Больше рецензий

MrBlonde

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июня 2013 г. 11:55

865

3

Для большинства математиков — как и для большинства физиков-теоретиков — стимулом является не какая бы то ни было идея об улучшении здоровья или повышении комфорта человеческой расы, но чистая радость открытия и удовольствие от преодоления сложных проблем.


Математическое сообщество со стороны представляется подобием секты для немногих посвящённых. Абсолютное большинство людей не способно оперировать абстракциями, разработанными этой наукой на сегодняшний день. Более того, некоторые доказанные в последнее время теоремы настолько сложны, что оценить (и проверить!) их в состоянии лишь очень небольшой круг учёных во всём мире. Каждый считает, что разбирается в политике и истории, многие искренне верят в свои медицинские познания, кто-то гордится знанием всех европейских столиц и направлением Гольфстрима, - и всё это не в последнюю очередь благодаря популяризации науки при помощи книг и телевидения. И лишь глыба математики упорно сопротивляется попыткам "разжёвывания" для массового читателя. Одну из таких попыток предпринял английский писатель, бывший учитель и бизнес-аналитик Джон Дербишир в книге "Простая одержимость...".

Научно-популярная литература потому хорошо и продаётся, что зачастую рассматривает наиболее известные или необычные объекты и проблемы (чёрные дыры, работа мозга, Вторая мировая...). Заинтересовавшись большим, читатель затем разузнает о малом. Дербишир нацелился на самую крупную рыбу - гипотезу Римана, крепкий орешек из теории чисел, который не могут расколоть уже полтора столетия. Для неподготовленного читателя она не говорит ровным счётом ни о чём: "Все нетривиальные нули дзета-функции имеют вещественную часть, равную одной второй". Шаг за шагом автор препарирует утверждение, начиная с карточных фокусов и заканчивая теорией хаоса, а также приводит разные способы доказательства Гипотезы.

Всё происходит, как на школьных уроках математики: от простого к сложному...и к сложнейшему. Простые дроби, ряды, законы действий с числами, понятие функции, интеграл...Сдаётесь? Далее производная, логарифм, комплексные числа...Ещё в игре? Поле, матрица, операторы. Если вы не потеряли нить до конца рассказа, почти наверняка вы - избранный, т.е. математик. Несчастный же гуманитарий может передохнуть только при чтении глав с жизнеописаниями известных учёных - благо их там ровно половина. В них речь пойдёт об Эйлере, работавшем в Петербурге, и о "князе математиков" Гауссе, о Гильберте, завещавшем: "Мы должны знать. Мы будем знать!" и многих других. В математиках, как личностях, интересна прежде всего предельная концентрация внимания на своих изысканиях, почти отрешённость от остального мира. Книга полнится забавными анекдотами из жизни этих чудаков, немало, впрочем, и историй о героизме и самопожертвовании. Отдельно - сам Бернхард Риман, к которому автор испытывает большое уважение равно как к учёному, так и к человеку. Этот не доживший и до сорока застенчивый гений, больше всего ценивший семейное уединение, обладал поразительно дерзким воображением и преобразовал несколько разделов математики и геометрии. Всем великолепием результатов Римана может насладиться лишь профессионал, тем не менее, любому читателю легко принять сторону автора и проникнуться симпатией к великому учёному.

Как кажется, Джону Дербиширу не удалось в полной мере выполнить поставленную задачу: привести читателя прямо в сердцевину Гипотезы Римана. Увы, теоретический аппарат, необходимый для такого путешествия, слишком сложен. Желающему понять результат Римана нужно читать текст крайне внимательно и неторопливо, иногда возвращаться к уже пройденному материалу. Но совместимы ли эти требования с критериями научпопа? Весьма сомнительно. Возможно ли в принципе создание популярной книги о математике? Ответ тот же.

Ветка комментариев


Простые дроби, ряды, законы действий с числами, понятие функции, интеграл...Сдаётесь? Далее производная, логарифм, комплексные числа...Ещё в игре? Поле, матрица, операторы.



А разве всё перечисленное не входит в "Элементарную математику" и "азы Высшей", т.е. в школьную программу для всех?)

Приходилось пользоваться американскими учебниками для колледжей - у нас всё сеерьёзнй значительно. Не думаю, что научно-популярная американская литература выходит за рамки школьных возможностей для всех?


Начиная с комплексных чисел - нет. Во всяком случае в моей школе. Такие вот действия картинка MrBlonde мы не проходили.


да ну?) и это, и матрицы, и диф-лы-интегралы я учила в школе; последнее спишем на спецуклон, но комплексные числа и матрицы точно были на вступительных и в общей программе - это общая алгебра по определению;
а говорят, школьная программа уложнилась((


Я учился в обычной школе в маленьком городе и точно помню, что о матрицах (и операторах) узнал уже в институте. В одиннадцатом классе мы исследовали функции и т.п. Возможно, у ребят, участвовавших в олимпиадах по математике, были такие задания.


возможно мне память изменяет насчёт вступительных
но без знания матриц и мнимых чисел жить скучно и воображать трудно))
тем более без интегралов-дифференциалов;


Да, мнимые числа впечатляют, конечно, и Дербишир немного с ними поигрался. Но в целом без высшей математики прожить можно. Некоторые вот кино не смотрят и музыку не слушают - и ничего, живут. А вы говорите: интегралы:)


Некоторые вот кино не смотрят и музыку не слушают - и ничего, живут


не бывает такого))
а вообще спасибо за рецензию, аж захотелось "вспомнить молодость" и пошевелить мозгами


Бывает, увы:(

Пошевелить мозгами при чтении придётся обязательно, и внимание напрячь, а то можно потерять нить авторских рассуждений. Можно даже записывать)


ну без кино могу еще представить, без музыки - точно нет, очень странные люди видимо)


Многие слушают музыку только фоном, а кино смотрят, чтобы сказать, что видели.


Слушать музыку фоном - все равно что вообще ее не слышать на мой взгляд... Но к математике и гипотезе Римана это наверное уже совсем не имеет отношения)))


Но сейчас вступительные -- это ЕГЭ, а там даже интегралов нет.


В 2004 году в ЕГЭ интегралы были.


А сейчас нету.


Как жить, не зная площадь под кривой?!!1111


наверное, плохо живётся))))))))


Норм, и архитектурный заканчивают, и мосты брыкающиеся строят)


без интегралов? мосты? шутите!


Лишь немного утрирую


Хорошо, счастливо, без лишнего.


У меня в гимназии были и комплексные числа, и матрицы, но то был курс подготовки к вступительным в ВУЗ, хотя на экзаменах ничего не пригодилось, разве что в самом университете уже.


Наверно, давали по максимуму, авось что-нибудь и останется:)


Не, я просто в другой ВУЗ поступала, не в тот, который курсы проводил))


Бывает)


опыт операций с матрицами - бесценен! тренирует гибкость ума и воображения)


Особенно когда приходится перемножать матрицы... Ух, как тренировали!))


Мы проходили. Хотя и школа была математическая. Вот поля я не помню, но это могут быть баги памяти.


как? мы комплексные числа в 10м классе проходили и у меня была не спецшкола)


Может быть, попался учитель, пытающийся заинтересовать, а не прочитать программу?


видимо да, дело было в учителе, он потрясающий дядька. просто мне казалось программа в целом у всех одна почему-то


Программа, как мне кажется, это скелет, на который учитель должен сам что-то наращивать. Так обстоит дело с гуманитарными науками. Хороший учитель расскажет своё, а слабый - перескажет учебник. Кроме того, можно не успеть пройти что-либо, особенно учитывая современную гонку к ЕГЭ в 9 и 11 классах.


Санкт-Петербург - город, знающий цену математике) там работал отец современной советской физики - А.Иоффе))


Ну, в школьную программу много что входит. Просто неактуальное и невостребованное знание со временем великолепно стирается из памяти. Я, например, очень любил геометрию в школе и хорошо учился по этому предмету. А сейчас вряд ли решу даже несколько простых задач для старших классов.

Так что жду, когда ребенок пойдет в школу, чтобы снова все узнать. :)


решите; свойства нашего мозга аккумулировать знания - поразительны


В российской школе ныне не проходят комплексных чисел, матриц и операторов. Вот совсем никак.


жуть!)


Скажите пожалуйста, а как вы относитесь к применению аксиомы выбора в доказательстве?


слишком интимный вопрос) неуместный здесь


Жаль, жаль, искренне жаль... а я думал, мы с вами обсудим вопрос о существовании математических сущностей. Видно, не судьба мне найти собеседника для таких материй :)))


Ваша судьба на другом сайте)


Что ж вы меня выгоняете-то, smereka?
Может, и я на что-нибудь всё-таки сгожусь?
И как же традиции гостеприимства австралийских аборигенов и других народов?