Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 декабря 2022 г. 22:47

4K

4 Почти как у людей

Данная научно-популярная книга не производит впечатления цельной работы. Это, скорее, сборник небольших и достаточно разноплановых эссе. Сказать, что их объединяет стремление автора продемонстрировать свой ключевой тезис о происхождении морали, можно с натяжкой.
Одни главы, достаточно интересные и познавательные, отражают результаты многолетних авторских наблюдений за животными, в первую очередь приматами. В других автор пространно рассуждает о знаменитой картине-триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Мне показалось, что художественные интерпретации, не лишённые налёта дилетантизма, занимают непропорционально большое от объёма книги количество страниц. В какой-то момент просто становится скучно знакомиться с догадками, что мог хотеть сказать художник Раннего Нового времени, населяя свой Ад и Рай множеством причудливых образов. Но если вы любитель живописи Босха, вам, возможно, это будет интересно.

Другой момент, который мне показался не совсем уместным в книге, связан с критикой автором таких личностей, как Кристофер Хитченс и Ричард Докинз. Франсу де Ваалю не нравится их слишком ярко выраженный атеизм. Он уважает и, по сути, разделяет их позицию, но вопрошает «зачем же спать яростно?» С этим можно отчасти согласиться, но подробный разбор позиции других авторов кажется мне лишним. Он мало что добавляет к ключевым идеям книги. Мысль автора, что не следует подменять одну догму другой, скажем, религиозную догму - научной, понятна.

Несмотря на эти и некоторые другие моменты, я не стала ощутимо снижать книге оценку и округлила её примерно с 3.7 баллов.
Положительные составляющие книги перевешивает чашу весов в свою пользу. Перейдём к ним.

Наблюдая и изучая поведение животных, Франс де Вааль приходит к выводам в духе осторожного оптимизма*. Истоки морали и нравственности следует искать в человеческой биологии и в животном мире. Эмпатия, взаимная поддержка, планирование и кооперация присущи не только людям и даже не только приматам. Изучение поведения крыс выявило наличие у этих животных способности взаимодействовать и помогать друг другу.

Автор приходит к выводу, что мораль в определённой форме существовала в человеческих сообществах задолго до возникновения религий или гуманистических философских течений. Мораль идёт снизу и основывается на эмоциях. Так, выбор в пользу доброго поступка часто совершается на эмоциональном уровне. Определённые нравственные принципы укрепились, потому что давали эволюционные преимущества. Вааль критикует теорию лакировки (человеческая мораль - это тонкий внешний слой) и убеждён, что альтруизм - часть нашей биологии. Для многих людей характерна способность сопереживать ближним, развившаяся в результате эволюции. Исключение могут составлять психопаты.
Автор уверен, что наша способность к состраданию и помощи выходит за рамки как реципрокного (взаимного) альтруизма, так и т.н. эгоистического альтруизма.
Первый основан, по-простому говоря, на принципе я помогу тебе сегодня, чтобы ты помог мне завтра.
Второй вид альтруизма подразумевает поддержку тех, кто связан с нами генетически.
В основе лежит желание людей, чтобы их генетический код воспроизводился и сохранялся.
Однако, как мы знаем, люди способны на бескорыстную помощь. Более того, они могут жертвовать своим благополучием или даже рисковать жизнью, поддерживая тех, кого несправедливо угнетают.
Некоторые объясняют такое поведение религиозным чувством. Другие - стремлением людей к получению социального одобрения.
Учёный считает, что корни уходят в нашу биологию. Стремление к социальной справедливости, по крайней мере в его зачаточной форме, встречается у разных представителей фауны.

Пример заботы о слабых
Макака-резус Азалия родилась с тремя копиями одной хромосомы, в точности как при синдроме Дауна у людей. Кроме того, родилась она у самки, уже перешагнувшей порог того возраста, в котором макаки обычно беременеют. Азалия выросла в зоопарке в большой группе обезьян и все время сильно отставала и в двигательном развитии, и в социальных навыках. Она частенько совершала немыслимые нарушения обычаев: так, она запросто могла пригрозить альфа-самцу. Вообще, макаки-резус сурово наказывают всякого, кто нарушает правила, но Азалии все сходило с рук, как будто остальные обезьяны понимали, что никакая взбучка не изменит ее состояния.
свернуть

Франс де Вааль подробно останавливается на высших приматах - шимпанзе и бонобо. Их отличают разные темпераменты. Шимпанзе присущ агрессивный напор, тогда как бонобо - существа миролюбивые и любвеобильные. Общество бонобо матриархально. Аргумент для тех, кто поддерживает женское лидерство в человеческих социумах. В отличие от шимпанзе, бонобо стараются разрешать конфликты сексом.
Они легко переходят от гнева к сексу.
Многочисленные эксперименты подтвердили, что и шимпанзе, и бонобо наделены социальными навыками и умением обращать внимание на чувства друг друга. Им не нравится, когда еду распределяют несправедливо, даже если им самим при этом достаются самые лакомые кусочки. Как и (некоторые) Хомо Сапиенсы, приматы замечают несправедливость и не могут получать от жизни удовольствие, если рядом представители одного с ними биологического вида страдают. При этом эта способность распространяется не только на родственные особи, но и на абсолютных незнакомцев.

Один из множества примеров просоциального поведения у приматов
Тем не менее все наши усилия окупились, потому что нам впервые удалось продемонстрировать, что шимпанзе небезразлично благо других. Настойчивость Вики, новая схема эксперимента и наше с шимпанзе взаимопонимание сыграли свою роль. В самом первом тесте участвовали две неродственные самки, Пеони и Рита. Мы устроили их в отдельных вольерах и выдали Пеони ведро, наполненное цветными фишками. Это были небольшие одинаковые кусочки пластиковой трубки, различавшиеся только по цвету: половина из них была зеленого цвета, другая половина — красного. Мы попросили Пеони доставать из ведра по одной фишке и давать нам. Какую бы фишку она ни достала, она всегда получала награду. Единственная разница состояла в том, что получала при этом Рита. Красные фишки были «эгоистичными», потому что награду за них получала только Пеони, а зеленые — «просоциальными», потому что лакомство получали обе самки, и Пеони, и Рита. После многократного повторения процедуры Пеони начала выбирать зеленые фишки два раза из трех. В некоторых других парах шимпанзе мы наблюдали даже девять просоциальных фишек из десяти, но в среднем желание помочь партнеру примерно соответствовало тому, что мы наблюдали у Пеони. Шимпанзе делали это без особой охоты, но наверняка не случайно. С другой стороны, если в том же эксперименте участвовала только одна обезьяна, цвета фишек чередовались без всякой системы. Иными словами, для просоциального поведения обязательно был нужен партнер.
свернуть

Пользующиеся авторитетом шимпанзе нередко берут на себя роль арбитров и защищают слабых. Приматы, как и люди, усыновляют и растят неродных детей.
Бонобо и шимпанзе наделены эмоциями и даже умеют смеяться, когда им хорошо.

Автор справедливо предостерегает против антропоцентрических искажений. Исследователь должен правильно давать задание животному, учитывая его специфику.
В качестве примера Вааль приводит опыт с участием слона. Экспериментаторы, ставя перед слоном задачу дотянуться до высоко расположенного банана при помощи палки, не учитывали, что именно в хоботе у слонов расположено большинство обонятельных и осязательных рецепторов. Поэтому слон не мог воспользоваться палкой. Зато он прекрасно справился с поставленной задачей - добраться до банана, - используя ящики в качестве подставки. Слон проявил смекалку и готов был таскать ящики с большого расстояния.

Подводя итог, книга познавательна в той её части, где речь идёт об экспериментах и полевых исследованиях. Вааль увлекательно рассказывает о жизненном укладе приматов, с которым у человеческих обществ немало пересечений.
Однако книга лишена чёткой структуры. Повествование больше напоминает свободную беседу, а не обдуманную презентацию идей и наблюдений.

картинка nika_8

*Назвать этот оптимизм уверенным я никак не могу. Особенно после того как узнала о современных вызовах существованию бонобо - животных, которые умеют чувствовать и сопереживать незнакомцам. Естественная популяция этих приматов обитает в лесах Конго. За последние десятилетия она продолжает уменьшаться. Основные причины угрожающего сокращения количества бонобо - дефорестация и деятельность браконьеров, убивающих обезьян ради мяса и вылавливающих малышей ради незаконной продажи. Шимпанзе тоже под угрозой.
Де Вааль об этом практически ничего не пишет. По моему мнению, раскрыть глаза на то, что происходит с дикой природой, было бы более полезно, чем многословно рассуждать о смыслах, притаившихся за полотном Босха.

#Нон-фикшн 2022

Комментарии


Ахаха, какие же они милахи ))


Да-да, они просто очаровашки! )


Не удержалась и пересмотрела, как они смеются и играются :)


Ага :) Улыбку точно вызовут))


Классненько! Война кажется особенно дебильным развлечением после просмотра этого видео, где взаимодействуют не с помощью борьбы, а с помощью игры. Прямо представила, как пришёл какой-то агрессивный недоразвитый горилл, раскидал всех этих игривых умных милашек и стоит бьёт себя в грудь.


Вот теперь и я в красках представила себе эту грустную картину, напоминающую о хрупкости мира. Условный агрессивный горилл, которого ничего не волнует, кроме его силы, реальной или мнимой. Умным милашкам нужно не забывать о безопасности. Возможно, каким-то образом подружиться с другим условным гориллом, который их защитит при необходимости. Эх...


Ну вот так и получается, да, что либо сам наращивай агрессивность, либо ищи крышу. Которая при случае тебя так же и поимеет.


Ну да, выбор между сортами и оттенками плохого, так сказать... Остаётся наслаждаться игривыми днями)


По моему мнению, раскрыть глаза на то, что происходит с дикой природой, было бы более полезно, чем многословно рассуждать о смыслах, притаившихся за картиной Босха.

Согласна с тобой. Интересная статья.
И да, эмоции играют роль, чувствительность играет роль...


Спасибо, Наташа)
Да, мы же не роботы) Эмоции нужны и важны... И мне понравилось, как автор связал мораль, этику и представления о справедливости с эмоциями и нашей природой.


А когда нравится и оценка книге не зажимается, скажи?)


Ну да... тем более своё время на чтение мы уже потратили, зачем фиксироваться на недостатках? Лучше быть в меру щедрыми и выделять положительные моменты ;)


Лучше быть в меру щедрыми и выделять положительные моменты ;)

В точку!)


Как и (некоторые) Хомо Сапиенсы, приматы замечают несправедливость и не могут получать от жизни удовольствие, если рядом представители одного с ними биологического вида страдают. При этом эта способность распространяется не только на родственные особи, но и на абсолютных незнакомцев.

- да, тут ключевое слово - некоторые.


Да. Думаю, даже большой оптимист вряд ли сможет здесь возразить...
Наверное, можно добавить, что у некоторых сапиенсов природная эмпатия настолько ограничена, что они не могут увидеть чуть дальше и сопереживать кому-то, кроме самих себя или самых своих близких. Согласно экспериментам, приматы, как правило, эмпатируют тем, кто в поле их зрения. Только вот у них нет абстрактного мышления, которым, по идее, наделены люди. Не говоря уже об историческом опыте и способности к синтезу и анализу информации. По идее....


Как много ещё неизученного!


Это точно!


Ой, я тоже начинала читать эту книгу и поняла окончательно, что я не поклонница Босха)

А можешь что-то посоветовать другое на схожую тему?

Животных безумно жаль(


Вот оно что) Я рада, что я не одна такая, не поклонница Босха))

Вита, твой вопрос меня заставил задуматься. Я бы и сама что-нибудь прочитала на схожую тему, только без Босха и прочих отступлений... Слышала о книге Майкла Томаселло Becoming Human: A Theory of Ontogeny. Не знаю, есть ли перевод. На ЛЛ, кажется, только одна его книга отмечена Майкл Томаселло - Истоки человеческого общения.
Может быть, Роберт Сапольски - Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. Но меня там немного отпугивает объём.
Если найдёшь стоящую книгу по теме, дай знать)

Животных безумно жаль(

Очень жаль( Я перед написанием этой рецензии решила посмотреть несколько видео про жизнь обезьян. И зависла, наверное, на пару часов... Особенно трогательно, что маленьким бонобо, шимпанзе, орангутангам и гориллам необходимы забота и ласка. Без этого у них маленькие шансы выжить. К счастью, есть люди, которые отчасти заменяют матерей оставшимся сиротами малышам-приматам, которых удалось вызволить у браконьеров и торговцев животными. Потом их обычно реинтегрируют в естественную среду обитания. Но это тех, кого удалось спасти...


Ох, Сапольского я читала, но весь объем не осилила, а надо бы. Такое ощущение, что он охватил все что известно науке по этому поводу.

Спасибо за рассказ о бонобо и шимпанзе. Я малодушно не стала смотреть видео, но всей душой сочувствую животным.


Такое ощущение, что он охватил все что известно науке по этому поводу.

Наверное, такой широкий охват объясняет монументальный объём его книги)

не стала смотреть видео

Понимаю... ( я потом, чтобы немного разбавить настроение, посмотрела несколько очаровательных видео с приматами, где им хорошо.

Спасибо за диалог, Вита.


Вита, я ещё обратила внимание на Nicholas A. Christakis - Blueprint: The Evolutionary Origins of a Good Society.
Она, кажется, не переведена.
Аннотация любопытная и умеренно оптимистичная.


Сама я не в силах читать такие тексты, но надеюсь прочитать твой обзор)


Спасибо за подробную и интересную рецензию, Ника! Я из неё узнала новое про бонобо и шимпанзе, и не только. )

Положительные составляющие книги перевешивает чашу весов в свою пользу.

Это хорошо.  Но у меня почему-то ощущение, что ты натянула оценку книги. Что она тебе понравилась меньше, чем итоговая "4-ка".

  что альтруизм - часть нашей биологии.

Эта мысль мне нравится.Хотя ты правильно пишешь выше, что этот биологический альтруизм может быть очень узким и ограниченным. Хотелось бы больше человечности в хорошем понимании этого слова.

Исключение могут составлять психопаты.

Еще, наверно, нарциссы и энергетические вампиры.

дофорестация и деятельность браконьеров, убивающих обезьян ради мяса и вылавливающих малышей ради незаконной продажи.

Ужас!( Они что их едят?


Спасибо за отклик, Кристина!) Рецензия заняла время, но я с удовольствием погрузилась в тему, немного в ней порылась и открыла что-то для себя новое... И окончательно поняла, почему я не люблю зоопарки.

Что она тебе понравилась меньше, чем итоговая "4-ка".

Отчасти, да. Но я округлила, потому что другим нон-фикшн книгам тоже часто поднимала немного оценку. Для примера, книге Джулии Галеф про "мышление разведчика" или тому же Ричарду Докинзу.

Хотелось бы больше человечности в хорошем понимании этого слова.

Кристин, точно... И ты хорошо подчеркнула про человечность в хорошем понимании. В людях есть потенциал и на добро, и на зло. И специфические человеческие качества могут быть как со знаком "плюс", так и "минус", как бы банально это ни звучало.
А у обезьян, кстати, тоже бывает по-разному. Кто-то более эмпатичен, кто-то - нет. Как и у людей, характеры у них разные.
Но всё же природная эмпатия ограничена.

нарциссы и энергетические вампиры.

Ну да.
Благодаря твоему комменту, заметила опечатку. Спасибо) Дефорестация, конечно же.

Они что их едят?

Да, мясо взрослых особей... Но это не от хорошей жизни( Обстановка там очень неблагополучная(


И окончательно поняла, почему я не люблю зоопарки.

Помню, ты где-то об этом писала. Я тоже скорее не люблю. Но мне кажется, в некоторых случаях они помогают животным выжить (тем,которые под угрозой). Имею в виду современные зоопарки, а не то что было в прошлом.

Но я округлила, потому что другим нон-фикшн книгам тоже часто поднимала немного оценку.

Ясно. )

И специфические человеческие качества могут быть как со знаком "плюс", так и "минус", как бы банально это ни звучало.

Истины часто звучат просто,потому что они истины. Им нет нужды в приукрашивании.

Кстати, скоро буду писать в рецензии о человеческом потенциале  на добро и на зло

Дефорестация, конечно же.

Ника, я и не заметила. )

Но это не от хорошей жизни(

:(


в некоторых случаях они помогают животным выжить (тем,которые под угрозой)

Да, наверное. Но и под угрозой многие виды из-за деятельности человека. Орангутаны, к примеру, находятся под угрозой в том числе из-за вырубки лесов под плантации масличных пальм...
Помню, когда я раньше заглядывала в зоопарки и замечала, что люди собираются шумными группками перед обиталищами обезьян, у меня было какое-то странное чувство.

Ясно. )

... но главное всё же, что книга была для меня в чём-то информативной)

Им нет нужды в приукрашивании.

Да.

скоро буду писать в рецензии о человеческом потенциале на добро и на зло

О! Жду с нетерпением, Кристина!)


замечала, что люди собираются шумными группками перед обиталищами обезьян, у меня было какое-то странное чувство.

Могу представить это чувство, Ника. Именно что шумные... Я зоопарки не защищаю, но не думаю, что просто не ходить туда  - - это решение вопроса. Животные, которые всю жизнь живут в неволе, уже не смогут жить на воле. Тем больше у зоопарков средств, чем лучше будут условия у этих животных. Как-то так мне кажется.


Животные, которые всю жизнь живут в неволе, уже не смогут жить на воле.

Ты права, Кристин... и про улучшение условий для обитателей зоопарков тоже права.
Но даже с этими допущениями мне не нравится сама идея, которая лежит в основе зоопарка. Хотя, конечно, зоопарки сегодня разные и условия в них разные. Не стоит, наверное, слишком обобщать.


Для многих людей характерна способность сопереживать ближним, развившаяся в результате эволюции. Исключение могут составлять психопаты.

Можно, наверное, добавить и нарциссов, упомянутых Кристиной, а также социопатов и аутистов.

Общество бонобо матриархально. Аргумент для тех, кто поддерживает женское лидерство в человеческих социумах.

Интересно! )

Бонобо и шимпанзе наделены эмоциями и даже умеют смеяться, когда им хорошо.

И это хорошо отражено на видео про бонобо. Без улыбки его смотреть невозможно. )

Спасибо за познавательную рецензию, Ника! )


добавить и нарциссов, упомянутых Кристиной, а также социопатов и аутистов.

Да, наверное можно было бы их перечислить. Но автор, если я правильно помню, упоминает только психопатов. Всё-таки человеческая психология - не его профиль, он больше по животным.

Без улыбки его смотреть невозможно. )

Да! Видео поднимает настроение) Улыбка так и просится))

Спасибо за внимание, Людмила!)


Как-то прочитал у одного из современных философов психостатическое определение этологии: "Обычные люди говорят - посмотрите на животных, они совсем как мы! А этологи говорят - посмотрите на людей, они совсем как животные!" (не дословная цитата). В общем, об этой книги моно сказать, что это развернутый блог человека, определяющегося этологически. Познавательно в каком-то смысле.


Нам многому нужно научиться у бонобо!
И только добавить к этому механизмы предотвращения беременности :)


Звучит почти как предвыборная программа, к тому же вполне перспективная)

Нам многому нужно научиться у бонобо!

Тем более что они наши ближайшие родственники)