Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

8 ноября 2013 г. 14:41

451

2

Пока многонациональный читательский мир пытается хвалить и ругать одну из главных больших книг 2013 года, "Инферно" Дэна Брауна, у русскоязычного читателя появилась отличная возможность сделать то же самое с произведением русскоязычного же автора, новая книга которого выходит бодрым 80.000-ным тиражом. Судя по всему, "Застава" - первая долетевшая птица отряда "погранцовых", и то ли ещё будет/может быть.

Много говорить об этой книге не хочется - она того не заслуживает. "Застава" банальна, вторична и абсолютно лишена ощущения прекрасного. Авторская чуйка подвела Сергея Лукьяненко: вместо флагмана новой серии имеет место быть произведение, как будто лежавшее в столе лет эдак 20 и выпущенное только потому, что в эпоху крайней народной популярности низкопробного чтива форм-фактора "Попаданец в ..." автору отчаянно захотелось увеличения количества дензнаков на собственных счетах. Если начать разбираться, дело может быть в чём угодно, но кого интересуют причины, если осечка - это осечка?

История персонажей "Заставы" - это самый избитый сюжет русской фантастики образца нулевых-десятых: многострадальные "попаданцы". Есть наш мир, есть мир где-то по соседству. Миры отчасти соприкасаются, из одного можно частично влиять на условия жизни в другом. Основная парадигма, отличающая Центрум от других миров - в нём не может существовать пластик. Именно поэтому мир застыл где-то в аналоге порубежья "земных" XVIII-XIX вв. Но дальше этого общего описания автор не идёт - никаких экскурсов, никаких сравнительных характеристик и духа чего-либо особенного, магического, невидимого задверья. Есть пара клиффхангеров, но по прочтению книги можно сделать вывод, что раскрывать их предполагается силами других авторов в последующих книгах серии.

О ты, хотевший получить стимпанк - огорчись. Его здесь, как выясняется, не подразумевалось - при том, что издатели интригующе подмигивали. При имеющихся исходниках вполне возможно было предположить, что автор двинется в этом направлении. Ничего подобного. Но это не настолько важно, а вот что важно, так это факт: мир не раскрыт абсолютно никак. Цитируя одного из ключевых персонажей, у Лукьяненко получилась "бьютофория". Несколько проскоков по вершкам = итоговое абсолютное непонимание, зачем защищать, скажем, Центрум от Земли, или Землю от Центрума, и нужно ли вообще что-либо защищать. Отдельной белой нитью проходит очень, очень, ОЧЕНЬ большое количество ненужного бытописательства "для объёма", абсолютно мыльного и ничего особенно не добавляющего ни смыслу, ни героям, ни описательным характеристикам истории.

Персонажи здесь блёклые, наполовину деревянные и одинаковые - отличить одного от другого получается с трудом: разговаривают одинаково, мыслят одинаково, мораль одинаковая, несмотря на возрастной разброс от 15 до 75. Так не бывает. Имена стираются в памяти достаточно быстро, характеры не развёрнуты. Среднестатистический лукьяненковский главный герой здесь растянут на пяток персонажей, и сделано это ровно с той степенью распылённости, чтобы хорошо не получился ни один.

Если говорить о структурном наполнении, история скачет. С совковых посиделок, пропитанных духом щщей, тополей на плющихах, лэнгвичем бывшего коммуниста и авторским продактъюзментом - к не вполне понятной в силу своей затянутости роад-стори -> к бытовому триллеру -> к стандартному попаданческому боевичку. Финал вызывает только один вопрос: зачем вообще было читать эту книгу. Во первых, никого ни жалко, никого, а во-вторых, никакой морали, никакой. Что же касается общего вектора мысли Лукьяненко, всё, что можно по этому поводу было сказать, сделал уже лет 15 назад старомудрый Джордж Карлин. И Лукьяненко ни нового ничего не выдал, ни на что-либо умнее не сподобился.

Итог: пустая, ординардная и, кажется, худшая книга господина Лукьяненко на настоящий момент. Отчасти потому, что это действительно слабый текст, отчасти - ввиду серийного характера истории. Жаль, что таланта вполне самобытного в своё время автора стало хватать только на то, чтобы "работу работать", писать макулатуру для нулевого читателя и больше следить за уровнем продаж собственных книг, чем уделять собственно творчеству. Вброс не прошёл.

Ветка комментариев


Я думаю, тут проблема не в том, кто может потянуть или не потянуть. А в целевой аудитории, которой надо впендюрить под 100.000 только бумажного тиража. Например, есть (учитывая фактически того же адресата) вполне годный к прочтению (и даже к визуализации) "Костотряс" Чери Прист с продолжениями (пока не изданными, что вряд ли случится, в итоге). Ну и что? 3000 экз. И есть куча читателей Лукьяненко, часть которых просто купят книгу, увидев знакомую фамилию, часть тоже, потому что первая часть купила, ну а остальные ещё по какой-нибудь причине, клюнут на замануху, новая серия, новый мир и т.п. И для издателя это будет считаться выполненной миссией.

В частной беседе вашего покорного с. с господином Лукьяненко мэтр упомянул о работе, которую он-де выполняет хорошо, потому, видимо, ему её и поручили. Ну так есть такое понятие как "работа", а есть такие как "талант" и "творчество" или "вдохновение". И они не обязательно соприкасаются, со знаком тождества. Это надо понимать.

В общем, очередной разбег на рубль.


Печально.
Мое частное наблюдение - сейчас издатели всё время пытаются откусить читателей у переводных авторов в пользу русскоязычных. Правда без большого успеха.
Хорошо выполнять работу для творческого человека это именно что имитировать хроническое вдохновение:) То есть определённый уровень мастеровитости наработан - ниже автор не падет. В теории. Тот же Кинг - у него есть разбег качества, но нижняя планка всё равно высокая за счёт мастеровитости. Из старых советских Пикуль был такой - писал много и крепко, без явных провалов за счёт мастеровитости.
А у Лукьяненко получается мастеровитости не хватило "дотянуть" до собственной планки.


По поводу планки - да, это и есть самое удручающее. Причем вдвойне: если бы в середине серии был бы вброс, тогда можно было бы списать на что-нибудь внутреннее, непопадение в атмосферу, ляпы по части биографии, неувязка с этическими вопросами или логической канвой, в общем, чем угодно. Но в нашем случае, когда за флагмана выдают какой-нибудь заурядный "номер пятьсот" из серии "Фантастический боевик"/"Народная фантастика"/"Русская современная фантастика", то впору задуматься о законодательном закреплении возможности вернуть деньги, и получить за это не только уплОченное, но и компенс морального вреда и потраченного впустую времени. Чтобы глагол жёг и заставлял думать.