Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

8 ноября 2013 г. 14:41

448

2

Пока многонациональный читательский мир пытается хвалить и ругать одну из главных больших книг 2013 года, "Инферно" Дэна Брауна, у русскоязычного читателя появилась отличная возможность сделать то же самое с произведением русскоязычного же автора, новая книга которого выходит бодрым 80.000-ным тиражом. Судя по всему, "Застава" - первая долетевшая птица отряда "погранцовых", и то ли ещё будет/может быть.

Много говорить об этой книге не хочется - она того не заслуживает. "Застава" банальна, вторична и абсолютно лишена ощущения прекрасного. Авторская чуйка подвела Сергея Лукьяненко: вместо флагмана новой серии имеет место быть произведение, как будто лежавшее в столе лет эдак 20 и выпущенное только потому, что в эпоху крайней народной популярности низкопробного чтива форм-фактора "Попаданец в ..." автору отчаянно захотелось увеличения количества дензнаков на собственных счетах. Если начать разбираться, дело может быть в чём угодно, но кого интересуют причины, если осечка - это осечка?

История персонажей "Заставы" - это самый избитый сюжет русской фантастики образца нулевых-десятых: многострадальные "попаданцы". Есть наш мир, есть мир где-то по соседству. Миры отчасти соприкасаются, из одного можно частично влиять на условия жизни в другом. Основная парадигма, отличающая Центрум от других миров - в нём не может существовать пластик. Именно поэтому мир застыл где-то в аналоге порубежья "земных" XVIII-XIX вв. Но дальше этого общего описания автор не идёт - никаких экскурсов, никаких сравнительных характеристик и духа чего-либо особенного, магического, невидимого задверья. Есть пара клиффхангеров, но по прочтению книги можно сделать вывод, что раскрывать их предполагается силами других авторов в последующих книгах серии.

О ты, хотевший получить стимпанк - огорчись. Его здесь, как выясняется, не подразумевалось - при том, что издатели интригующе подмигивали. При имеющихся исходниках вполне возможно было предположить, что автор двинется в этом направлении. Ничего подобного. Но это не настолько важно, а вот что важно, так это факт: мир не раскрыт абсолютно никак. Цитируя одного из ключевых персонажей, у Лукьяненко получилась "бьютофория". Несколько проскоков по вершкам = итоговое абсолютное непонимание, зачем защищать, скажем, Центрум от Земли, или Землю от Центрума, и нужно ли вообще что-либо защищать. Отдельной белой нитью проходит очень, очень, ОЧЕНЬ большое количество ненужного бытописательства "для объёма", абсолютно мыльного и ничего особенно не добавляющего ни смыслу, ни героям, ни описательным характеристикам истории.

Персонажи здесь блёклые, наполовину деревянные и одинаковые - отличить одного от другого получается с трудом: разговаривают одинаково, мыслят одинаково, мораль одинаковая, несмотря на возрастной разброс от 15 до 75. Так не бывает. Имена стираются в памяти достаточно быстро, характеры не развёрнуты. Среднестатистический лукьяненковский главный герой здесь растянут на пяток персонажей, и сделано это ровно с той степенью распылённости, чтобы хорошо не получился ни один.

Если говорить о структурном наполнении, история скачет. С совковых посиделок, пропитанных духом щщей, тополей на плющихах, лэнгвичем бывшего коммуниста и авторским продактъюзментом - к не вполне понятной в силу своей затянутости роад-стори -> к бытовому триллеру -> к стандартному попаданческому боевичку. Финал вызывает только один вопрос: зачем вообще было читать эту книгу. Во первых, никого ни жалко, никого, а во-вторых, никакой морали, никакой. Что же касается общего вектора мысли Лукьяненко, всё, что можно по этому поводу было сказать, сделал уже лет 15 назад старомудрый Джордж Карлин. И Лукьяненко ни нового ничего не выдал, ни на что-либо умнее не сподобился.

Итог: пустая, ординардная и, кажется, худшая книга господина Лукьяненко на настоящий момент. Отчасти потому, что это действительно слабый текст, отчасти - ввиду серийного характера истории. Жаль, что таланта вполне самобытного в своё время автора стало хватать только на то, чтобы "работу работать", писать макулатуру для нулевого читателя и больше следить за уровнем продаж собственных книг, чем уделять собственно творчеству. Вброс не прошёл.

Комментарии


Если всё так и есть, то это очень печально :(


Парень спёкся, точно тебе говорю. Если не брать в голову последние подростковые вещицы, мне почему-то казалось, что "Черновик" и уж тем более, скажем, "Чистовик" - это передышка перед чем-то действительно серьезным. Думал, это как раз относилось к "Пограничью" - вот он, новый выход в фантастический свет. Ничего подобного. Стало хуже, кратно причём. Донцовщина.


Ээх. Ладно. Заказал уже, дождусь, ознакомлюсь..


Я вот, не побоюсь этого, в электронке прочитал и рад. Лучшим элементом книги показалась обложка. Но это не тот тип искусства, за который хочется платить деньги, которые просят за.


Лучшим элементом книги показалась обложка.


Картинка неплохая (напоминает по стилю оформление кинговской серии), но шрифты-то какие гадкие!


Ну, как-то да, махровенько. С другой стороны, если брать в плане сочетаемости текста с обложкой, то есть, есть что-то общее.

А у тебя лисица очень крутая и точно стимпанковская на авке. Як звать?


Её зовут: "Вот тебе картинка, ставь на аву" (Граф Т.)


Редкое имя какое-то. Ненашенское. Ох уж эти графья с ихнею фразеологичностью. Премудрый Страшила, однако, был бы искренне счастлив, вплоть до почти религиозного экстаза, я почти уверен.


Обложка как раз весьма на стимпанк намекает. А вот Дже сообщает, что нет стимпанка :(( Значит, налицо введение потребителя в заблуждение, кхм.
Шрифты посмотрела. Основной нормальный, но колонтитулы действительно гадкие, тут ты верное слово подобрала.
Проглядела заодно несколько страниц. Божечки, как скучно-то :(


"Чистовик" - это передышка перед чем-то действительно серьезным. - Экий Вы, батенька, оптимист. Так не бывает в современной русскоязычной литературе после Этногенеза. Издатели подобно продюсерам с центральных каналов стали задавать авторам вопрос : на что будет похоже? - как главный. Некоторым малотиражным всё равно, а взрослые-то привыкли денег получать, они не могут взять тайм-аут на личный рост - то есть могут конечно, но жадничают и "столбят целевые группы" которым им нечего сказать. Вот зачем Лукьяненко с Пановым было марать чистое знамя стимпанка? Ведь не потянут же - сами знали, что не потянут. Ан нет - отметились. Хотя я плохо знаю русскоязычных фантастов и не представляю кто в принципе сегодня могу бы потянуть "правильный" (формульный) стимпанк.


Я думаю, тут проблема не в том, кто может потянуть или не потянуть. А в целевой аудитории, которой надо впендюрить под 100.000 только бумажного тиража. Например, есть (учитывая фактически того же адресата) вполне годный к прочтению (и даже к визуализации) "Костотряс" Чери Прист с продолжениями (пока не изданными, что вряд ли случится, в итоге). Ну и что? 3000 экз. И есть куча читателей Лукьяненко, часть которых просто купят книгу, увидев знакомую фамилию, часть тоже, потому что первая часть купила, ну а остальные ещё по какой-нибудь причине, клюнут на замануху, новая серия, новый мир и т.п. И для издателя это будет считаться выполненной миссией.

В частной беседе вашего покорного с. с господином Лукьяненко мэтр упомянул о работе, которую он-де выполняет хорошо, потому, видимо, ему её и поручили. Ну так есть такое понятие как "работа", а есть такие как "талант" и "творчество" или "вдохновение". И они не обязательно соприкасаются, со знаком тождества. Это надо понимать.

В общем, очередной разбег на рубль.


Что-то мне кажется, если убрать пару негативных характеристик и заменить на "среднюю температуру по больнице" - получится рецензия на любую книжку Лукьяненко.


Да нет, у него был "Спектр", были "Дозоры", были хорошие книжки в прошлом


Потому и "убрать пару негативных характеристик". Описанный шаблон подходит под каждый из романов Лукьяненко, что я читал, в том числе "Дозоры". "Спектр" вот не читал, увы.


Твои права на славу очень хрупки,
И если вычесть из заслуг
Ошибки юности и поздних лет уступки, —
Пиши пропало, милый друг.

А Некрасов-то прав: все эти "был" и "были" никак не извиняют теперешней писанины.


Теперешняя писанина не отменяет существования прежних. Я могу не слушать Металлику на альбомах последнего десятилетия, но до сих пор обожаю и переслушиваю творчество 80х - начала 90-х.


Не отменяет, но увы, и не подчёркивает. А сейчас вообще такое время, что произведения могут жить своей жизнью, без особенной привязки к автору. Наверное, это даже хорошо.


Да я-то имела в виду, что новые произведения всё же следует оценивать без оглядки на старые: "А зато он вот это хорошо написал".


Не спорю.


грусть-печаль :(


Он в жежешке уже жаловался, что с тиражом промахнулись - по динамике продаж не выбирается партия. Я еще у него написал, что судя по рецензиям это какая-то "Сталкериада" намечается с табуном авторов разных весовых категорий в одном цикле, и все это читать совсем не тянет.


Разве он жаловался? Там же дальше про то, что будут допечатывать. Зачем допечатывать то, что плохо продается?


В рекламу издательство вложилось (например, были баннеры в метро), надо продать столько, сколько отобьёт вложения. На 100 тысячах нет рентабельности, чтобы в ноль выйти им надо где-то ещё полтинник (50 тыс.) допечатать и распихать, а лучше ещё 100 тысяч. Расчёт выше мой и условный - по цифрам "Девятного спаса" Акунина.
Думаю, маркетологов посадят писаться хвалебные оды по форумам игроманов...


Ну я к тому, что его пост лично на меня не произвел впечатления, будто он хотел пожаловаться. По-моему, ровно наоборот: посетовал, что перестраховались и напечатали в первый заход только 80 тысяч.


Жадность фраера сгубила - есть такая не заслужено забытая народная мудрость.


А ещё есть такая: "В людях тороватым казался, а дома никому не сказался."


Шикарно:)))


Я не понимаю, какую мысль вы хотите выразить.


Лукьяненко уже пожадничал с тиражом, но всё равно жалеет, ибо после старта продаж ему вряд ли допечатают.


Мне кажется, у нас с вами странный какой-то диалог получается. Вы пост его читали? Что значит "вряд ли допечатают", если он пишет "к Новому году будут допечатывать тираж"?


Хорошо, проехали.


вы убили мою надежду :(


"Не я плюнул, я просто указал на"


Спасибо за рецензию, не буду читать.
Меня его "Конкуренты" весьма разочаровали, даже не ожидала. А дальше, значит, все хуже и хуже становится...((


Да, только время потеряете.


Спасибо за рецензию, пока воздержусь от чтения нового романа, а там посмотрим. Раннее творчество радовало...
Кстати, поправьте в рецензию тираж не сто, а 80 000 экз. Лукьнянеко сам подтвердил в блоге эту инфу.


Думал прочитать. Теперь точно не буду. :)


Читаю...Хорошо, что бумагу не купила - радовуюсь. Думала запоем, за ночь, как обычно - нифига, за неделю половину прожевала. Жутко и горько осознавать, что автор выдохся. Эх, где же ты любимый "Лабиринт отражений", "Спектр". Эхма((((


Джедаевич, ты только не обижайся, ты тут царь и все такое, и это не снобизм, просто я не первый раз заметил и решил сказать, это просто неграмотное, хоть и устойчивое словосочетание: http://www.gramota.ru/spravka/trudnosti/36_90


Да все нормально. Иногда злоупотребляю, время от времени даже специально. Так что в любом случае спасибо, Ник.


Меня год назад девушка лит редактор одернула)