Больше рецензий

marguzza

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 января 2023 г. 15:49

199

5 для тех, кому очевидное – невероятное


Так-с, третья книга прочитана.

Конечно, я не удержалась и пошла листать рецензии (не только здесь). И брови мои немедленно поползли вверх, ибо вот топ претензий: затянутое морское сражение, лишние новые персонажи, Алва – совсем нереальный супергерой и не меняется, условно сомневающихся персонажей окрасили в чёрные тона и (даже) автор сделала всех женщин какими-то не такими(!).

«Оооокей», — мысленно протянула я, вернув брови на место, и, вместо того чтобы с пол-оборота начать захлёбываться восторгом, пошла работать с возражениями.

Итак. 

Морское сражение. Что ж, мне его, пожалуй, даже не хватило. Когда читаешь книгу (да не простую, а эпическую) с дядьками при оружии на обложках, которое не для красоты, а для дела, странно хотеть поменьше битв и побольше… чего? С учётом того, что политики там в достатке, а рефлексии и экзальтации (да, Робер? да, Дик?) тоже хватает, вычёркивать воинов на войне было бы странно. Что ж это за объективная картина слома эпох без скрещённых клинков, стреляющих пистолетов, взрывов, криков и льющейся крови? А имея в виду локацию (и ура, соленые пенные брызги, галеры и галеоны, морская романтика, мне вас не хватало), получается самое то. В конце концов, как объяснить победу без дополнительных флотских сил? А вот так, расскажем. 

Хотите дам в платьях с оборками и томных вздохов? - и без этого никуда, но главный герой книги - Талиг, государство, которое раздирают внутренние противоречия, «освобождают» реакционные «освободители» и «трепетно любят» соседи, и за него сражаются и умирают (разные люди и по-разному: кто-то на поле брани, кто-то в кабинетах). И не показывать как это происходит - было бы не простительно. 

Едем дальше.

Новые персонажи, новые фокалы, новые ненадёжные рассказчики (коими являются вообще все) и почему это хорошо. Да потому, что полотно повествования становится объемнее, и чтобы увидеть его со всех сторон (и сделать выводы своей головой, именно своей, да, Дик?), нужно больше точек зрения. Эпичность, она такая. Нам, читателям, нужны свои агенты – глаза и уши везде, чтобы уследить, чтобы быть во всех местах, чтобы черпать информацию и иметь возможность структурировать ее во что-то более менее объективное. К слову, автор не собирается упрощать нам задачу, она намеренно (во всяком случае пока) не позволяет нам влезть в голову ключевых персонажей, узнать их настоящие мотивы. И это круто. 

Алва. Ненастоящий и какой-то прям супер-пупер герой. Ну да, ну да, куча реальных героев реальной Земной истории, сотворивших, казалось бы, невозможные вещи и своим примером доказавших, что чудо - это не про бога, а про силу воли, характер и ум человека, дружно идут на фиг. 

И, кстати, любители ненадежных рассказчиков, обратите внимание, что мы видим его только чужими глазами, лично нам Рокэ Алва не считает нужным отчитываться, как сильно у него болит голова или рука (которая бойцов колоть устала), или натерты ноги и вообще как хочется залезть поглубже и тихо издохнуть, лишь бы отстали.

По поводу отсутствия развития - тоже мимо. Алва - взрослый дядька, вполне и давно сформировавшаяся личность, причём цельная, особенно меняться ему пока некуда, на данном этапе его цель, как персонажа, преодолевать препятствия, которые ему устраивают как раз очень даже развивающиеся граждане, пока что он (как и ещё пара героев) - своего рода константа, но при этом загадка, которую требуется однажды разгадать. И если загадка будет меняться, оставаясь неразгаданной, – исчезнет весь смысл. 

Подобрались к пункту про бедных очерненных героев. Вот это, пожалуй, мое любимое. Что ж, если Некто кормил вас пирожками и тумаками, а потом пирожки закончились и остались только тумаки, кто очерняет Некто? Мельник, у которого сгорела мельница? Кондитер, закрывший лавку с пирожками? Вы, которому не нравятся тумаки? 

Нужны какие-то дополнительные пояснения? 

Автор три тома прописывала развитие этих персонажей, обоснуя там выше крыши, но вам не нравится, что это самое развитие пошло не туда, куда бы вам хотелось. Уж извините, это не сказка про пони и радугу, в этой книге, несмотря на мистику, слишком много из жизни (которая за окном). Настолько много, что порой хочется выть. 

Ну и женщины. Странно обвинять автора с сексизме, коль она сама женского пола, но допустим. Отличные в книге женщины, хочу вам сказать. Разные: умные и глупые, молодые и не очень, красивые и обычные, а вот хорошие или плохие - тут уж зависит от вас, любую умную женщину можно обозвать стервой, если она не на вашей стороне. Ну а верещащих от киркорелл девиц лично я, как арахнофоб со стажем, могу понять. 

Короче. Книга - отличная. Что будет дальше - посмотрим, дальше тоже больше ругают, и, надеюсь, снова несправедливо (не хочу бросать свою зависимость от серии, хочу кайфа). 

Вообще первые три книги

великолепное пособие для мамкиных политиков: про лозунги и про реальные дела, про меньшее зло и вредные принципы, про ошибки и способность обращать их себе  во благо, про слезу ребёнка и сложные решения, про «за все хорошее против всего плохого» и к чему это может привести.

Роман Камши даёт пищу для размышлений и повод для долгих дискуссий, и я считаю, что это главный признак действительно хорошей книги.

Ветка комментариев


Кстати, очень удачная аналогия с письмами! И какое-то оправдание не быстрому ответу. :)

По поводу сплетни про Эмиля, я думаю, она имела целью только одно, обезопасить будущие позиции, когда в столицу прибудет Арлетта. Возможно, Штанцлер исходил из того, как легко Дик попадает под влияние, но скорее всего это был просто удар наугад, как в случае с байкой про то, что Катарина его дочь. Авось поможет. И когда Арлетта будет в Олларии, очевидно положение она займет достаточно влиятельное, только Дик в число ее приближенных никогда не войдет, ничего лишнего не сболтнет и из-под влияния Штанцлера никуда не денется. Хотя у меня если честно несколько раз возникала мысль, что и сам эр Август от своего детища устал, даже пару раз какие-то достаточно толковые мысли из его уст выходили (правда сейчас не помню, какие, по-моему про поведение Ричарда что-то критическое).

Я вот кстати сейчас читаю, Арлетта боится за малыша Арно, что тот продолжает считать Дикона своим другом и может попасться так же, как его отец. Вы наверное не разделите мою мысль, но я все равно поделюсь своей... досадой что ли. Я понимаю страхи Арлетты, тем более она повлиять ни на что не может, только не могу отделаться от мысли, что она трижды мать и наверняка ей известно хотя бы шапочно, что за люди были Мирабелла и Эгмонт, но в ней ни капли сочувствия нет по отношению к бедняге Ричарду. У меня порой возникает такое ощущение, что только у Робера копошится мысль, как же так вышло, что тихоня Дикон вдруг совершил двойное убийство, а остальные либо приняли это как должное либо даже уцепились как за повод "расчеловечить" его.

Мне тоже очень нравится Ли. Может я пока не дошла до эпизодов, где ему можно усики и челочку пририсовать по его же собственной детской привычке. :)))) И он мне показался одним из самых интересных характеров серии, особенно по-первости, когда ВВ описывала его методы понять противника, влезть к тому в голову. А про травмированных героев, мне вот кажется малыш Арно еще не травмированный, по крайней мере пока так кажется. Ну каких-то более второстепенных персонажей типа Катершванцев или Альберто Салины я в расчет не беру, там слишком мало установочных фактов. А вот Луиджи например, мне кажется, он не столько травмированный, сколько хочет им быть. Придумал себе оправдание в виде бедняжки Поликсены... конечно, я понимаю, что такая ситуация могла бы его действительно травмировать, даже без любви и прочего, просто факт что с красивой молодой девушкой такое вот вышло, но у меня вот сохраняется стойкое ощущение, что это не тот случай. Уж не знаю, это потому, что Луиджи удобно этим прикрывать вопросики по его ориентации, к примеру, либо может иная причина есть, но для меня это что-то сродни виршам Понси. :) Еще кстати вот Давенпорт, ну у него характер такой, "злобная репа", я местами себя в нем узнаю. Иногда бывает человек со мной не поздоровался и я уже сразу записываю в книжечку этот момент, что это либо лично ко мне неприязнь либо человек с гнильцой. :))))))) А вот Марианна, если честно, мне не кажется такой уж безоблачной... у меня в начале даже была мысль, что она не человек, а существо наподобие Лауренсии. Сейчас я уже так не думаю, но все равно она загадочная особа для меня. А еще интересно насчет Луизы. Я вот думала в первых книгах, она такая боевая, всем сестрам по серьгам, но в какой-то момент я поняла, что она такая только в своих мыслях ну или может с муженьком (скалкой-то она вроде наяву его лупила). Маменьке никогда не перечила, с папенькой притворялась глупой, при дворе Катарины и в Надоре вела себя почти всегда осторожно, но особенно на меня произвело впечатление, как сильно она расстроилась из-за того самого (возмутившего меня до глубины души) письма Аглаи, где та ее назвала дражайшей дочирью и по мордасям надавала. В этот момент я, наверное, окончательно для себя все в отношении нее поняла.


Здравствуйте) Наконец-то я добралась до ответного письма)


Я тоже заметила, что даже Штанцлеру Дик стал в конце концов не нужен, и это грустно (не из-за Штанцлер)) Хотела бы сказать «хорошо, что Штанцлер не успел его подставить под удар, как получилось тогда с четверной дуэлью (и двумя Ариго)» но, собственно, для Дика разница вышла не большая.


А вот то, что Арлетта так относится к Дику, я вполне могу себе объяснить. Но и досаду вашу понимаю. Вам, мне кажется, все-таки бы хотелось для него более мягких обстоятельств. Но, вот я сейчас подумала: если бы Дика окружали более мягкие обстоятельства, а он все равно был бы Дик вы бы досадовали, наверное, ещё больше. А так, у Ричарда есть хоть какие-то объективные оправдания))


Насчёт Луиджи я с вами отчасти согласна, про удобство) там даже кто-то из героев (кажется Вальдес) про удобство таких страданий говорит. Но с другой стороны может Луиджи произошедшее настолько потрясло, что он до сих пор просто не может переключиться. 

А вот про вопросики к его ориентации я даже не знаю что сказать)) Мне кажется тот случай с птице-рыбо-Алвой был не показательным. Там эти барышни тащили наружу все что было на душе у пришедших и дружеские чувства и благодарность, ну и вот… Алва нашёлся) 

У меня по этой же теме больше вопросов к Марселю)) хотя, если честно я как-то незаметно его уже давно стала шипперить с Алвой (при всем уважении к обоим) Они просто очень друг другу подходят и, похоже, только Марсель сможет быть рядом с Алвой без вреда для себя, него и окружающего мира))

А Давенпорт вообще солнышко ясное)) все мы иногда бываем как он и можем смело пожать ему руку)) 

И то, что Марианна какая-то ну, не совсем человек как будто, я тоже думала) Мне вообще в какой-то момент начало казаться что она очеловечившаяся астера или что-то типа того, но видимо, нет.

Не буду спойлерить короче, но думаю, вы со мной согласитесь в итоге)



ну, я уже говорила, что я к Дику отношусь примерно как к снюхавшемуся или сколовшемуся соседскому ребенку (к счастью не знаю, таких, просто представляю), который в детстве трогательно помогал сумки с остановки автобуса донести, а потом весь подъезд невольно выдохнул, потому что само его существование с дебошами, кражами и всем прочим сопутствующим уже стало для всех в тягость. я не считаю дика хорошим человеком, но действительно во многом виню его окружение, хотя в принципе, его во многом и окружали достаточно мягкие обстоятельства (тот же алва может с ложечки его и не кормил, но зато сделал кучу всего для него, хотя лучше всего мне кажется было бы его отправить назад в Надор или в ту же Торку). но у нас есть пример, скажем, того же Жермона, его тоже не любила мать, да еще как (родила не от того), тяготила тайна, почему отец так обошелся, и прочее, но он хорошим человеком стал. а так даже иногда в одном семействе бывает, вроде от одних родителей дети, воспитывались одними и теми же людьми (хотя обстоятельства конечно никогда не бывают одинаковыми), а выросли один туда, другой сюда. так что я в принципе согласна, что из дика бы ничего путное не вышло (хотя этот вопрос всегда будет стоять, а что если... но я думаю, что даже если бы не было происков катарины со штанцлером, его бы рано или поздно поманили Раканом и он бы не устоял), просто да, есть досада, что все его расчеловичили. Арлетта даже в продаже утвари из особняка Алвы обвинила, вот тут она меня если честно даже вывела из себя. хотя я ее понимаю, как ее не понять... я вот думаю, а что если так никто никогда и не узнает ничего, и тела Дика не найдет (потому что там неизвестно конечно, что произошло, я уже и так и сяк прикидывала, отец Герман с Паоло сказали, что он присягнул своей Королеве холодной кровью, а с "черном вигваме", как я его называю, он ушел с Альдо...), как-то грустно все равно.

вы правы, Луиджи может быть просто потрясен, поэтому я и пишу что вопросик. Еще бы, красивая девушка, понравилась, и тут такое. говоря о его ориентации, я еще беру во внимание, что он ни на пантерок не клюнул, ни потом особо на женщин не смотрел, пока тут про сны о Мэллит не стали говорить. но, конечно, это может быть ПТСР. а то, что ему Алву "показали", вообще если честно не известно, был ли там именно сексуальный подтекст, а так Луиджи, конечно, к нему проникся, потому что тот спас ему жизнь (и даже больше мне кажется, потому что само это взаимодействие было эпичное). А насчет Марселя, несмотря ни на что, я для себя решила, что он бисексуал. Потому что по бабам он бегал достаточно активно (правда, все за кадром, но вроде действительно было), однако при этом он всегда смотрит на мужчин оценивающе. Не в сексуальном плане, просто обращает на их привлекательность внимание. Дика даже заценил, в ту ночь, когда Рожа упала. И Алву он хотел к Марианне затащить, я если честно ожидала МЖМ с некоторыми вытекающими. :))))))))))))))))) А вот из женщин после всей этой заварушки он по-моему заценил только Матильду, что она хороша для своих лет, и мне показалось, что это было прям вот... по-мужски, если можно так выразиться, хотя это не то слово, просто не знаю, какое подобрать. Короче, он как женщину ее оценил. Меня единственное, что напрягает, это то, что у Марселя долгое время прослеживалось разделение на плотскую и возвышенную, рыцарскую любовь (опять-таки не то слово, но скажу так, чтобы было проще для понимания). Но я это списываю на особенности автора, у нее это часто всплывает у мужских персонажей, но вроде бы как ружье только у Дика выстрелило (я имею в виду, что Франческу он, Марсель, долго возвышал, как светлый образ, при этом никаких "таких" мыслей о ней у него на ее счет не было). А еще вот тут прям перед тем, как Рокэ провалился в эту загадочную дыру, он сказал Марселю, что ему, похоже, придется жениться на Елене, либо ему, либо еще кому-то, я уже забыла кому. Я еще подумала, не жирновато ли простому виконту, наследнику графа (хотя мне кажется, что в Талиге аристократия уже отживший социальный институт, всем по сути пофиг на титулы), но с другой стороны я ловлю себя на мысли, что это был бы очень удачный и здоровый союз, но... чисто платонический. Политический. :)