Больше рецензий

25 июля 2022 г. 00:31

494

4 История трогательной, но нездоровой любви

Моё знакомство с Орханом Памуком началось с книги «Мои странные мысли». Я была в восторге. У Памука удивительный стиль: душевный и философский. Он словно подсвечивает обыденные вещи, придаёт им яркость и глубину. В его истории погружаешься с головой – они настолько увлекают, что на время даже забываешь про реальность. Его персонажи кажутся родными, и за них переживаешь чуть ли не сильнее, чем за самого себя.

Но от «Музея невинности» впечатления всё же противоречивые. В целом, наверное, мне скорее понравилось, чем нет.

Это история о безумной любви и страсти. Она трогательная и захватывающая – но губительная. Причём герои страдают не из-за обстоятельств, а из-за своих собственных решений. Они одержимы друг другом, но оба делают всё, чтобы не допустить счастливых отношений. Они годами с упоением причиняют боль друг другу и сами себе. В общем, ментальное садо-мазо. По атмосфере напоминает фильм «Влюбись в меня, если осмелишься».

В начале книга не нравилась мне совсем, и я её чуть не бросила. Чувствовала глубокое недоумение и раздражение. Главный герой, Кемаль, отвратительный тип: подлец, эгоист, а вдобавок ещё и клептоман. Он цинично использовал двух добрых и невинных девушек (любовницу Фюсун и невесту Сибель), которых угораздило ему довериться. Играл с их чувствами, врал им обеим. И ни малейших угрызений совести! Наоборот: ходил довольный собой и думал, какой он крутой альфа-самец.

Фюсун страстно мечтала стать актрисой, и Кемаль мог запросто ей помочь. И притворялся, что помогает – но на самом деле саботировал. Потому что, видите ли, он боялся, что если она станет известной, то у него появится много соперников. Это отвратительно! Я ненавидела Кемаля и, когда он страдал, вместо сочувствия испытывала праведное злорадство. Поделом ему!

Начало показалось мне абсурдным. 18-летняя красавица Фюсун, по которой сходили с ума чуть ли не все знакомые мужчины, внезапно с порога прыгает в постель к малознакомому 30-летнему мужику, почти что случайному прохожему. А он, глазом не моргнув, лишает её невинности. Хотя прекрасно знает, что мусульмане очень трепетно относятся к девичьей чести и после этого девушка сильно рискует вообще никогда не выйти замуж!

Мотивация героев совершенно не раскрыта. Фюсун, допустим, наивная и по-юношески безбашенная. Но он-то что! В 30 лет уже пора бы научиться думать головой, а не другим местом. И понимать, что такое ответственность. Но чёрта с два! Он не только не пытается её образумить (как поступил бы порядочный мужчина), но даже ни секунды не колеблется. Всё происходит так обыденно, словно это не лишение девственности, а всего лишь чаепитие. Такая ситуация может быть нормальной в нашей стране, но не в Турции с её строгими нравами.

Дальше сюжет становится более логичным. Герои по-прежнему вытворяют что-то странное – но причины поступков хоть как-то объясняются. И только ближе к концу книги начинаешь частично понимать мотивацию героев в этом абсурдном начале.

Фюсун – взбалмошная девчонка «без царя в голове». Она, как маленький ребёнок, воспринимает жизнь как игру и плохо представляет себе, что такое ответственность за свои поступки. Она наблюдает за безумными поворотами собственной жизни отстранённо, словно зритель за реалити-шоу. Что будет завтра – какая разница!

По ходу повествования события комментирует Кемаль из будущего. Не очень люблю формат ретроспективы: по-моему, эти комментарии только отвлекают и спойлерят, без них было бы интереснее. Лучше было бы оставить их только в конце.

В целом книга глубокая, содержательная. Переживания описаны очень ярко и трогательно. Берёт за душу. Есть много интересных мыслей, образов и описаний. Но, читая, будьте готовы испытывать возмущение, недоумение, а порой даже шок.

Источник