Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 декабря 2022 г. 22:47

4K

4 Почти как у людей

Данная научно-популярная книга не производит впечатления цельной работы. Это, скорее, сборник небольших и достаточно разноплановых эссе. Сказать, что их объединяет стремление автора продемонстрировать свой ключевой тезис о происхождении морали, можно с натяжкой.
Одни главы, достаточно интересные и познавательные, отражают результаты многолетних авторских наблюдений за животными, в первую очередь приматами. В других автор пространно рассуждает о знаменитой картине-триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Мне показалось, что художественные интерпретации, не лишённые налёта дилетантизма, занимают непропорционально большое от объёма книги количество страниц. В какой-то момент просто становится скучно знакомиться с догадками, что мог хотеть сказать художник Раннего Нового времени, населяя свой Ад и Рай множеством причудливых образов. Но если вы любитель живописи Босха, вам, возможно, это будет интересно.

Другой момент, который мне показался не совсем уместным в книге, связан с критикой автором таких личностей, как Кристофер Хитченс и Ричард Докинз. Франсу де Ваалю не нравится их слишком ярко выраженный атеизм. Он уважает и, по сути, разделяет их позицию, но вопрошает «зачем же спать яростно?» С этим можно отчасти согласиться, но подробный разбор позиции других авторов кажется мне лишним. Он мало что добавляет к ключевым идеям книги. Мысль автора, что не следует подменять одну догму другой, скажем, религиозную догму - научной, понятна.

Несмотря на эти и некоторые другие моменты, я не стала ощутимо снижать книге оценку и округлила её примерно с 3.7 баллов.
Положительные составляющие книги перевешивает чашу весов в свою пользу. Перейдём к ним.

Наблюдая и изучая поведение животных, Франс де Вааль приходит к выводам в духе осторожного оптимизма*. Истоки морали и нравственности следует искать в человеческой биологии и в животном мире. Эмпатия, взаимная поддержка, планирование и кооперация присущи не только людям и даже не только приматам. Изучение поведения крыс выявило наличие у этих животных способности взаимодействовать и помогать друг другу.

Автор приходит к выводу, что мораль в определённой форме существовала в человеческих сообществах задолго до возникновения религий или гуманистических философских течений. Мораль идёт снизу и основывается на эмоциях. Так, выбор в пользу доброго поступка часто совершается на эмоциональном уровне. Определённые нравственные принципы укрепились, потому что давали эволюционные преимущества. Вааль критикует теорию лакировки (человеческая мораль - это тонкий внешний слой) и убеждён, что альтруизм - часть нашей биологии. Для многих людей характерна способность сопереживать ближним, развившаяся в результате эволюции. Исключение могут составлять психопаты.
Автор уверен, что наша способность к состраданию и помощи выходит за рамки как реципрокного (взаимного) альтруизма, так и т.н. эгоистического альтруизма.
Первый основан, по-простому говоря, на принципе я помогу тебе сегодня, чтобы ты помог мне завтра.
Второй вид альтруизма подразумевает поддержку тех, кто связан с нами генетически.
В основе лежит желание людей, чтобы их генетический код воспроизводился и сохранялся.
Однако, как мы знаем, люди способны на бескорыстную помощь. Более того, они могут жертвовать своим благополучием или даже рисковать жизнью, поддерживая тех, кого несправедливо угнетают.
Некоторые объясняют такое поведение религиозным чувством. Другие - стремлением людей к получению социального одобрения.
Учёный считает, что корни уходят в нашу биологию. Стремление к социальной справедливости, по крайней мере в его зачаточной форме, встречается у разных представителей фауны.

Пример заботы о слабых
Макака-резус Азалия родилась с тремя копиями одной хромосомы, в точности как при синдроме Дауна у людей. Кроме того, родилась она у самки, уже перешагнувшей порог того возраста, в котором макаки обычно беременеют. Азалия выросла в зоопарке в большой группе обезьян и все время сильно отставала и в двигательном развитии, и в социальных навыках. Она частенько совершала немыслимые нарушения обычаев: так, она запросто могла пригрозить альфа-самцу. Вообще, макаки-резус сурово наказывают всякого, кто нарушает правила, но Азалии все сходило с рук, как будто остальные обезьяны понимали, что никакая взбучка не изменит ее состояния.
свернуть

Франс де Вааль подробно останавливается на высших приматах - шимпанзе и бонобо. Их отличают разные темпераменты. Шимпанзе присущ агрессивный напор, тогда как бонобо - существа миролюбивые и любвеобильные. Общество бонобо матриархально. Аргумент для тех, кто поддерживает женское лидерство в человеческих социумах. В отличие от шимпанзе, бонобо стараются разрешать конфликты сексом.
Они легко переходят от гнева к сексу.
Многочисленные эксперименты подтвердили, что и шимпанзе, и бонобо наделены социальными навыками и умением обращать внимание на чувства друг друга. Им не нравится, когда еду распределяют несправедливо, даже если им самим при этом достаются самые лакомые кусочки. Как и (некоторые) Хомо Сапиенсы, приматы замечают несправедливость и не могут получать от жизни удовольствие, если рядом представители одного с ними биологического вида страдают. При этом эта способность распространяется не только на родственные особи, но и на абсолютных незнакомцев.

Один из множества примеров просоциального поведения у приматов
Тем не менее все наши усилия окупились, потому что нам впервые удалось продемонстрировать, что шимпанзе небезразлично благо других. Настойчивость Вики, новая схема эксперимента и наше с шимпанзе взаимопонимание сыграли свою роль. В самом первом тесте участвовали две неродственные самки, Пеони и Рита. Мы устроили их в отдельных вольерах и выдали Пеони ведро, наполненное цветными фишками. Это были небольшие одинаковые кусочки пластиковой трубки, различавшиеся только по цвету: половина из них была зеленого цвета, другая половина — красного. Мы попросили Пеони доставать из ведра по одной фишке и давать нам. Какую бы фишку она ни достала, она всегда получала награду. Единственная разница состояла в том, что получала при этом Рита. Красные фишки были «эгоистичными», потому что награду за них получала только Пеони, а зеленые — «просоциальными», потому что лакомство получали обе самки, и Пеони, и Рита. После многократного повторения процедуры Пеони начала выбирать зеленые фишки два раза из трех. В некоторых других парах шимпанзе мы наблюдали даже девять просоциальных фишек из десяти, но в среднем желание помочь партнеру примерно соответствовало тому, что мы наблюдали у Пеони. Шимпанзе делали это без особой охоты, но наверняка не случайно. С другой стороны, если в том же эксперименте участвовала только одна обезьяна, цвета фишек чередовались без всякой системы. Иными словами, для просоциального поведения обязательно был нужен партнер.
свернуть

Пользующиеся авторитетом шимпанзе нередко берут на себя роль арбитров и защищают слабых. Приматы, как и люди, усыновляют и растят неродных детей.
Бонобо и шимпанзе наделены эмоциями и даже умеют смеяться, когда им хорошо.

Автор справедливо предостерегает против антропоцентрических искажений. Исследователь должен правильно давать задание животному, учитывая его специфику.
В качестве примера Вааль приводит опыт с участием слона. Экспериментаторы, ставя перед слоном задачу дотянуться до высоко расположенного банана при помощи палки, не учитывали, что именно в хоботе у слонов расположено большинство обонятельных и осязательных рецепторов. Поэтому слон не мог воспользоваться палкой. Зато он прекрасно справился с поставленной задачей - добраться до банана, - используя ящики в качестве подставки. Слон проявил смекалку и готов был таскать ящики с большого расстояния.

Подводя итог, книга познавательна в той её части, где речь идёт об экспериментах и полевых исследованиях. Вааль увлекательно рассказывает о жизненном укладе приматов, с которым у человеческих обществ немало пересечений.
Однако книга лишена чёткой структуры. Повествование больше напоминает свободную беседу, а не обдуманную презентацию идей и наблюдений.

картинка nika_8

*Назвать этот оптимизм уверенным я никак не могу. Особенно после того как узнала о современных вызовах существованию бонобо - животных, которые умеют чувствовать и сопереживать незнакомцам. Естественная популяция этих приматов обитает в лесах Конго. За последние десятилетия она продолжает уменьшаться. Основные причины угрожающего сокращения количества бонобо - дефорестация и деятельность браконьеров, убивающих обезьян ради мяса и вылавливающих малышей ради незаконной продажи. Шимпанзе тоже под угрозой.
Де Вааль об этом практически ничего не пишет. По моему мнению, раскрыть глаза на то, что происходит с дикой природой, было бы более полезно, чем многословно рассуждать о смыслах, притаившихся за полотном Босха.

#Нон-фикшн 2022

Ветка комментариев


в некоторых случаях они помогают животным выжить (тем,которые под угрозой)

Да, наверное. Но и под угрозой многие виды из-за деятельности человека. Орангутаны, к примеру, находятся под угрозой в том числе из-за вырубки лесов под плантации масличных пальм...
Помню, когда я раньше заглядывала в зоопарки и замечала, что люди собираются шумными группками перед обиталищами обезьян, у меня было какое-то странное чувство.

Ясно. )

... но главное всё же, что книга была для меня в чём-то информативной)

Им нет нужды в приукрашивании.

Да.

скоро буду писать в рецензии о человеческом потенциале на добро и на зло

О! Жду с нетерпением, Кристина!)


замечала, что люди собираются шумными группками перед обиталищами обезьян, у меня было какое-то странное чувство.

Могу представить это чувство, Ника. Именно что шумные... Я зоопарки не защищаю, но не думаю, что просто не ходить туда  - - это решение вопроса. Животные, которые всю жизнь живут в неволе, уже не смогут жить на воле. Тем больше у зоопарков средств, чем лучше будут условия у этих животных. Как-то так мне кажется.


Животные, которые всю жизнь живут в неволе, уже не смогут жить на воле.

Ты права, Кристин... и про улучшение условий для обитателей зоопарков тоже права.
Но даже с этими допущениями мне не нравится сама идея, которая лежит в основе зоопарка. Хотя, конечно, зоопарки сегодня разные и условия в них разные. Не стоит, наверное, слишком обобщать.