Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

30 ноября 2022 г. 20:16

Лучшее на Лайвлибе

6K

4 Спойлер Пацан к успеху шел…

Прочесть данный роман - словно закрыть гештальт, уж больно известна эта книга, много лет она с молчаливым укором поглядывала на меня из вишлиста. При этом не скажу, что ожидания были слишком завышены, ведь после Джек Лондон - Маленькая хозяйка Большого дома я стала с опаской относиться к творчеству Дж. Лондона. В результате впечатления вполне положительные, особенно понравились автобиографические моменты, например, работа в прачечной или написание рассказов, подробности о самообразовании, которые вышли весьма правдоподобными, только теперь хочется прочесть биографию писателя, чтобы понять, какие детали в романе Лондон скопировал из своего опыта, а что изменил. Интересны и социалистические идеи автора, его рассуждения о буржуазии и о положении бедняков, столь несхожих слоях общества, которые живут по разным правилам, иначе воспринимают искусство, получают различное воспитание и образование.

Но было в романе и достаточно много спорных авторских решений, которые выглядели слишком шаблонными, искусственными и портили впечатление от книги. Это и высокопарные описания «губ как у херувима»,

цитата
Рот у него был бы совсем как у херувима, если бы он не имел обыкновения, когда сердился, крепко сжимать свои чувственные губы, что придавало ему какую-то суровость, строгость почти аскетическую. Это были губы воина и любовника
свернуть

да и почти вся романтическая линия, описание чувств, которые, на мой взгляд, плохо удались писателю, некая предсказуемость сюжета и то, что автор уж слишком симпатизировал Мартину, оттого наделил его «суперспособностями»: рассказы он пишет лучше всех, в философии тоже за пару месяцев постиг «истину» и после этого стал самоуверенно поучать всех остальных (особенно странно было читать о том, как он «важничал» перед будущим тестем, как оскорблял людей на семейном ужине у Руфи. Вот уж хороший способ расположить к себе отца невесты).

Удача, по закону жанра, не обошла главного героя стороной, поэтому он стал купаться в деньгах, все недоброжелатели стараются добиться его внимания, а отвергшая его девушка, конечно, пришла униженно просить о прощении. Возможно, писатель специально утрировал характер Мартина, сделал его этаким ницшеанцем, индивидуалистом, чтобы показать неправильность данного пути, так как, несмотря на то, что Мартин достиг успеха, у него нет крепкой жизненной опоры (ведь поставленная цель - добиться Руфи, как мы видим из книги, была весьма недолговечной), пропал смысл его существования и не хватило сил, чтобы жить. Возможно, как мистер Бэтлер, который испортил себе желудок, голодая в юности, Мартин тоже надорвался, повредил свою нервную систему, впал в депрессию и нужна была помощь врачей, чтобы преодолеть этот период.

Мне было интересно представить себя на месте Руфи или ее матери и оценить Идена не с точки зрения пристрастного автора, априори знающего, что его герой действительно умелый писатель и лишь по случайности никак не может добиться успеха, а как излишне самоуверенного новичка, который, не постигнув азов, уже уверен, что знает все лучше всех и достоин богатства. Интересны были дискуссии героев на тему образования, культуры, той же оперы, например. Любопытно было читать и о попытках Руфи переделать Мартина под себя, но не те моменты, когда автор повествует об «инстинкте женщины» или о пробуждении страсти в своей героине – эти «топорные» описания сильно портили впечатление от книги.

Подводя итог, думаю, что лучше эту книгу, как и другое творчество Джека Лондона, читать в юности, хотя в любом случае это произведение дает возможность задуматься над интересными вопросами.
картинка Tin-tinka

Спасибо,Оля belka_brun , за совет в НФ

Ветка комментариев


А я не говорю, что не понравилось) Мне понравилась часть, про книги да, хорошая и Горького тут как не вспомнить)

Но другая часть романа это индивидуализм против социализма, "право сильного" и романтика плохого качества.

Но вы, рабы, - сознавать себя рабом неприятно, согласен, - вы, рабы, мечтаете об обществе, не подчиняющемся великому закону эволюции. Вы хотите, чтобы хилые и неприспособленные не погибали. Вы хотите, чтобы слабые ели так же, как и сильные, и столько, сколько им хочется. Вы хотите, чтобы слабые наравне с сильными вступали в брак и производили потомство. Каков же будет результат всего этого? Сила и жизнеспособность человечества не будет возрастать с каждым поколением. Напротив. Она будет уменьшаться. Вот Немезида вашей рабской философии. Ваше рабское общество, существующее лишь ради рабов начнет постепенно слабеть и разрушаться, пока, наконец! совсем не погибнет. Помните, я исхожу из биологических законов, а не сентиментальной морали. Государство рабов существовать не может.
Хорош же он, ницшеанец, если поддается сентиментам и при первом же столкновении с действительностью начинает колебаться в своих взглядах; да в конце концов разве в данную минуту не та же рабская мораль сказывается в нем, разве его жалость к сестре не рабское чувство? Настоящий сильный человек должен быть выше жалости и сострадания. Эти чувства родились в подвалах и были лишь агонией и предсмертными судорогами слабых и несчастных.
Оно было не только обиталищем ее души, - оно было эманацией духа, чистейшим и прекраснейшим воплощением ее божественной сущности. Это впечатление божественности поразило Мартина и, рассеяв мечты, обратило его к более трезвым мыслям. До сих пор ни одно слово, ни одно указание, ни один намек на божественное не задевали его сознания. Мартин никогда не верил в божественное. Он всегда был человеком без религии и весело смеялся над священниками и над произведениями, толкующими о бессмертии души. Никакой жизни "там", говорил он себе, нет и быть не может; вся жизнь здесь, а дальше - вечный мрак. Но то, что он увидел в ее глазах, была именно душа - бессмертная душа, которая не может умереть. Ни один мужчина, ни одна женщина, которых он знал раньше, не вызывали в нем мыслей о бессмертии. А она вызвала! Она безмолвно шепнула ему об этом сразу, как только взглянула на него. Ее лицо и теперь сияло перед ним, бледное и серьезное, ласковое и выразительное, улыбающееся так нежно и сострадательно, как могут улыбаться только ангелы, и озаренное светом такой чистоты, о какой он и не подозревал никогда. Чистота ее ошеломила его и потрясла. Он знал, что существуют добро и зло, но мысль о чистоте как об одном из атрибутов живой жизни никогда не приходила ему в голову. А теперь - в ней - он видел эту чистоту, высшую степень доброты и непорочности, в сочетании которых и есть вечная жизнь.

Но опять же, портрет Мартина интересный, бывают и такие люди, любопытны его взгляды, только уж слишком все линейно автор изобразил, такой уж у него стиль и вот именно стиль писателя мне не очень близок.


Да? Мне казалось, что эти его воззрения лишь переходный этап но не конечная точка. В конечном итоге он с лихвой оправдался за такую несостоятельность по отношению к социальному вопросу в его другом произведении "Железная пята".)