могли затоптать. Или это просто импульсивность, следствие хаотической энергии, которая в нем сидела глубоко внутри (и которая в конце концов получила выход в виде двойного убийства)?


Ох уж эта работа, которая не оставляет места ни рассуждениям, ни чтениям, ни чему либо ещё кроме самой работы(

Жалко, что вы не вспомнили свою изначальную мысль, меня теперь будет мучать любопытство, что же там было. Но хорошо, что продолжили нашу дискуссию, я рада))


Мне понравилась ваша мысль про Дика и фигуру отца. Мне кажется, в этом и  есть начало всех бед. Дик, лишённый материнской любви, тянулся к отцу, а вместо него получал идеализированный образ Эгмонта, наделённый теми качествами, которые были нужны Штанцлеру (да и Катарине, давайте уж будем честны) Понятно, почему Дик слушал Штанцлера, но потом он встретил другую сильную личность. Хотя эта личность плохой воспитатель, конечно… Очень досадно, что у Дика вовремя не взыграл юношеский максимализм и он не послал бедного-больного-Штанцлера к кошкам просто за то, что друг отца, фактически втравив семью отца в восстание, сам, не засветившись в нем и находясь при дворе (причём не последним поломойщиком так-то), бросил потом семью своего друга и никак ей не помогает, а только катается Дику по мозгам.

При этом хорошие поступки Дика, про которые вы спрашивали мне вполне понятны. Когда у Дика произошёл конфликт с матерью, когда он хотел увезти Айрис в столицу, он действовал искренне. Он практически всегда действовал искренне, если так подумать. Притворился он единственный раз при отравлении, и то, потому что Штанцлер сказал,  что солгать лжецу и убить убийцу ну норм. 

А вот когда Дик бросился к Альдо и страдал, что тот, умирая, вспомнил не про него распрекрасного, а про Матильду, он уже страдал из-за себя. На тот момент у него уже собственное «я» вышло вперёд любых чувств и привязанностей, так что он и там совершенно искренне и честно горевал, правда о себе, потерявшем сюзерена. Если помните, там чуть позже Дику уже и Альдо не Альдо и анакс из него так себе. 

А Штанцлера Дик не убил из желания не замарать своих чистеньких ручек, а не из какого-то особого благородства. Негоже особенному повелителю скал снисходить до какой-то мести. В то, что гадину надо уничтожить, пока она ещё где-то что-то не накрутила, Дик подумать забыл. Тут я полностью поддерживаю Карваля в его заявлении, что Дик бестолковый и ничего нормально сделать не может)) 

Ой, а про двойное убийство вообще интересно. Я считаю что кое-кто (во избежании хотя бы этого спойлера не будем называть имён)сама напросилась. Столь умная женщина не могла не заметить, что Дик ведёт себя неадекватно, и чем дальше тем больше. Она знатно переоценила себя, пустила ситуацию на самотёк, не воспользовалась, например, защитой специально обученных людей, не отослала этого красавца по делу из столицы (подальше и подольше, чем в Надор) и получила то, что получила. Это грустно(


Про Валентина - согласна. Он вообще от всех делает шаг в сторону, он очень замкнутый, но позже станет очень понятно почему. Но даже вызов на дуэль, как показывает практика тех времён, не помеха дружбе. Правда, одно дело вызов из-за глупости, а другое - за те сплетни, которые Дик повторял, не особо вдумываясь.


И про сериал согласна тоже, но только если бы они сделали нормального Берто, а не такого, каким они показали Дьегаррона или, например, Катарину, Фердинанда и  Ли)) на мой взгляд это прям полный провал. А вот Анар был хорошим Альдо… Но посмотрим, что они сделают по-новой, если сделают)



Подозреваю, что я хотела что-то отметить по зеркальной композиции книг. Мне нравится подмечать какие-то связанные с этим моменты, как по-разному ведут себя разные персонажи в аналогичных условиях, к чему это их приводит. Но наверняка уже не скажешь. :)

Мне кажется, что ВВ поймала читателей на крючок тем, как близок, казалось бы, был Дикон к тому, чтобы переметнуться на "сторону Алвы", и в то же время, со 100% уверенностью это утверждать нельзя. Это такая заноза, которая так и зудит. Мне в этой связи, кстати, нравится то, что читатели, по моим наблюдениям, очень полярно оценивают Ричарда и его поступки. Это интересно. Только, если честно, я не помню, чтобы Дик страдал из-за того, что Альдо его не вспомнил. Это Робер заметил, а Ричард, как мне вспоминается нет (так же, как и то, что в регентский совет его никто не принимал). Вместе с тем вы, наверное, правы в том, что горевал он фактически не по сюзерену, как личности, а по себе. Он опять лишился "отца". И именно после этого события, кстати, Дикон начинает демонстрировать свое сыновье отношение к Штанцлеру (хотя, должна отметить, что и сам Штанцлер аналогично себя вел, так что может Дик его просто отзеркалил). А про убийство, ну да, Дик не захотел руки марать об "гадину", это верно, но я это вижу через какую-то положительную призму. Знаете, меня это даже восхитило, хотя я уже сказала, что это было глупо, и вы тоже верно написали, что Штанцлера надо было устранить (тем более в итоге все равно его "повесили" на Дика). Может быть, кстати, это опять же продиктовано композицией:

спойлер
девицу Дрюс-Карлион Дик убил почти случайно, Катарину - в приступе психоза, а Штанцлера он осознанно шел убивать, но потом отступился по здравом размышлении (если можно так сказать). Так что умышленным убийцей Дикон все-таки не стал, хоть он ни разу не пожалел, что убил Катарину, а уж про Дрюс-Карлион вообще молчу. Кстати, вчера читала книгу и наткнулась на тот эпизод, где приводится какой-то бред Ричарда про убийство и про слепого Рокэ. Меня это сначала повергло в шок, потому что я думала, что Дик убит (хотя мне сама сцена показалась откровенно двусмысленной, вроде и убит, но скорее по обстоятельствам, чем по описанию). Но интересно что в этом бреду или в каком-то ином месте Ричард совсем другой, убийство его шокировало, он не дает Алве принести себя в жертву, вызывается ему помочь. Правда, установочных данных слишком мало для того, чтобы анализировать эту сцену. Меня еще в этой связи очень зацепили слова отца Германа, адресованные Дику, что он отдал и горячую свою кровь, и холодную, интересно, будет ли что-то на эту тему...
свернуть

Кстати, Валентин тоже отмечал неспособность Ричарда к притворству. Я тут отмечу, что мне, например, не очень нравилась Айрис, в том плане, что я не разделяю всеобщих восторгов, какая она хорошая и как отличается от брата, просто она попала под другое влияние, вот и все. Логично предположить, что мамаша ей по мозгам меньше ездила и всякие личности не лезли с манипуляциями, потому что не она должна была стать главой семьи и возглавлять всяческие восстания в будущем, ну и плюс она девушка и психика у нее стабильнее. Тут да, на самом деле, таких парней, как Дикон, нужно опасаться, а не играть с ними. Он из тех, кто в лучшем случае угрожает сброситься с крыши, если с ним хотят расстаться. Мало того, что в тихом омуте, так еще и красных флагов была вагон и маленькая тележка - опять же браво ВВ, я сейчас вспоминаю, как я читала первые книги и либо их не замечала либо оправдывала, возрастом, психологическим климатом в семье, обстоятельствами. Ну и снова "заноза", сын Ноймаринена буквально перед убийством подал идею Роберу отослать Дикона, чтобы он послужил отечеству на военных рубежах, и, может быть, из этого что-то, да получилось бы (как минимум он бы никого не убил в Олларии). А про дуэль, ну да, Арно тоже вызывал Валентина на дуэль и тоже они там хорохорились, что поубивают друг друга, так велико нанесенное оскорбление. Но это да, другая история. И тут особенный интерес вызывает наверное реакция на это Ричарда. Буквально через какое-то время после дуэли он совершенно отчетливо себе признается, что собирается Валентина убить, рано или поздно, то есть у него уже отсутствовали какие-то мысли о примирении с ним. А черта повторять сплетни мне у Дика не нравилась больше всего, причем ему же и прилетало пару раз, от Эстебана, что он любовник Алвы, что в конце концов привело бы потенциально к убийству Дика, ну и от Альдо, что надо поменьше болтать про Джастина, а то их тоже заподозрят в порочных связях. Когда он надумал добиваться справедливости для Эмиля у меня прям уже такая реакция была: картинка gazima

Про сериал, я Дьегаррона, если честно мало запомнила (я после книг еще толком не пересматривала, только некоторые сцены). Катарина с Фердинандом это провал по всем статьям, хотя мне в целом кастинг первой серии очень понравился. Причем актер, который Фердинанда сыграл, на самом деле очень неплох, просто то ли его вырядили так, то ли что... мне кажется, он не должен выглядеть НАСТОЛЬКО нелепо. Ну Катарина без комментариев, я если честно даже рада, что актрису сняли, потому что даже без черных волос и жуткого грима, она на эту роль не подходит. Если честно, я бы хотела видеть в роли Катари Любовь Аксенову. У меня была такая надежда, когда появились новости, что Кинопоиск кому-то сбагрил сериал, может быть Старту, а она там чуть ли не в половине проектов играет. А вот Кирилл Зайцев скорее бы подошел на роль Ойгена. Когда в книгах появились главы от лица Лионеля, я автоматически себя поймала на мысли в отношении актера, что хороший он мужик, но не то, не то... не Ли он от слова совсем, но мне хотелось бы его в касте сохранить, может быть в другой роли. Альдо, кстати, мне в книге представлялся не так (ну это разумеется, ведь описание дано совсем не похожее на Анара), но у меня так с сериальным образом пазл сложился, просто донельзя. Я все сцены с Альдо из книг "прогнала" в своей фантазии повторно с Анаром, все сошлось прекрасно. :)))))))))) Я сначала даже психанула и решила, что не буду теперь из принципа смотреть, если что-то снимут, но потом поразмыслила и решила, что это было опрометчиво.


Я очень рада вашему ответу. Это чем-то напоминает мне старые-добрые бумажные письма, когда сначала ждёшь-ждёшь письма, а потом ещё ходишь и три дня думаешь, что хочешь сказать в ответ) сразу так уютно становится)


Про Дика и справедливость для Эмиля - это был очаровательный порыв. Я просто не переставая делала рука-лицо)) причём сплетня-то, которую скормил Дику Штанцлер была на редкость абсурдной. Я и так и сяк ее крутила и так и не поняла в чем по мнению Штанцлера была выгода для Арлетты объявлять первого сына вторым, а второго первым, с учетом, что все прекрасно общаются, ладят и никто никого не оставит без наследства и владений. 

Ну и выгоды лично для Штанцлера в этой сплетне тоже немного, разве что Дик не так скоро заобщался бы с Ли и Арлеттой и не попал бы под их влияние.


Я вот поняла, что мне вообще Ли неожиданно очень нравится. Неожиданно, потому что некоторые читающие его чуть ли не фашистом называют и говорят что младенцев есть готов, да начальство мешает. А оказалось что он классный, просто тоже не без моральных травм. Там похоже нетравмированных героев раз-два и обчёлся. 

Марсель, Эмиль, может быть Карваль, может Марианна, да и все пожалуй на этом. А вы как считаете?)



Кстати, очень удачная аналогия с письмами! И какое-то оправдание не быстрому ответу. :)

По поводу сплетни про Эмиля, я думаю, она имела целью только одно, обезопасить будущие позиции, когда в столицу прибудет Арлетта. Возможно, Штанцлер исходил из того, как легко Дик попадает под влияние, но скорее всего это был просто удар наугад, как в случае с байкой про то, что Катарина его дочь. Авось поможет. И когда Арлетта будет в Олларии, очевидно положение она займет достаточно влиятельное, только Дик в число ее приближенных никогда не войдет, ничего лишнего не сболтнет и из-под влияния Штанцлера никуда не денется. Хотя у меня если честно несколько раз возникала мысль, что и сам эр Август от своего детища устал, даже пару раз какие-то достаточно толковые мысли из его уст выходили (правда сейчас не помню, какие, по-моему про поведение Ричарда что-то критическое).

Я вот кстати сейчас читаю, Арлетта боится за малыша Арно, что тот продолжает считать Дикона своим другом и может попасться так же, как его отец. Вы наверное не разделите мою мысль, но я все равно поделюсь своей... досадой что ли. Я понимаю страхи Арлетты, тем более она повлиять ни на что не может, только не могу отделаться от мысли, что она трижды мать и наверняка ей известно хотя бы шапочно, что за люди были Мирабелла и Эгмонт, но в ней ни капли сочувствия нет по отношению к бедняге Ричарду. У меня порой возникает такое ощущение, что только у Робера копошится мысль, как же так вышло, что тихоня Дикон вдруг совершил двойное убийство, а остальные либо приняли это как должное либо даже уцепились как за повод "расчеловечить" его.

Мне тоже очень нравится Ли. Может я пока не дошла до эпизодов, где ему можно усики и челочку пририсовать по его же собственной детской привычке. :)))) И он мне показался одним из самых интересных характеров серии, особенно по-первости, когда ВВ описывала его методы понять противника, влезть к тому в голову. А про травмированных героев, мне вот кажется малыш Арно еще не травмированный, по крайней мере пока так кажется. Ну каких-то более второстепенных персонажей типа Катершванцев или Альберто Салины я в расчет не беру, там слишком мало установочных фактов. А вот Луиджи например, мне кажется, он не столько травмированный, сколько хочет им быть. Придумал себе оправдание в виде бедняжки Поликсены... конечно, я понимаю, что такая ситуация могла бы его действительно травмировать, даже без любви и прочего, просто факт что с красивой молодой девушкой такое вот вышло, но у меня вот сохраняется стойкое ощущение, что это не тот случай. Уж не знаю, это потому, что Луиджи удобно этим прикрывать вопросики по его ориентации, к примеру, либо может иная причина есть, но для меня это что-то сродни виршам Понси. :) Еще кстати вот Давенпорт, ну у него характер такой, "злобная репа", я местами себя в нем узнаю. Иногда бывает человек со мной не поздоровался и я уже сразу записываю в книжечку этот момент, что это либо лично ко мне неприязнь либо человек с гнильцой. :))))))) А вот Марианна, если честно, мне не кажется такой уж безоблачной... у меня в начале даже была мысль, что она не человек, а существо наподобие Лауренсии. Сейчас я уже так не думаю, но все равно она загадочная особа для меня. А еще интересно насчет Луизы. Я вот думала в первых книгах, она такая боевая, всем сестрам по серьгам, но в какой-то момент я поняла, что она такая только в своих мыслях ну или может с муженьком (скалкой-то она вроде наяву его лупила). Маменьке никогда не перечила, с папенькой притворялась глупой, при дворе Катарины и в Надоре вела себя почти всегда осторожно, но особенно на меня произвело впечатление, как сильно она расстроилась из-за того самого (возмутившего меня до глубины души) письма Аглаи, где та ее назвала дражайшей дочирью и по мордасям надавала. В этот момент я, наверное, окончательно для себя все в отношении нее поняла.


Здравствуйте) Наконец-то я добралась до ответного письма)


Я тоже заметила, что даже Штанцлеру Дик стал в конце концов не нужен, и это грустно (не из-за Штанцлер)) Хотела бы сказать «хорошо, что Штанцлер не успел его подставить под удар, как получилось тогда с четверной дуэлью (и двумя Ариго)» но, собственно, для Дика разница вышла не большая.


А вот то, что Арлетта так относится к Дику, я вполне могу себе объяснить. Но и досаду вашу понимаю. Вам, мне кажется, все-таки бы хотелось для него более мягких обстоятельств. Но, вот я сейчас подумала: если бы Дика окружали более мягкие обстоятельства, а он все равно был бы Дик вы бы досадовали, наверное, ещё больше. А так, у Ричарда есть хоть какие-то объективные оправдания))


Насчёт Луиджи я с вами отчасти согласна, про удобство) там даже кто-то из героев (кажется Вальдес) про удобство таких страданий говорит. Но с другой стороны может Луиджи произошедшее настолько потрясло, что он до сих пор просто не может переключиться. 

А вот про вопросики к его ориентации я даже не знаю что сказать)) Мне кажется тот случай с птице-рыбо-Алвой был не показательным. Там эти барышни тащили наружу все что было на душе у пришедших и дружеские чувства и благодарность, ну и вот… Алва нашёлся) 

У меня по этой же теме больше вопросов к Марселю)) хотя, если честно я как-то незаметно его уже давно стала шипперить с Алвой (при всем уважении к обоим) Они просто очень друг другу подходят и, похоже, только Марсель сможет быть рядом с Алвой без вреда для себя, него и окружающего мира))

А Давенпорт вообще солнышко ясное)) все мы иногда бываем как он и можем смело пожать ему руку)) 

И то, что Марианна какая-то ну, не совсем человек как будто, я тоже думала) Мне вообще в какой-то момент начало казаться что она очеловечившаяся астера или что-то типа того, но видимо, нет.

Не буду спойлерить короче, но думаю, вы со мной согласитесь в итоге)



ну, я уже говорила, что я к Дику отношусь примерно как к снюхавшемуся или сколовшемуся соседскому ребенку (к счастью не знаю, таких, просто представляю), который в детстве трогательно помогал сумки с остановки автобуса донести, а потом весь подъезд невольно выдохнул, потому что само его существование с дебошами, кражами и всем прочим сопутствующим уже стало для всех в тягость. я не считаю дика хорошим человеком, но действительно во многом виню его окружение, хотя в принципе, его во многом и окружали достаточно мягкие обстоятельства (тот же алва может с ложечки его и не кормил, но зато сделал кучу всего для него, хотя лучше всего мне кажется было бы его отправить назад в Надор или в ту же Торку). но у нас есть пример, скажем, того же Жермона, его тоже не любила мать, да еще как (родила не от того), тяготила тайна, почему отец так обошелся, и прочее, но он хорошим человеком стал. а так даже иногда в одном семействе бывает, вроде от одних родителей дети, воспитывались одними и теми же людьми (хотя обстоятельства конечно никогда не бывают одинаковыми), а выросли один туда, другой сюда. так что я в принципе согласна, что из дика бы ничего путное не вышло (хотя этот вопрос всегда будет стоять, а что если... но я думаю, что даже если бы не было происков катарины со штанцлером, его бы рано или поздно поманили Раканом и он бы не устоял), просто да, есть досада, что все его расчеловичили. Арлетта даже в продаже утвари из особняка Алвы обвинила, вот тут она меня если честно даже вывела из себя. хотя я ее понимаю, как ее не понять... я вот думаю, а что если так никто никогда и не узнает ничего, и тела Дика не найдет (потому что там неизвестно конечно, что произошло, я уже и так и сяк прикидывала, отец Герман с Паоло сказали, что он присягнул своей Королеве холодной кровью, а с "черном вигваме", как я его называю, он ушел с Альдо...), как-то грустно все равно.

вы правы, Луиджи может быть просто потрясен, поэтому я и пишу что вопросик. Еще бы, красивая девушка, понравилась, и тут такое. говоря о его ориентации, я еще беру во внимание, что он ни на пантерок не клюнул, ни потом особо на женщин не смотрел, пока тут про сны о Мэллит не стали говорить. но, конечно, это может быть ПТСР. а то, что ему Алву "показали", вообще если честно не известно, был ли там именно сексуальный подтекст, а так Луиджи, конечно, к нему проникся, потому что тот спас ему жизнь (и даже больше мне кажется, потому что само это взаимодействие было эпичное). А насчет Марселя, несмотря ни на что, я для себя решила, что он бисексуал. Потому что по бабам он бегал достаточно активно (правда, все за кадром, но вроде действительно было), однако при этом он всегда смотрит на мужчин оценивающе. Не в сексуальном плане, просто обращает на их привлекательность внимание. Дика даже заценил, в ту ночь, когда Рожа упала. И Алву он хотел к Марианне затащить, я если честно ожидала МЖМ с некоторыми вытекающими. :))))))))))))))))) А вот из женщин после всей этой заварушки он по-моему заценил только Матильду, что она хороша для своих лет, и мне показалось, что это было прям вот... по-мужски, если можно так выразиться, хотя это не то слово, просто не знаю, какое подобрать. Короче, он как женщину ее оценил. Меня единственное, что напрягает, это то, что у Марселя долгое время прослеживалось разделение на плотскую и возвышенную, рыцарскую любовь (опять-таки не то слово, но скажу так, чтобы было проще для понимания). Но я это списываю на особенности автора, у нее это часто всплывает у мужских персонажей, но вроде бы как ружье только у Дика выстрелило (я имею в виду, что Франческу он, Марсель, долго возвышал, как светлый образ, при этом никаких "таких" мыслей о ней у него на ее счет не было). А еще вот тут прям перед тем, как Рокэ провалился в эту загадочную дыру, он сказал Марселю, что ему, похоже, придется жениться на Елене, либо ему, либо еще кому-то, я уже забыла кому. Я еще подумала, не жирновато ли простому виконту, наследнику графа (хотя мне кажется, что в Талиге аристократия уже отживший социальный институт, всем по сути пофиг на титулы), но с другой стороны я ловлю себя на мысли, что это был бы очень удачный и здоровый союз, но... чисто платонический. Политический. :)


Валентин ой как не прост. Пока что не могу сказать, что нравится-нравится, но интересен, причём весьма. 
Кстати, его вот в сериале обаяшкой сделали и друганом Дика (меня даже от его имени типает), хе-хе. Крайне любопытно, как они выкрутятся.