Больше рецензий

4 декабря 2022 г. 13:16

241

4.5 Взросление и становление личности

У всех у нас приходит такая пора, когда приходится покидать родительское гнездо и вступать во взрослую жизнь. И переход этот у каждого складывается по-разному. Кто-то рвётся в жизненное пространство без сожаления, оставляя позади себя беззаботное детство, кто-то осторожно вступает на новый путь, боязливо оглядываясь по сторонам. А иные вообще ощущают себя, словно былинка на ветру, случайно оторвавшаяся от чего-то родного, большого и тёплого, которая несётся, гонимая безжалостным жизненным ветром, пока не обрастёт защитными слоями и не зацепится за что-нибудь, чтобы превратится в самостоятельную и видимую фигуру.

Так и у нашего героя, а если быть точнее, то у самого автора произведения, поскольку оно автобиографично и является продолжением "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова - внука", пришла подобная пора, о которой он нам здесь очень увлекательно вещает через призму своих воспоминаний и ощущений, прожитых и прочувствованных, а также любезно изложенных потом на бумаге на радость благодарного читателя. И, ностальгируя о своём детском восприятии жизни, пишет :

О, где ты, волшебный мир, Шехеразада человеческой жизни, с которым часто так неблагосклонно, грубо обходятся взрослые люди, разрушая его очарование насмешками и преждевременными речами! Ты, золотое время детского счастия, память которого так сладко и грустно волнует душу старика! Счастлив тот, кто имел его, кому есть что вспомнить!

И если в предыдущих двух частях Аксаков предстаёт перед нами очень чувствительным, восприимчивым и безусловно талантливым ребёнком, но очень изнеженным и болезненно привязанным к своей матери, то в этой части показан путь взросления, становления личности юноши, укрепления её психологической устойчивости и интеллектуального развития будущего писателя.

В стиле хронологического повествования изложены годы обучения Аксакова в гимназии. Его отношения с друзьями, учителями и наставником, который заложил в нём первоначальные истоки нравственности в глобальном смысле этого слова, о чём с благодарностью упоминает  сам автор.

Интересно наблюдать превращение ребёнка в подростка, а затем в юношу. Манера искренности, простоты и живого повествования сохраняется и здесь, как и в предыдущих двух частях. Но воспоминания, в отличии от принятой формы романа, несколько отличаются стилем письма, который имеет манеру перечисления событий описываемой жизни, поэтому я ограничилась лишь его периодом обучения в гимназии, отложив остальные части до лучших времён.

От души рекомендую познакомится со всеми тремя частями автобиографии Сергея Аксакова всем поклонникам Паустовского, Куприна, Пришвина, поскольку их проза, по моему восприятию, напоминает манеру письма данного автора и знакомит читателя с особенностью жизни наших предков уже достаточно далёкого прошлого.