Больше рецензий

5 августа 2022 г. 23:50

1K

5 Судьба одной семьи

Действие «Шума и ярости» происходит в Джефферсоне (Миссисипи). Основная сюжетная линия повествует о распаде и угасании одного из аристократических семейств американского Юга — Компсонов. В течение примерно 30 лет, описанных в романе, семья сталкивается с финансовым крахом, теряет религиозную веру и уважение в городке Джефферсоне, а многие члены семейства трагически заканчивают свою жизнь.

«Шум и я́рость», или «Звук и я́рость» (англ. The Sound and the Fury) — роман американского писателя Уильяма Фолкнера, опубликованный в 1929 году. «Шум и ярость», четвёртый роман Фолкнера, долгое время не имел коммерческой популярности.
В романе используется несколько стилей повествования, в том числе техника потока сознания, введённая такими европейскими писателями XX века, как Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф.

Четыре части романа связаны множеством одинаковых эпизодов, показывая их с различных точек зрения и, следовательно, ставя акценты на различных темах и событиях. Это переплетение и нелинейность структуры затрудняют создание достоверного краткого изложения.

Первая часть романа (7 апреля 1928 г.) написана от лица Бенджамина «Бенджи» Компсона, умственно неполноценного 33-летнего мужчины. Подробности его болезни неясны, но по некоторым признакам, он, возможно, страдает от олигофрении. Часть Бенджи характеризуется непоследовательностью и частыми хронологическими скачками.
У Бенджи очень меткие и точные передачи фраз родственников и собственных чувств на разные события, делая его наиболее искренним и честным рассказчиком этой истории.
Вторая часть (2 июня 1910 г.) посвящена Квентину Компсону, старшему брату Бенджи, и событиям, предшествовавшим его самоубийству. Квентин, будучи студентом Гарварда, описывает один учебный день (который он прогулял): встреча с диаконом, местными мальчишками на реке, одинокой девочкой в булочной и рассказ про дальнейший нелепый суд. И всё это переплетается с собственными мыслями, чувствами, эмоциями и воспоминаниями Квентина о семье: об отце, матери, разговорами с сестрой Кэдди и её будущим мужем. Связь мыслей и фраз в рассказе Квентина - более менее понятная (если попытаться - то можно понять о чём он думает и вспоминает: но тем не менее, это всё равно сложно), но тем не менее перед нам "бред" человека, который постепенно "сходит с ума".
Третья часть (6 апреля 1928 г.) рассказывается от лица Джейсона, младшего циничного брата Квентина. Данная часть кажется, ещё ближе приближает читателей к "основным конфликтам" в семействе Компсонов через "призму" наглой и циничной натуры самого Джейсона - который мечтает заняться бизнесом и "избавиться" от своих родственников.
В четвёртой части (8 апреля 1928 г.) Фолкнер вводит более объективного автора-наблюдателя и посвящает её Дилси - главной из чернокожих слуг, являющейся ярким контрастом к угасающей семье Компсонов. Восьмое апреля — пасхальное воскресенье, Дилси ведёт своё семейство и Бенджи в церковь для «цветных».

Фолкнер не пытается рассказать в романе о событиях в "прямом смысле" слова (в хронологическом порядке): он пытается их донести через обрывки чувств и фраз - "поток сознания" здесь представляется как "мироздание" человечества. Масштаб замысла и техника письма поражает своим размахом и энергией. Книга-масштаб. Книга-эмоция. Книга-молитва. Книга как "эксперимент со временем": время (физическое или ментальное) здесь решает судьбы людей, которые ему не подвластны. И вообще, каждая часть романа - это как главы жизни человека: в первые годы жизни, человек бесознателен как Бенджи, в юности - романтичный и странный как Квентин, в зрелом возрасте - своенравный и буйный как Джейсон, в пожилом возрасте - опытный и практичный как Дилси (это лично моя теория).

"Звук и ярость" - одна из самых прославленных и культовых книг XX века.
Книга, в которой реализм традиционной для южной прозы "семейной драмы" обрамляет бесконечные стилистически новаторские находки автора.
В сущности, на чисто сюжетном уровне драма преступления и инцеста, страсти и искупления, на основе которой строится "Звук и ярость", характерна для канонической "южной готики". Однако гений Фолкнера превращает ее в уникальное произведение, расширяющее границы литературной допустимости.

Несмотря на изначальную сложность восприятия, в этом "романе-ребусе" поднимаются понятные и человеческие темы, известные любому человеку и любой семье (несмотря на наличие многих шокирующих тем: инцест, кастрация, самоубийство). Феномен романа заключается в том, что Фолкнер попытался показать простое - сложным, через главных действующих лиц, "заглянув в их головы". И сделал это филигранно и мастерски. Ведь, обращаясь к Шекспиру (откуда взято название романа): "Жизнь — это тень ходячая, жалкий актёр, Который только час паясничает на сцене, Чтобы потом исчезнуть без следа; это рассказ,
Рассказанный кретином, полный шума и ярости, Но ничего не значащий".