Больше рецензий

marguzza

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 января 2023 г. 15:49

192

5 для тех, кому очевидное – невероятное


Так-с, третья книга прочитана.

Конечно, я не удержалась и пошла листать рецензии (не только здесь). И брови мои немедленно поползли вверх, ибо вот топ претензий: затянутое морское сражение, лишние новые персонажи, Алва – совсем нереальный супергерой и не меняется, условно сомневающихся персонажей окрасили в чёрные тона и (даже) автор сделала всех женщин какими-то не такими(!).

«Оооокей», — мысленно протянула я, вернув брови на место, и, вместо того чтобы с пол-оборота начать захлёбываться восторгом, пошла работать с возражениями.

Итак. 

Морское сражение. Что ж, мне его, пожалуй, даже не хватило. Когда читаешь книгу (да не простую, а эпическую) с дядьками при оружии на обложках, которое не для красоты, а для дела, странно хотеть поменьше битв и побольше… чего? С учётом того, что политики там в достатке, а рефлексии и экзальтации (да, Робер? да, Дик?) тоже хватает, вычёркивать воинов на войне было бы странно. Что ж это за объективная картина слома эпох без скрещённых клинков, стреляющих пистолетов, взрывов, криков и льющейся крови? А имея в виду локацию (и ура, соленые пенные брызги, галеры и галеоны, морская романтика, мне вас не хватало), получается самое то. В конце концов, как объяснить победу без дополнительных флотских сил? А вот так, расскажем. 

Хотите дам в платьях с оборками и томных вздохов? - и без этого никуда, но главный герой книги - Талиг, государство, которое раздирают внутренние противоречия, «освобождают» реакционные «освободители» и «трепетно любят» соседи, и за него сражаются и умирают (разные люди и по-разному: кто-то на поле брани, кто-то в кабинетах). И не показывать как это происходит - было бы не простительно. 

Едем дальше.

Новые персонажи, новые фокалы, новые ненадёжные рассказчики (коими являются вообще все) и почему это хорошо. Да потому, что полотно повествования становится объемнее, и чтобы увидеть его со всех сторон (и сделать выводы своей головой, именно своей, да, Дик?), нужно больше точек зрения. Эпичность, она такая. Нам, читателям, нужны свои агенты – глаза и уши везде, чтобы уследить, чтобы быть во всех местах, чтобы черпать информацию и иметь возможность структурировать ее во что-то более менее объективное. К слову, автор не собирается упрощать нам задачу, она намеренно (во всяком случае пока) не позволяет нам влезть в голову ключевых персонажей, узнать их настоящие мотивы. И это круто. 

Алва. Ненастоящий и какой-то прям супер-пупер герой. Ну да, ну да, куча реальных героев реальной Земной истории, сотворивших, казалось бы, невозможные вещи и своим примером доказавших, что чудо - это не про бога, а про силу воли, характер и ум человека, дружно идут на фиг. 

И, кстати, любители ненадежных рассказчиков, обратите внимание, что мы видим его только чужими глазами, лично нам Рокэ Алва не считает нужным отчитываться, как сильно у него болит голова или рука (которая бойцов колоть устала), или натерты ноги и вообще как хочется залезть поглубже и тихо издохнуть, лишь бы отстали.

По поводу отсутствия развития - тоже мимо. Алва - взрослый дядька, вполне и давно сформировавшаяся личность, причём цельная, особенно меняться ему пока некуда, на данном этапе его цель, как персонажа, преодолевать препятствия, которые ему устраивают как раз очень даже развивающиеся граждане, пока что он (как и ещё пара героев) - своего рода константа, но при этом загадка, которую требуется однажды разгадать. И если загадка будет меняться, оставаясь неразгаданной, – исчезнет весь смысл. 

Подобрались к пункту про бедных очерненных героев. Вот это, пожалуй, мое любимое. Что ж, если Некто кормил вас пирожками и тумаками, а потом пирожки закончились и остались только тумаки, кто очерняет Некто? Мельник, у которого сгорела мельница? Кондитер, закрывший лавку с пирожками? Вы, которому не нравятся тумаки? 

Нужны какие-то дополнительные пояснения? 

Автор три тома прописывала развитие этих персонажей, обоснуя там выше крыши, но вам не нравится, что это самое развитие пошло не туда, куда бы вам хотелось. Уж извините, это не сказка про пони и радугу, в этой книге, несмотря на мистику, слишком много из жизни (которая за окном). Настолько много, что порой хочется выть. 

Ну и женщины. Странно обвинять автора с сексизме, коль она сама женского пола, но допустим. Отличные в книге женщины, хочу вам сказать. Разные: умные и глупые, молодые и не очень, красивые и обычные, а вот хорошие или плохие - тут уж зависит от вас, любую умную женщину можно обозвать стервой, если она не на вашей стороне. Ну а верещащих от киркорелл девиц лично я, как арахнофоб со стажем, могу понять. 

Короче. Книга - отличная. Что будет дальше - посмотрим, дальше тоже больше ругают, и, надеюсь, снова несправедливо (не хочу бросать свою зависимость от серии, хочу кайфа). 

Вообще первые три книги

великолепное пособие для мамкиных политиков: про лозунги и про реальные дела, про меньшее зло и вредные принципы, про ошибки и способность обращать их себе  во благо, про слезу ребёнка и сложные решения, про «за все хорошее против всего плохого» и к чему это может привести.

Роман Камши даёт пищу для размышлений и повод для долгих дискуссий, и я считаю, что это главный признак действительно хорошей книги.

Комментарии


Я не стала дочитывать вашу рецензию, потому что еще не дочитала книгу. Вернусь позднее. Но! Как же Вы правы насчет восприятия Алвы глазами других! В первых частях, не знаю, как дальше будет, этот прием зеркальный: самые важные персонажи для истории, Ворон и Альдо, никогда не получают от Веры Викторовны "микрофон". Разве мы порой не видим людей в ореоле полубожественного свечения? Или, напротив, иногда не замечаем того, что стоило бы, сознательно или не сознательно? То-то.


Да-да, это отличный приём, и «чем дальше в лес», тем больше точек зрения, что я считаю плюсом)

мне жаль только, что насколько я слышала в дальнейших книгах будет меньше про Монсеньора, это минууууус. хотя так посмотреть на фанатов, они в основном все любят Робера (мне он не нравится почему-то) и Валентина Придда. ну или мне так показалось, хд.


А мне вот нравился Робер (все, что сейчас говорю, относится к прочитанным 3,5 книгам), но недолго: он как будто в болотах Ренхвахи позвоночник оставил  и,  хоть и мыслит правильно, все время ведомый либо другими, либо (как он считает) судьбой. И рефлексирует, рефлексирует, хочется ему уже по щекам надавать и потребовать, чтоб взял себя в руки и начал действовать. 
Да, дорогого Монсеньора пока что(дальше не знаю)) станет меньше, но, как говорится, с именем его на устах, забыт он точно не будет) И каждая встреча от ожидания будет только слаще)
Мой однозначный любимчик (Рокэ - язык не поворачивается любимчиком назвать, он много-много выше слов) теперь Марсель Валме (и его любовь к Монсеньору, я считаю, одна из самых трепетных и бескорыстных), вот человек действия, а не нытья (уж прости, Робер). 
Интересно, что вы о нем скажете к середине четвёртой книги)

о, вы четвертую читаете? я к сожалению могу только слушать, преимущественно, поэтому только на третьей сейчас, хотя я летом еще прочитала вторую. а с аудиокнигой мурыжили почти полгода (наверное), вообще сомневаюсь, что дальше что-то будет, какое-то продолжение. :/ С "Ликом..." у меня была надежда, поскольку сама автор еще летом писала, что аудио на сведении находится.

мои пожелания вам, чтобы продолжение понравилось!
А так вы описали примерно за что мне не нравится Робер. Он, как раньше говорили, "млявый". Если например Ричарда мне очень жалко до одури (это относится к 2 прочитанным книгам, может дальше бесить начнет), то Робера как-то даже не жалко. Вот так вот. Но я так поняла, что дальше его будет больше, может там что-то таится такое, за что его все любят.

Да, вы меня удивили насчет Марселя, он пока мне кажется проходным достаточно персонажем, пусть и интересным за счет своего распутства и того, что через него мы можем подглядывать за ненаглядным кэналлийцем, хд. Посмотрим! Точнее, приглядимся.

А насчет Валентина, хорошо, что так, больше интересных персов! В сериале классный парнишка его играет, забавный. Но я честно говоря думаю, что сериал возможно вообще не выйдет. Точнее говоря, не удивлюсь.


я первые две прослушала в шикарной озвучке, потом искала-искала, поняла, что читательская ломка не может ждать и пошла искать бумажную. а с учётом того, что слушали аудио мы вместе с сестрой (сразу и обсуждали по ходу), пришлось читать вслух, чтоб не нарушать традицию. в итоге - больше 700 стр за 10 дней))) 
теперь первый том «Зимнего излома» уже на середине, видимо «Отблески» отточат мою дикцию до совершенства)
Дика тоже было жалко, но, имхо, все у парня в голове безнадёжно было изначально (спойлерить не буду): то ли наследственность, то ли диагноз.
А Робер (какое интересное слово «млявый, надо запомнить))- он может хоть 1000 раз правильно думать, но когда в очередной раз он делает вопреки своим мыслям или не делает ничего, уважение быстро растворяется. Он мне, если честно, алкоголика напоминает: ох, да, я алкоголик, признаю это, жалею всех вокруг и особенно себя, се ля ви, дайте стопочку.
Марсель он вроде такой эгегей пустобрёх и пижон, но… вот, пожалуй, относительно близкий референс к нему - виконт Юлиан (он же Лютик) из книг Сапковского. Ну это на момент половины четвёртой книги вывод (я вообще боюсь какие-либо далеко идущие выводы делать)))
А сериальный Валентин вообще на Валентина не похож) И, кажется, он был вместе с Ричардом и Ко в старой галерее в Лаик? Хм-хм. Но я б посмотрела сериал дальше чисто из любопытства (если только выйдет). 

блин, как здорово, что вы вслух читаете и еще с компанией. а у меня нагрузка была на работе огромная все это время, да и сейчас: я вторую книгу частично прочитала, потому что был отпуск, и уже не могла ждать пока декламатор 20 часов будет начитывать, а насчет третьей я поняла, что просто-напросто не смогу работать. так и выходит, пока иду домой слушаю, потом дома еще перечитываю какие-то непонятные моменты, и потом читаю дальше. и сейчас вот сижу думаю о книге ахахах. но дальше, если книга понравится, буду наверное читать электронку, потому что бумажная книга тоже неизвестно когда выйдет, автор писала, что там куча сложностей (мне кажется, правда, что одна из основных сложностей это то, что ей нужно дописать повесть, которую традиционно в начало вставляют, а она у нее не дописанная вроде), на аудиокниги я больше надеяться не буду.

причем кстати самое странное, что по некоторым книгам цикла есть аудиокниги, даже в майбуке, то есть видимо они не самиздатовские. но не по первым! даже странно.
не, я тоже думаю, что у Дика все безнадежно там, даже без знания каких-то обстоятельств, которые дальше будут. но от этого и жалко его, правда я вот еще размышляла, что так им манипулировали в первой и второй части, а как он, бедняга, мог сопротивляться, когда ему втемяшили какой-то мусор в голову. имхо я даже не знаю, как я бы поступила в конце 2 книги, не хочу даже думать об этом.
вот кстати да, про выводы. я пару раз сунулась в группу автора вконтакте и убежала оттуда сверкая пятками. и вообще не лезу ни в какие разговоры с тру-фанатами, мне кажется, это невозможно, пока все не прочитаешь, ахаха. в этом плане конечно фандом достаточно закрытый и агрессивный у "Отблесков".
был, там все были эти мальчики-зайчики, ахах. а те, что были в книге, в сериале отсутствовали. я правда надеялась, что они дальше как-то поучаствуют в повествовании (ну естественно кроме того, что сгинул), поскольку симпатичные персонажи-то вроде как, но нет. :/


у Дика есть изумительная способность или свойство подстраивать факты под ту картину мира, которая ему предпочтительней в данный момент. Алва ошибся, полагая, что Дику можно в голову вложить правильный образ картины мира, нормальным отношением и нормальными поступками. и ведь ему же нравился пацанёнок. но Дикон все перечеркнул, все, и даже слова Оноре про Рокэ  забыл, выветрилось напрочь( и автор права, что такие персонажи встречаются в жизни.
ой, в фандомы давно не лезу, там такие страсти, что оставлю своё «бесценное» мнение при себе)) битва ради битвы бессмысленна, а интересного собеседника можно найти невзначай и вне фандомных омутов, вот как мы здесь с вами нашлись) 
просто тихонечко пялюсь на арты вне обсуждений и порой офигеваю от слэшеров))
а в сериале, по ходу, Эстебану выделили роли больше, чем он имел в книге))

ну, возможно по этой части личности Дика мне нужно немного больше прочитать из 3 книги, пока мне его поведение видится в худшем случае защитной реакцией человека, который неподготовленным оказался в пучине страстей, где рыбы все как-то крупные да хищные.

арты даааа, мне еще нравится, когда художники обыгрывают внешность актеров из сериала, как-то интересно выходит. а вот картинки которые типа "официальные" я так понимаю (не знаю, кто их автор) мне как-то не заходят. :/ которые на старых обложках еще.

ой, они просто нашли смазливого вьюношу на роль Эстебана, как же его так сразу слить, ахах.


О, сериальные мальчики-зайчики в повествовании ещё поучаствуют позже и почти все. Даже тот что сгинул)
Правда в оригинале не особо они все зайчики, а кое-кто вообще дикая свинья))

Валентин ой как не прост. Пока что не могу сказать, что нравится-нравится, но интересен, причём весьма. 
Кстати, его вот в сериале обаяшкой сделали и друганом Дика (меня даже от его имени типает), хе-хе. Крайне любопытно, как они выкрутятся. 

Мне понравилась очень ваша рецензия, поэтому решила обратиться за беседой именно к вам. Что думаете про странное завершение несостоявшейся казни Фердинанда? Вернее про паранормальщину, охватившую Эпинэ и его коня...

Я ничего не поняла и не могу отыскать ответы. Это Робер помог Ворону прорваться через охрану? Какие-то рубящие людей молнии, всадники, вид "с двух сторон"...



там дальше будет этому объяснение) могу рассказать, но это будет спойлер)